Урок –подготовка к написанию сжатого изложения. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

Образовательная:

  • Повторить и закрепить знания о приемах сжатия текста
  • Учить сокращать текст, выделяя главное
  • Учить написанию сжатого изложения
  • Продолжить работу по отработке безошибочного письма

Развивающие:

  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся
  • Продолжить работу по развитию речи, памяти, культуры речи
  • Развитие приемов работать самостоятельно

Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к русскому языку

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать сжатое изложение.

3. Повторение.

- Какое изложение называют cжатым?

Краткое изложение исходного текста. Передается только основная информация, подробности исключаются.

- Назовите основные приемы сжатия текста?

  • исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей
  • обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения
  • сочетание исключения и обобщения

- Вспомним алгоритм написания сжатого изложения:

  1. Прослушать текст, определить тему текста (о чем текст)
  2. Сформулируйте основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан)
  3. Разбить текст на части, составьте план текста
  4. Определить микротему каждой части
  5. Найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию
  6. Подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить.
  7. Обдумать средства связи между частями.
  8. Записать сокращенный (сжатый) текст

4. Прослушивание текста.

Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств- чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.

Слова стареют не случайно. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным. Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали- деньгами, всем, чем могли. Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое свойственно нашему народу, так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая.

Но Чернобыль, землетрясения, наводнения- аварийные ситуации. Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни от человека к человеку. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

Д.Гранин.

5. Работа по содержанию текста

  1. К какому типу речи относится текст? Рассуждение
  2. Определите тему текста. Милосердие.
  3. Сформулируйте основную мысль текста. Милосердие необходимо в повседневной жизни
  4. Разбейте текст на абзацы
  5. В каждой части найдите ключевые слова
  6. Сформулируйте микротему каждой части
  7. Прослушайте текст второй раз.
  Ключевые слова. Микротема.
1 Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определённых чувств., свойств, понятий. Одно из таких чувств- чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. Милосердие-одно из проявлений нравственности, но термин этот старомодный.
2 Слова стареют не случайно. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным. Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали- деньгами, всем, чем могли. Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое свойственно нашему народу, так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая. Что значит всенародное милосердие.
3 Но Чернобыль, землетрясения, наводнения- аварийные ситуации. Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни от человека к человеку. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом. Милосердие необходимо в повседневной жизни.
4 Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется оно слабеет и атрофируется. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Способность откликаться на чужую беду- чувство врожденное.

- Работаем последовательно с каждой частью.

- Назовите микротему каждой части..

- Назовите ключевые слова, которые передают основную информацию

- Подумайте, что можно исключить из каждой части, что можно обобщить

- Запишите сжатый вариант каждой части текста.

  Вариант сжатия текста
1 Нравственность состоит из конкретных чувств. Одно из них - чувство милосердия. Термин сегодня старомодный, отвергнутый жизнью.
2 Как же получилось, что это чувство в нас убыло?

Мне могут возразить, что это не так. Есть множество примеров проявления милосердия. Например, трагедия в Чернобыле. Люди помогали всем, чем могли. Это проявление всенародного милосердия, подтверждающим способность людей проявлять добрые чувства.

3 Оно проявляется и в других чрезвычайных ситуациях. Но человеку милосердие и сочувствие чаще требуется в будничной жизни.
4 Способность откликаться на чужую боль - чувство врожденное. Но его необходимо постоянно употреблять, так как оно является важнейшим проявлением нравственности.

6. Написание сжатого изложения.

- Перепишите сжатое изложение с черновика .

- Пишите аккуратным разборчивым почерком.

7. Итог.