Цели урока:
Образовательная:
- Повторить и закрепить знания о приемах сжатия текста
- Учить сокращать текст, выделяя главное
- Учить написанию сжатого изложения
- Продолжить работу по отработке безошибочного письма
Развивающие:
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся
- Продолжить работу по развитию речи, памяти, культуры речи
- Развитие приемов работать самостоятельно
Воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к русскому языку
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать сжатое изложение.
3. Повторение.
- Какое изложение называют cжатым?
Краткое изложение исходного текста. Передается только основная информация, подробности исключаются.
- Назовите основные приемы сжатия текста?
- исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей
- обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения
- сочетание исключения и обобщения
- Вспомним алгоритм написания сжатого изложения:
- Прослушать текст, определить тему текста (о чем текст)
- Сформулируйте основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан)
- Разбить текст на части, составьте план текста
- Определить микротему каждой части
- Найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию
- Подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить.
- Обдумать средства связи между частями.
- Записать сокращенный (сжатый) текст
4. Прослушивание текста.
Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств- чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.
Слова стареют не случайно. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным. Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали- деньгами, всем, чем могли. Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое свойственно нашему народу, так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая.
Но Чернобыль, землетрясения, наводнения- аварийные ситуации. Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни от человека к человеку. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом.
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.
Д.Гранин.
5. Работа по содержанию текста
- К какому типу речи относится текст? Рассуждение
- Определите тему текста. Милосердие.
- Сформулируйте основную мысль текста. Милосердие необходимо в повседневной жизни
- Разбейте текст на абзацы
- В каждой части найдите ключевые слова
- Сформулируйте микротему каждой части
- Прослушайте текст второй раз.
Ключевые слова. | Микротема. | |
1 | Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определённых чувств., свойств, понятий. Одно из таких чувств- чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. | Милосердие-одно из проявлений нравственности, но термин этот старомодный. |
2 | Слова стареют не случайно. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным. Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали- деньгами, всем, чем могли. Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое свойственно нашему народу, так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая. | Что значит всенародное милосердие. |
3 | Но Чернобыль, землетрясения, наводнения- аварийные ситуации. Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни от человека к человеку. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом. | Милосердие необходимо в повседневной жизни. |
4 | Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется оно слабеет и атрофируется. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. | Способность откликаться на чужую беду- чувство врожденное. |
- Работаем последовательно с каждой частью.
- Назовите микротему каждой части..
- Назовите ключевые слова, которые передают основную информацию
- Подумайте, что можно исключить из каждой части, что можно обобщить
- Запишите сжатый вариант каждой части текста.
Вариант сжатия текста | |
1 | Нравственность состоит из конкретных чувств. Одно из них - чувство милосердия. Термин сегодня старомодный, отвергнутый жизнью. |
2 | Как же получилось, что это чувство в нас
убыло? Мне могут возразить, что это не так. Есть множество примеров проявления милосердия. Например, трагедия в Чернобыле. Люди помогали всем, чем могли. Это проявление всенародного милосердия, подтверждающим способность людей проявлять добрые чувства. |
3 | Оно проявляется и в других чрезвычайных ситуациях. Но человеку милосердие и сочувствие чаще требуется в будничной жизни. |
4 | Способность откликаться на чужую боль - чувство врожденное. Но его необходимо постоянно употреблять, так как оно является важнейшим проявлением нравственности. |
6. Написание сжатого изложения.
- Перепишите сжатое изложение с черновика .
- Пишите аккуратным разборчивым почерком.
7. Итог.