Программа элективного курса "Основы предпринимательской деятельности"

Разделы: Экономика


Программа предпрофильного элективного курса "Основы предпринимательской деятельности" разработана для преподавания в 9 классах основной школы, рассчитана на 17 учебных часов.

Программа включает 4 темы, изучение которых позволит учащимся ознакомиться с фундаментальными экономическими концепциями, основами теории фирмы, спецификой предпринимательской деятельности и её местом в современной российской экономической реальности. Данный элективный курс поможет школьникам осознанно определиться с профилем обучения в старших классах.

Важно отметить, что программа концентрирует свое внимание в основном на вопросах микроэкономики, с которыми учащиеся, так или иначе, сталкиваются в повседневной жизни, хотя и затрагивает ряд макроэкономических вопросов, например, налоги. Программа предполагает при изучении целого ряда тем ссылку на современную ситуацию в российской экономике и социальной сфере.

Цель курса: стимулировать интерес учащихся к изучению экономики как науки не только познавательной, но и имеющей важное практическое значение.

Основные задачи курса:

  • Ознакомление учащихся с базовыми понятиями экономической науки и основами предпринимательской деятельности в рамках предпрофильной подготовки.
  • Совершенствовать и закрепить навыки работы учащихся с тестами, анкетами, навыки решения экономических задач и проектной деятельности.
  • Воспитывать у школьников понимание того, что рынок и свобода предпринимательства обязательно предполагают знание и соблюдение законов и несут важные социальные функции.

Методические особенности курса.

Данный элективный курс является предпрофильным и рассчитан на школьников, не изучавших ранее предмет "Экономика", но интересующихся им, планирующих в будущем продолжить обучение в классах социально - экономического профиля. В связи с этим первые занятия курса предполагают вводные темы, знакомящие ребят с базовыми вопросами экономической теории.

В рамках элективного курса предлагаются не только теоретические, но и практические занятия, а также самостоятельная работа учащихся.

Изучение каждой темы предполагает рассказ учителя, возможно, работу с учебником по теоретическим вопросам, обозначенным в программе курса.

Ряд тем предполагает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы практической направленности, позволяющие ученикам получить не только знания, но и базовые умения, необходимые человеку, решившему заняться бизнесом. Так, тема 2 "Из истории предпринимательства в России:" предполагает подготовку учащимися сообщений о видных российских предпринимателях, тема 6 "Основные этапы предпринимательской деятельности" предполагает деловую игру "Ярмарка предпринимательских идей" в форме "мозгового штурма", тема 11 "Маркетинг" - практическую работу "Анализ рекламного рынка". Подробная информация о них представлена в Приложении 1. Коллективное обсуждение вопросов "Преимущества и недостатки рыночной экономики", "Особенности предпринимательского ресурса" (раздел 1), "Каким должен быть современный менеджер" (раздел 3), "Индивидуальное предпринимательство: преимущества и трудности" (раздел 4) проводится учителем в форме эвристической беседы с опорой на знания, полученные школьниками на уроках обществознания, истории, из средств массовой информации, на основе их жизненного опыта.

Программа способствует овладению первичными навыками предпринимателя в рамках работы над учебным проектом "Создание бизнес- плана". Проект, подготовленный учащимися, выступает как зачётная работа по окончании элективного курса.

Анкетирование учащихся по итогам работы курса позволит учителю оценить качество своей работы, сделать выводы о необходимых изменениях в работе на будущее.

Формы контроля:

  • По итогам изучения каждого раздела учащимся предлагается устно либо письменно в тестовой форме отчитаться по знаниям основных вопросов изученных тем.
  • В ходе занятий производится оценка подготовленных учащимися докладов, выполненных практических работ.
  • По итогам курса осуществляется презентация, защита и оценка качества подготовленных учащимися бизнес - планов.

Предполагаемая результативность курса.

  • Учащиеся должны усвоить основные экономические понятия, предложенные к изучению программой курса.
  • Учащиеся должны отработать навык анализа экономической информации.
  • В рамках работы над проектом школьники должны получить теоретические знания и сформировать первичный навык перспективного бизнес - планирования.
  • В качестве практической иллюстрации результатов работы ребят должен выступить подготовленный ими бизнес - план.
  • По окончании курса ученики должны определиться с необходимостью дальнейшего углублённого изучения экономической науки в классах социально - экономического профиля.

Программа курса: "Основы предпринимательской деятельности."

Раздел 1. Введение в экономику. (2 ч.)

Экономика: наука и хозяйство. Виды ресурсов. Проблема ограниченности. Кривая производственных возможностей. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Кругооборот товаров, услуг, ресурсов, денег в экономике.

Особенности предпринимательского ресурса. Зарождение российского предпринимательства. Предпринимательские династии. Социальная ответственность, благотворительность и меценатство в истории российского предпринимательства.

Раздел 2. Теория фирмы. (3 ч.)

Условия развития предпринимательства. Предприятие. Фирма. Правовой статус фирмы.

Структура издержек производства. Минимизация издержек. Производительность. Факторы, влияющие на производительность.

Решение задач по теме :"Структура издержек производства". Прибыль, виды прибыли.

Раздел 3. Технология предпринимательства. (8 ч.)

Основные этапы предпринимательской деятельности. Выработка предпринимательской идеи. Практическая работа:"Ярмарка предпринимательских идей"

Назначение и структура бизнес - плана .Введение в проект: "Создание бизнес- плана".

Финансовый план. Внутренние и внешние источники финансирования фирмы. Кредит: за и против. Бухгалтерский учёт. Бухгалтерская отчётность. Баланс предприятия.

Производственный план: от разработки товара до изготовления конечного продукта.

Структура управления современным предприятием. Менеджмент: понятие, функции, задачи. Каким должен быть современный менеджер.

Оценка риска предпринимательской деятельности. Страхование.

Роль маркетинговых технологий. Виды маркетинга. Этапы целевого маркетинга. Маркетинговые исследования. Реклама: понятие, функции, виды. Сбыт.

Практическая работа: "Анализ рекламного рынка".

Консультация по проекту: " Создание бизнес - плана"

Раздел 4. Социально- правовые аспекты предпринимательской деятельности в России.(3 ч.)

Основные организационно - правовые формы организации бизнеса в России. Индивидуальное предпринимательство: преимущества и трудности.

Налоги. Виды налогов. Способы налогообложения. Предприниматель и налоги.

Взаимодействие предпринимателя и наёмных работников.

Современные проблемы и особенности предпринимательской деятельности в России. Роль государства в поддержке малого бизнеса. Социальный статус предпринимателя в России. Социальная ответственность современного бизнеса.

Презентация учебных проектов: " Создание бизнес - плана" (2 ч.)

Презентация учебных проектов. Подведение итогов работы учащихся в течение элективного курса.

Учебно - тематический план курса : "Основы предпринимательской деятельности."

№ п/п Названия разделов и тем Формы работы Количество часов
  Раздел 1. Введение в экономику.   2
1 Рыночная экономическая система. лекция с элементами эвристической беседы 1
2 Предпринимательство - особый вид ресурсов. Из истории предпринимательства в России: семинар 1
  Раздел 2. Теория фирмы.   3
3 Предприятие, фирма. лекция 1
4 Издержки производства и их минимизация. комбинированное занятие с элементами лекции и практической работы 1
5 Прибыль. Виды прибыли. комбинированное занятие с элементами лекции и практической работы 1
  Раздел 3. Технология предпринимательства.   8
6 Основные этапы предпринимательской деятельности. комбинированное занятие с элементами лекции и деловой игры 1
7 Современный бизнес - план.

Введение в учебный проект: "Создание бизнес- плана".

лекция 1
8 Финансовый план. лекция 1
9 Производственный план. лекция 1
10 Специфика менеджмента в современных условиях. лекция с элементами эвристической беседы 1
11 Маркетинг. комбинированное занятие с элементами лекции и практической работы 1
12 Консультация по проекту: " Создание бизнес - плана" консультация 1
  Раздел 4. Социально- правовые аспекты предпринимательской деятельности в России.   3
13 Организационно - правовые формы организации бизнеса в РФ. лекция с элементами эвристической беседы 1
14 Предприниматель и налоги. лекция 1
15 Взаимодействие предпринимателя и наёмных работников. комбинированное занятие с элементами лекции и практической работы 1
16,17 Презентация учебных проектов: " Создание бизнес - плана" конференция 2

Литература для учащихся.

  1. Автономов В. С. Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Вита - Пресс (любое издание);
  2. Леонтьев А. В. Технология предпринимательства.9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа (любое издание).

Рекомендуемая дополнительная литература.

  1. Азимов Л.Б. Преподавание курса "Ведение в экономику": Пособие для учителя - М.:Вита - Пресс, 1998.
  2. Архипова А.П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебн. пособие для 8 - 9 кл. - М.: Вита - пресс, 2008.
  3. Гудырин С. Н. Основы маркетинга: Учебное пособие для 10 - 11 кл. - М.: Вита - пресс, 2003.
  4. Кашанина Т. В., Кашанин Т. В. Право и экономика: Учебное пособие для 10- 11 кл. В 2-х книгах. - М: Вита - пресс,2003.
  5. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М., 1995.
  6. Налоговый кодекс РФ.- М., 2004.
  7. Основы экономической теории: Учебник для 10- 11 кл. Под ред. С. И. Иванова.- М, 2004.
  8. Равичев С. В. и др. Задачи по экономике с решениями. М.,1999.
  9. Розанова Н. М. Моя фирма: Учебное пособие для 8- 9 кл. - М.: Вита - пресс, 2006..
  10. Черняк В. З. Введение в предпринимательство: Учебник для 10,11 кл.- М., 2002.
  11. ШибуковА. А. и др. Основы предпринимательства.- Учебное пособие для студентов.- Коломна,2003.