Цели урока: познакомить детей с рассказом В. А. Осеевой "Волшебное слово", развивать внимание, навыки чтения, учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого, воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: портрет В.А. Осеевой, книга, "Волшебное слово", записи на доске, кроссворд.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Метод: эвристическая беседа.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.
2. Речевая разминка.
Был вежлив,
Этот мальчик
И, право очень мил:
Отняв у младших Мячик,
Он их благодарил,
Спасибо! - говорил
(С.Я Маршак)
- Прочитайте "птичьим базаром".
- О чём это стихотворение?
Работа над выразительны чтением стихотворения.
3. Постановка цели урока.
- Цель нашего урока сегодня - поговорить о " Волшебных словах" и понять, как они действуют на людей.
4. Изучение нового материала.
- Я предлагаю вам прочитать рассказ В. А. Осеевой портрет которой вы видите.
Подготовка к чтению.
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целым словом:
подвиньтесь
с досадой
покосился
стряпает
ссорился
прислушивается
буркнул
путешественник
кататься
начерченные
5. Первичное чтение рассказа.
а) чтение " буксир" с 87/
б) чтение "цепочкой" /до конца/
Физкультминутка.
6. Первичное проверка понимания.
- О ком этот рассказ?
- Что случилось с Павликом?
- Как об этом узнал старик?
- Можете ли вы найти в тексте отрывки доказывающие, что Павлик говорил с родными грубо, невежливо?
- Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику?
- Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?
- Как вы думаете, зачем Павлик побежал на улицу?
- На какого волшебника, по - вашему, похож старик?
- С какой целью нужно употреблять волшебные слова?
- Какие слова в тексте помогут нам определить настроение Павлика, сестры, бабушки и брата?
- Найдите и прочитайте их?
(Буркнул, сжал кулаки, крикнул)
7. Выборочное чтение.
-Прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.
-Прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
-Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке.
8. Деление текста на части и пересказ по частям.
- На какие части можно разделить рассказ?
- Как можно озаглавить каждую часть?
- Попробуйте сделать это словами текста?
Например:
"Скоро совсем убегу"
"Есть такое волшебное слово"
"Лена, дай одну краску, пожалуйста:"
"Дай мне кусочек пирожка, пожалуйста"
"Возьми меня, пожалуйста""
"Скамейка была пуста".
9. Чтение текста на странице 88 по ролям.
Чтение в парах до конца рассказа.
Закрепление изученного материала.
-В чем состоит главная мысль рассказа. ( В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми - "За добро добром платят, волшебные слова действительно существуют).
-Кто на самом деле творил "чудеса" в этом рассказе?
-Знаешь ли ты, почему волшебное слово имеет такую силу?
-Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова?
-Как вы думаете, что же, по мнению автора, дорого ценится окружающими?
Оценки (выставление с комментированием).
- Всем спасибо за работу на уроке.
Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду рассказа, выразительно читать текст и пересказывать.