Пояснительная записка.
Решение задач в среде Excel способствует развитию у учащихся алгоритмического и логического мышления, а также приобретению навыков компьютерного моделирования процессов в различных предметных областях.
Общее знакомство с программой электронных таблиц заложено в базовом плане для 7-9 классов основной школы и предполагает изучение структуры таблиц, типов обрабатываемых данных, правил ввода формул, адресации ячеек, использование мастера функций, построение диаграмм и графиков. Но расширить спектр задач, которые можно решать в Excel, позволяет предлагаемый курс для 10 класса.
Данный курс рассчитан на 28 занятий и предполагает закрепление изученного материала в основной школе и углубление знаний при работе с математическими, текстовыми, статистическими, логическими и финансовыми функциями программы Excel.
Использование иллюстративных диаграмм и графиков дает возможность ученику более наглядно увидеть динамику изучаемого процесса, сделать сравнительный анализ и прогноз. Электронные таблицы - это не только удобный формат представления информации, но и инструмент решения задач в различных предметных областях.
В программу включены задачи, интегрированные с экономикой, логикой, математикой, физикой, химией, биологией, статистикой. 8 часов курса отводится задачам финансовой математики - это вызвано интересом современного общества и семьи к вопросам планирования бюджета, необходимостью уметь оценить выгодность для потребителя какого-либо вложения или кредита. Excel - надежный помощник в этом. Раздел финансовой математики широко предлагается для изучения в ВУЗах, поэтому учащиеся познакомить учеников с этой областью знаний - одна из задач курса.
Цель курса: расширить знания учащихся в области применения Excel, дать им возможность научится использовать прикладную программу в различных предметных областях, овладев умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных процессов, развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, воспитание ответственного отношения к поставленным задачам, умение работать в коллективе и индивидуально.
Курс был апробирован в 10 классе ГОУ СОШ 878 в 2010-2011 учебном году.
Поурочное планирование курса
| № урока | Тема | Практические задания |
| Вводное занятие (повторение) Электронная таблица Excel. Формат данных. Адресация в ЭТ (абсолютная, относительная, смешанная) | Ввод данных в табличную форму.
Копирование расчетных формул, работа с
диапазоном ячеек. Задача "Стоимость туристической путевки в разные страны мира" с указанием цен в рублях и евро. |
|
| Логистика | Решение задач логистики "Транспортная
перевозка" "Распределение детей по экскурсионным автобусам" |
|
| Встроенные функции. Мастер функций. | Знакомство с категориями встроенных
функций. Запись различных формул. Задача "Движение катера" Задача "Расчет электроэнергии" |
|
| Математические функции | Решение расчетной задачи | |
| Логические функции | Задача "Конкурсный отбор" | |
| Сортировка данных. Поиск данных | Сортировка текстовых и числовых данных. Работа с фильтром. Запросы. | |
| Построение диаграмм | Построение круговой диаграммы и гистограммы. | |
| Построение графиков | Построение графиков математических функций (линейный, парабола) | |
| Статистические задачи | Нахождение решения методом подбора параметров | |
| Финансово-математические задачи | Расчет заработной платы и налоговых ставок | |
| Финансово-математические задачи | Расчет премий сотрудникам | |
| Финансово-математические задачи | Расчет общего дохода за год (зарплата) | |
| Работа с текстовыми функциями | Задачи на обработку текстовой информации | |
| Задачи с данными типа "дата" | Задачи на обработку данных с учетов даты | |
| Задачи с данными типа "время" | Задачи на обработку временных интервалов | |
| Использование условных и логических функции в решении экономических задач | Расчет оплаты коммунальных услуг. | |
| Использование условных и логических функции в решении экономических задач | Задача уценки продукции на складе. | |
| Использование условных и логических функции в решении экономических задач | Задача оплаты труда сезонных рабочих (сдельная) | |
| Использование условных и логических функции в решении экономических задач | Задача оплаты проезда в пригородных поездах | |
| Использование условных и логических функции в решении экономических задач | Задача расхода кормов на звероферме | |
| Решение задач финансовой математики. | Расчет рентабельности инвестиций | |
| Моделирование роста числовой последовательности в таблице | Задача арифметической и геометрической прогрессии | |
| Начисление процентов | Вычисление простого и сложного процента. | |
| Потоки платежей | Оценка текущей стоимости будущих затрат | |
| Ставка рефинансирования. | Динамика ставки рефинансирования ЦБ | |
| Ценность и периодичность | Оценка будущей ценности. Сегодняшняя ценность. Количество периодов. | |
| Процентная ставка платежа | Построение графиков платежа на погашение долга. | |
| Аннуитетные финансовые функции. | Аннуитетный график погашения. |
Использованные источники и материалы.
1. Информатика. Задачник-практикум в 2т. /под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2004
2. Смирнова Е.Ю. "Техника финансовых вычислений на Excel. http://www.cfin.ru/finanalysis/smirnova/
3. Финансовые вычисления и графики в Excel. http://www.finances-analysis.ru/buy-xls-list.htm
4. Издательский дом "Первое сентября" подбор материалов газеты с 2002 года https://podpiska.1sept.ru