ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Между нами и адом, между нами и небом - только жизнь, самая хрупкая вещь на свете.
Блез Паскаль
О важности духовного воспитания прекрасно сказал патриарх Кирилл: "Жизнь не является той лучезарной розовой картинкой, которая всегда рисуется в воображении молодого человека... Никто не может гарантировать благополучных внешних условий на протяжении всей человеческой жизни. Самая благополучная жизнь несет в себе некие драмы и даже, может быть, катастрофы. Но для того чтобы жизнь была благополучной даже при сложных внешних обстоятельствах, для того чтобы человек был счастливым, для того чтобы он имел возможность пройти жизнь, полную смысла, необходимо что-то очень важное иметь внутри себя. Я называю это внутренним человеком. Внутренний человек-это наше самосознание. Это мы, это наша душа. Если этот внутренний человек правильным образом сформирован, даже внешне катастрофические условия жизни не способны разрушить того, что человек называет счастьем".
Современное общество захлестнула волна социальных проблем- наркомания, алкоголизм, преступность. Конечно, они вызваны, главным образом, сложностью перехода от одной экономической модели развития к другой. Но все же часть из них можно было бы избежать с помощью духовного воспитания, изучения основ православия.
Православие - ведущая традиционная религия России, одна из ветвей христианства, мировой религии. Только в нашей стране история православия насчитывает более 1000 лет. Вечные ценности этой религии неоспоримы. Они заключаются не только в формировании устойчивых семейных традиций, основанных на признании первенства главы семь. и, уважении старших и т.д. На нем воспитывалось не одно поколение россиян. Как часть христианства оно приобщает человека к базовым, общечеловеческим ценностям. Как православие помогает сомоидентифицироваться, осознать свою национальность; ее место, значение и роль в современном мире.
Еще одной немаловажной стороной изучения православия является формирование четких духовных границ человека, некоей непоколебимой системы ценностей, которая поможет ему выстоять в трудную минуту и позволит избежать многочисленных соблазнов, в том числе и такого явления, как псевдорелигии и тоталитарные секты. Кроме всего прочего, православие является неотъемлемой частью казачьей культуры, что немаловажно для подрастающего поколения Кубани.
Программа построена на сочетании тем сугубо духовного и культорологического материала, теоретических, практических и развивающих занятий, допускает широкий спектр выполнения всевозможных самостоятельных работ учащихся, в т.ч. и по их выбору.
В настоящее время существуют программы А.Г. Еременко и А.Д. Бородиной, но они рассчитаны на более длительный процесс изучения, несколько расплывчаты, в ряде тем неконкретны, охватывают другие религии, зачастую содержат такие темы, изучение которых, несомненно, вызовет затруднения учащихся.
Разработанная же программа "Основы православия" очень конкретна, направлена на изучение. Ее несомненным достоинством является сосредоточенность именно на православных ценностях и темах, конкретность, четкость изложения и культурологический, а не религиозный акцент.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Знание четких определений того или иного явления духовной жизни, выдающихся памятниках церковного искусства, библейских сюжетов.
- Уважительное отношение к религиозным чувствам.
- Бережное отношение к культурному и историческому наследию нашего народа.
- Совершенствование эстетического вкуса.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- Формирование общих представлений о православии как неотъемлемой части христианства, духовной опоре истории России, стержне ее культуры.
ЗАДАЧИ:
- формирование базовых духовных ценностей;
- чувства уважения к старшим, своей истории и культуре;
- расширение представлений школьников о православии как неотъемлемой части патриотизма;
- совершенствование умения отстаивать свою точку зрения в дискуссиях.
ПУТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
- Лекции.
- Беседы.
- Экскурсии в храм.
- Просмотр и прослушивание аудио и видеокассет.
- Беседы со священником.
- Работа с иллюстрациями.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Программа рассчитана на обучение и воспитание детей в возрасте от 14 до 16 лет.
- Время реализации программы - 1 год.
- Периодичность занятий - 2 раза в неделю.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
- Количество обучающихся в группе - 12 человек.
- Коллектив организован на основе самоуправления, при выборности старосты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Теория | Практика | Выездные |
1. | Храмы России | 28 | 24 | 3 | 1 |
2. | Православные святые | 14 | 12 | 2 | |
3. | Православные монастыри | 24 | 20 | 3 | 1 |
4. | Православная икона | 18 | 16 | 2 | |
5. | Библия. Ветхий Завет | 24 | 22 | 2 | |
6. | Библия. Новый Завет | 36 | 34 | 1 | 1 |
Итого | 144 | 128 | 13 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Храмы России.
- Крестное знамение.
- Храм.
- Успенский собор.
- Архангельский собор.
- Благовещенский собор.
- Собор Василия Блаженного.
- Собор св.Софии в Киеве.
- Собор св.Софии в Новгороде.
- Успенский собор во Владимире.
- Церковь Покрова на Нерли.
- Церковь Вознесения в Коломенском.
- Александро-Невский собор в Краснодаре.
- Свято-Преображенский храм в п. Псебай.
- Экскурсия в храм.
Тема 2. Православные святые.
- Жития святых.
- Св. великомученица Варвара.
- Святая великомученица Екатерина.
- Святитель и чудотворец Николай Мерликийский.
- Св. Сергий Радонежский.
- Св. Серафим Саровский.
- Прослушивание аудиозаписей по теме.
Тема 3. Православные монастыри.
- Киево-Печерская лавра.
- Троице-Сергиева лавра.
- Почаевская лавра.
- Александро-Невская лавра.
- Кириллов монастырь.
- Ферапонтов монастырь.
- Воскресенский новоиерусалимский монастырь.
- Соловецкий монастырь.
- Свято-Екатерининская лебяжья пустынь.
- Межигорский монастырь.
- Экскурсия в монастырь.
- Экскурсия в Архыз.
Тема 4. Православная икона.
- Икона.
- Троица А.Рублева.
- Образы Ф.Грека.
- Фрески Дионисия.
- Казанская икона Божией матери.
- Донская икона Божией матери.
- Иверская икона Божией матери.
- Тихвинская икона Божией матери.
- Просмотр видеофильма.
Тема 5. Библия. Ветхий завет.
- Священное писание и предание.
- Сотворение мира.
- Грехопадение.
- Каин и Авель.
- История Авраама.
- История Иосифа.
- Моисей.
- Судьи.
- История Давида.
- Царь Соломон.
- Пророки.
- Тестирование.
Тема 6. Библия. Новый завет.
- Рождество Богородицы.
- Благовещение.
- Рождество Христово.
- Сретение Господне.
- Поклонение Волхвов.
- Отрок Иисус в храме.
- Иоанн Креститель.
- Брак в Канне Галилейской.
- Христос целитель.
- Чудеса над природой.
- Притчи.
- Преображение.
- Тайная вечеря.
- Суд над Иисусом Христом.
- Распятие.
- Воскресение Христово.
- Явление Христа после воскресения.
- Обобщающее занятие. Экскурсия в храм п. Мостовского.
РЕФЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ
Тема 1. Храмы России.
Дается определение храма, культурологическое и духовное, показывается устройство и функциональное предназначение отдельных его частей, их глубокое символическое значение. Кратко излагаются вехи становления канона, разворачивается картина архитектурного и духовного богатства нашей страны. Излагается история отдельных шедевров, их история и значение в жизни нашей страны. Изучение раздела завершается посещением храма и беседой с его настоятелем.
Тема 2. Православные святые.
Дается определение святости, критерии его достижения, рассказывается история первых подвижников, значение их духовного подвига для жизни страны и отдельно взятого человека как духовного маяка. Изучаются биографии конкретных святых и их роль в духовной жизни нашей страны. Изучение раздела завершается изучением аудиозаписи. Учащиеся по желанию выполняют небольшие проекты.
Тема 3. Православные монастыри.
Дается определение монастыря как культорологическое, так и духовное. Кратко изучается история появления монашества, его развитие в Византии и современном мире. Разворачивается история лавр и наиболее значимых для России монастырей, их духовный и воинский подвиг, их архитектурные и культурные богатства. Изучение раздела завершается двумя экскурсиями: одна - в Архыз, другая - в близлежайший монастырь.
Тема 4. Православная икона.
Дается определение иконы, в том числе и отцов церкви. Рассматриваются различные типы икон. Возможны внеплановые экскурсии в храм и библиотеку. Рассматриваются отдельные иконы как предмет духовного поклонения и шедевры изобразительного искусства. Учащиеся могут самостоятельно искать в произведениях поэтов стихи о иконах вообще или конкретном произведении. Изучение раздела завершается просмотром видеофильма.
Тема 5. Библия. Ветхий завет.
Изучается различие писания и предания, количество книг в Библии, деление на заветы, отдельные произведения, главы и стихи. Допускается практическое занятие, когда учащиеся самостоятельно разыскивают тот или иной отрывок. Рассматриваются отдельные события, излагаемые в Ветхом Завете. Особое внимание уделяется Заповедям Моисея. У учащихся формируется представление о том, что события, представленные в первой части Библии предвосхищают приход Христа. Раздел завершается составлением самостоятельного проекта по ранее изученным темам.
Тема 6. Библия. Новый завет.
Формируется четкое представление учащихся об основных канонах православия - Троице и двойной природе Христа, символике креста и т.п. Изучаются отдельные сюжеты Евангелий, вехи земного пути Иисуса. При изучении раздела допускаются различные формы технических обобщений, используемых при изучении предыдущих тем. У учащихся должно сложиться убеждение, что Евангелие- не вторая, а основная часть Библии, некий духовный маяк. Закрепление темы выступает в виде поездки в храм и прослушивании проповеди.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
В завершении каждого занятия проводится своеобразное закрепление в виде анкетирования или беглого опроса. Учащиеся запоминают, на что следует обратить особое внимание. Следующее занятие начинается с просьбы учителя воспроизвести ключевые понятия, либо факты прошлого. Каждый блок тем завершается практическим занятием - семинаром, выставкой, конкурсом работ, т.е. коллективным творческим делом, который призван упрочить полученные знания школьников.
№ п/п | Тема | Форма проведения контроля |
1. | Храмы России | Экскурсия в храм п.Псебай |
2. | Православные святые. | Прослушивание аудиозаписи |
3. | Православные монастыри | Экскурсия в Архыз |
4. | Православная икона | Просмотр видеофильма |
5. | Библия. Ветхий Завет | Составление проекта |
6. | Библия. Новый Завет | Экскурсия в храм п.Мостовского |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Курс охватывает значительный, объемный содержательный блок информации. Реализация программы, в которой подавляющая часть времени отведена теории, потребует от учащихся напряженного мыслительного процесса. Традиционно изучение тем, посвященных культуре, вызывает у учащихся затруднения, т.к. они сопряжены с наличием большого числа названий, имен, дат, иллюстраций. Автор программы сосредотачивает внимание школьников на каком-либо одном произведении, что адаптирует его в соответствии психофизическими особенностями школьников. Облегчить восприятие призваны работа с иллюстрациями, схемами, просмотр видеофильмов, прослушивание видеокассет, экскурсии. Важнейшей частью изучения той или иной темы является закрепление, когда школьники воспроизводят полученный материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Библия. Любое издание.
- Детская библия. Любое издание.
- Закон Божий. М., 1991г., тт. 1-5
- Иерей Илья Шугаев. Православная семья, М., 2006г.
- Библейские предания. С.- П., 1996г.
- Монастыри. Энциклопедический справочник. М., 2006г.
- Митрополит Исидор (Кириченко). Судьба России в свете православия. Краснодар, 2007г.
- Российские православные праздники. М., 1996г.
- Светлое Воскресенье. М., 1994г.
- Священник Василий Мешков. Праздники в православии. М., 2007г.
- М.В.Губарева. Сто великих храмов мира. М., 2000г.
- Г. Гече. Библейские истории. М., 1989г.
- В.С.Колесникова. Русские православные праздники, М., 1996г.
- Закон Божий, М., 1987г., кн. 1-5
- Практический справочник по православию, М., 2008г.
- Наталия Будур. Православные иконы, М., 2006г.
- Н.А.Ионина. Сто великих монастырей. М., 2006г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Православие. М., 2006г.
2. Библейские предания. М., 1997г.
3. Православная энциклопедия, М., 1998-2008 гг., тт.1- 19
4. О.Г.Данильян, В.М.Тараненко. Религиоведение. М., 2007г.
Рассмотрено на МО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
--------------------------- Зам. директора по УВР Директор
"___"_________2010г. ____________________ _______________
"____"___________2010г. "___"_______2010г.
Календарно-тематический план
Объединение "Основы православия" Год обучения 1
№ | Дата пров-я | Тема | Теория | Практика | Примечания |
Тема 1. Храмы России | 24 | 4 | |||
1 | Крестное знамение | 2 | |||
2 | Храм | 2 | |||
3 | Успенский собор | 2 | |||
4 | Архангельский собор. | 2 | |||
5 | Благовещенский собор | 2 | |||
6 | Собор Василия Блаженного. | 2 | |||
7 | Собор св.Софии в Киеве | 2 | |||
8 | Собор св.Софии в Новгороде | 2 | |||
9 | Успенский собор во Владимире | 2 | |||
10 | Церковь Покрова на Нерли | 2 | |||
11 | Церковь Вознесения в Коломенском | 2 | |||
12 | Александро-Невский собор в Краснодаре | 2 | |||
13 | Свято-Преображенский храм в п. Псебай | 2 | |||
14 | Экскурсия в храм. | 2 | |||
Тема 2. Православные святые | 12 | 2 | |||
15 | Жития святых | 2 | |||
16 | Св. великомученица Варвара | 2 | |||
17 | Святая великомученица Екатерина | 2 | |||
18 | Святитель и чудотворец Николай Мерликийский | 2 | |||
19 | Св. Сергий Радонежский | 2 | |||
20 | Св. Серафим Саровский | 2 | |||
21 | Прослушивание аудаудиоозаписей по теме. | 2 | |||
Тема 3. Православные монастыри | 20 | 4 | |||
22 | Киево-Печерская лавра | 2 | |||
23 | Троице-Сергиева лавра | 2 | |||
24 | Почаевская лавра | 2 | |||
25 | Александро-Невская лавра | 2 | |||
26 | Кириллов монастырь | 2 | |||
27 | Ферапонтов монастырь | 2 | |||
28 | Воскресенский новоиерусалимский монастырь | 2 | |||
29 | Соловецкий монастырь | 2 | |||
30 | Свято-Екатерининская лебяжья пустынь | 2 | |||
31 | Межигорский монастырь | 2 | |||
32 | Экскурсия в монастырь | 2 | |||
33 | Экскурсия в Архыз | 2 | |||
Тема 4. Православная икона | 16 | 2 | |||
34 | Икона. | 2 | |||
35 | Троица А.Рублева | 2 | |||
36 | Образы Ф.Грека. | 2 | |||
37 | Фрески Дионисия | 2 | |||
38 | Казанская икона Божией матери | 2 | |||
39 | Донская икона Божией матери | 2 | |||
40 | Иверская икона Божией матери. | 2 | |||
41 | Тихвинская икона Божией матери | 2 | |||
42 | Просмотр видеофильма | 2 | |||
Тема 5. Библия. Ветхий завет | 22 | 2 | |||
43 | Священное писание и предание | 2 | |||
44 | Сотворение мира | 2 | |||
45 | Грехопадение | 2 | |||
46 | Каин и Авель | 2 | |||
47 | История Авраама | 2 | |||
48 | История Иосифа | 2 | |||
49 | Моисей | 2 | |||
50 | Судьи | 2 | |||
51 | История Давида | 2 | |||
52 | Царь Соломон | 2 | |||
53 | Пророки | 2 | |||
54 | Составление проекта | 2 | |||
Тема 6. Библия. Новый завет | 34 | 2 | |||
55 | Рождество Богородицы | 2 | |||
56 | Благовещание | 2 | |||
57 | Рождество Христово | 2 | |||
58 | Сретение Господне | 2 | |||
59 | Поклонение Вохвов | 2 | |||
60 | Отрок Иисус в храме | 2 | |||
61 | Иоанн Креститель | 2 | |||
62 | Брак в Канне Галилейской | 2 | |||
63 | Христос целитель | 2 | |||
64 | Чудеса над природой | 2 | |||
65 | Притчи | 2 | |||
66 | Преображение | 2 | |||
67 | Тайная вечеря | 2 | |||
68 | Суд над Иисусом Христом | 2 | |||
69 | Распятие | 2 | |||
70 | Воскресение Христово | 2 | |||
71 | Явление Христа после воскресения | 2 | |||
72 | Обобщающее занятие. Экскурсия в храм п. Мостовского |
2 | |||
128 | 16 |