Образовательные цели:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся, взаимодействие между учениками, стимулировать интерес учащихся к предмету.
- Научить применять полученные знания при решении нестандартных задач.
Воспитательные цели:
- Воспитание познавательной активности;
- Воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели.
- Воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
- Нести ответственность перед коллективом за результаты труда.
Развивающие цели:
- Развитие речи, обогащение и усложнение словарного запаса;
- Развитие мышления, умения анализировать, формулировать выводы, объяснять изученные понятия.
- Развивать внимание, навыки конструирования, творческую активность учащихся.
Тип урока: объяснение нового материала.
Организационная форма: эвристическая беседа.
План урока:
- Орг. момент.
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка.
- Практические задания.
- Физкультминутка.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итого урока.
Этапы урока: |
Деятельность учителя: |
Деятельность ученика: |
1. Орг. момент | Здравствуйте. Садитесь. | |
Проверьте, чтобы у вас на партах лежала рабочая тетрадь, ручка. | ||
2. Изучение нового материала. | Сегодня ребята у нас с вами необычный урок. Мы будем сегодня путешествовать с великим сыщиком Шерлоком Холмсом. | |
Вы когда-нибудь читали книжки об этом великом сыщике или смотрели фильм? | Ответ: да | |
Кто автор этой книги? | Ответ: Конан Дойл | |
Шерлок Холмс мог разгадать любое запутанное дело. И он очень хочет посмотреть, а сможем ли мы разгадать задачи, которые он придумал для нас. | ||
Тема нашего урока: “В мире кодов. Кодирование и декодирование информации”. (2 слайд) | Ученики записывают тему. | |
Информация может поступать от источника к приемнику через информационный канал. (4 слайд) | ||
Давайте вспомним: кто такой источник информации? | Ответ: тот, кто передает информацию. | |
кто такой приемник информации? | Ответ: тот, кто получает информации. | |
Что такое информационный канал связи – это биологический или технологический канал. | ||
Зарисуйте в тетрадь схему. |
Переносят схему со слайда в тетрадь |
|
Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. (5 слайд) |
Дети слушают. |
|
|
||
Нам (людям) необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. |
||
Давайте дадим определение, что такое код? |
||
Код – это набор символов (условных обозначений) для представления информации. (6 слайд) |
Запишем определение в тетрадь. |
|
В процессе обмена информацией мы совершаем две операции. (7 слайд) |
||
Кодирование – это процесс представления информации в виде кода. |
Запишем определение в тетрадь. |
|
Декодирование – это процесс обратный кодированию. |
Запишем определение в тетрадь. |
|
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Рассмотрим несколько примеров: |
||
1. Так для общения в нашей стране используется код – русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих). (8 слайд) |
||
2. С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. (9 слайд) | ||
3. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце. |
||
4. Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны дорожные знаки. (10 слайд) |
||
Что обозначают эти знаки? |
Ответ: разворот, пешеходный переход, ремонтные работы, главная дорога. |
|
5. Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1. |
||
6. Азбука Брайля – это тоже еще один из способов кодировки. Давайте прослушаем рассказ об азбуке Брайля. (11 слайд) |
Дети слушают запись. |
|
Запишите несколько примеров, в свои тетради о которые вы только что услышали. |
Записывают самостоятельно. |
|
Вся информация, которую обрабатывает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 или 1 (в этой цепочке должно быть только 8 цифр, их называют битами). (12 слайд) |
Запись под диктовку. |
|
Способы кодирования информации:
|
Записывают в тетрадь. |
|
3.Физкультминутка | (14 слайд) |
Выполняют движения за учителем сидя за своими рабочими местами. |
4. Практические задания. | А сейчас мы с вами переходим к разгадыванию загадок, которые нам будет задавать великий сыщик Шерлок Холмс. (15 слайд) |
Детям раздаются распечатки с кодовыми таблицами. |
Задание 1: Перед вами таблица русского алфавита, каждой букве присвоен порядковый номер. (16 слайд) |
К доске выходят 2 ученика и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях. |
|
Давайте закодируем слова:
|
||
Задание 1.1. Составим простейшую
кодовую таблицу, поставив в соответствие каждой
букве ее порядковый номер в алфавите. (17 слайд).
Дана скороговорка: ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ |
К доске выходит ученик и кодирует скороговорку. Остальные работают в тетрадях. Ответ:
|
|
Задание 1.2. Можно закодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста, например, следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. (18 слайд) Дано сообщение: АЛ ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ |
К доске выходит ученик и кодирует сообщение. Остальные работают в тетрадях. Ответ: БМ ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ |
|
Задание 2. Вашему вниманию представлена таблица азбуки Морзе.(19 слайд) |
К доске выходят ученики и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях. |
|
Давайте закодируем слово “Системный блок”. |
||
Декодируйте слово “– – / – • – – / – – – – / – • • -” |
||
Задание 3. Как еще можно закодировать информацию, оказывается с помощью пляшущих человечков. (20 слайд) |
К доске выходят ученики и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях. |
|
Закодируйте слова: “мечта”, “ребус”. |
||
Задание 4. Также информацию можно закодировать с помощью флажковой азбуки. (21 слайд) |
К доске выходят ученики и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях. |
|
Закодируем слова: “якорь”, “матрос”. |
||
Задание 5. Оказывается, что с помощью ребусов тоже можно закодировать информацию (22 слайд) |
||
Давайте попробуем отгадать их. |
Дети устно отгадывают ребусы. |
|
Ребята вы молодцы вы справились со всеми заданиями, которые вам задал Шерлок Холмс. |
||
Давайте теперь немного отдохнем. |
||
5.Физкультминутка | Давайте с помощью флажковой азбуки закодируем фразы: “мышь”, “колонки”.(25 слайд) |
Дети встают со своих мест и выполняют движения за учеником. |
Мне бы хотелось бы познакомить вас с дополнительным материалом, который нам нужен для расширения кругозора. |
||
Давайте узнаем: |
Дети смотрят на слайд и прослушивают голосовое сопровождение. |
|
1. Кто такой был Самуэль Морзе (29 слайд) |
||
2. Кто, где и когда создал первый телефон (31 слайд) |
||
3. Кто создал первый беспроводной телеграф. (33 слайд) |
||
Вот сколько нового и интересного мы узнали. Но на этом урок еще не окончен. |
||
6.Закрепление нового материала | Ребята мы с вами сегодня изучили новый материал, а теперь давайте проверим, как вы его усвоили. |
|
Проверка будет в виде теста, я буду задавать вопрос, а вы будите на него отвечать. С мест не выкрикивать, отвечает тот, кто поднял первым руку. (34 слайд) |
Дети устно отвечают на вопросы. |
|
7.Подведение итога урока | Вот и подошел к концу наш урок. |
Дети устно отвечают на вопросы. |
Что нового вы узнали? |
||
Что понравилось на уроке? |
||
Урок окончен. |