Ключевые слова: физически ослабленные дети, факторы заболеваемости, астения, психологическая травма, гиперопека, тревожность, повышение самооценки, притязаний, профилактика.
В последнее десятилетие в России сложилась такая ситуация со здоровьем детей и подростков, которую можно назвать катастрофической. Число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70-75%, а 15-20% имеют хронические заболевания. Часто физически ослабленные и болеющие дети являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико-психолого-педагогической поддержке.
К категории физически ослабленных детей можно отнести:
- детей до года, болеющих ОРЗ четыре и более раз в году;
- детей от одного до трех лет, болеющих более шести раз;
- детей от трех до пяти лет - пять и более раз;
- детей от пяти до шести лет - четыре и более раз;
- старше шести лет - три и более раз,
- а также длительно (более 14 дней) болеющих детей.
Доказано, что у большинства часто и длительно болеющих, ослабленных детей повышенная заболеваемость ОРЗ не связана с наследственными болезнями и приобретенными патологиями, а сопряжена с изменениями иммунной защиты организма. Как правило, часто болеющий ребенок попадает в "порочный круг": на фоне ослабленного иммунитета он переносит ОРЗ, которые, в свою очередь, еще больше ослабляют иммунитет.
Причины частой заболеваемости ОРЗ
Специалисты выделяют около пятнадцати факторов, способствующих частым ОРЗ. Их можно разделить на три группы.
1. Медико-биологические факторы:
- анатомически и физиологически обусловленные факторы (поздний старт иммунной системы, сниженная барьерная функция слизистых);
- неблагоприятное перинатальное развитие ребенка (акушерская патология матери, частые заболевания матери и лечение антибиотиками во время беременности, внутриутробная гипоксия плода, преждевременные отягощенные роды и др.);
- неблагоприятное постнатальное развитие (диатезы, дисбактериозы, глисты; очаги хронической инфекции носоглотки и полости рта - гайморит, тонзиллит, аденоиды и т.д.):
- нерациональное питание ребенка (избыток углеводов, дефицит белка, витаминов, микроэлементов);
- повторное назначение антибиотиков и других препаратов;
- наличие в анамнезе у родителей хронических легочных заболеваний, заболеваний дыхательных путей, злокачественных новообразований, ревматизма, аллергических болезней, частых ОРЗ;
- низкая медицинская активность семьи, позднее обращение за медицинской помощью, невыполнение назначений врача, дефекты ухода за ребенком.
2. Экологические факторы, в том числе санитарно-гигиенические:
- неблагоприятные условия труда будущих родителей (особенно работа с органическими растворителями в условиях ионизирующего и электромагнитного излучения);
- неблагоприятная экологическая обстановка (в т.ч. проживание в панельных домах старой застройки, рядом с автостоянками, на пересечении основных транспортных магистралей и в других местах с загрязненным воздухом);
- неблагоприятные жилищные условия;
- низкий уровень санитарной культуры и вредные привычки родителей.
3. Социально-психологические факторы:
- недостаток психологических знаний у родителей;
- низкий материальный достаток семьи;
- хроническая психотравмирующая ситуация в семье: отсутствие отца или матери, конфликтные отношения между родителями; неадекватный стиль родительского воспитания; дефицит свободного времени у родителей, нивелирование функций отца и степени его ответственности в процессе воспитания ребенка;
- неблагоприятные личностные особенности родителей, прежде всего, матери;
- поступление детей в дошкольное учреждение, школу; стрессы, вызванные педагогическими просчетами;
- астеническое состояние ("раздражительная слабость", включающая, с одной стороны, сниженную работоспособность, истощаемость психических процессов, а с другой - повышенную раздражительность, готовность к аффективным вспышкам).
Астения (повышенная истощаемость психических процессов) приводит к затруднениям произвольной деятельности (т.е. каждое действие ребенка требует предварительного приложения умственных усилий), неустойчивости внимания, частым "выключениям" ребенка из учебного процесса в классе, нарастанию "нелепых" ошибок по мере утомления, повышенной отвлекаемости на незначительные для текущей деятельности раздражители, в целом - низкой умственной работоспособности. Работоспособность астенических детей уже до начала занятий низка и неустойчива. Все ее показатели то сразу снижаются к концу первого урока, то резко, на короткое время повышаются и столь же резко падают. При этом способность физически ослабленных детей к осмыслению учебного материала остается сохранной. В интеллектуальном развитии они не уступают здоровым сверстникам.
Нередко у таких детей наблюдается задержка в развитии двигательных навыков (ухудшенная координация движений, отставание в развитии мелкой моторики).
Для физически ослабленного ребенка характерны проблемы эмоционально-волевой сферы. Это значит, что он нередко переживает такие эмоциональные состояния, как печаль, страх, гнев, чувство вины, одиночество. Возможность депрессивных состояний у часто болеющих детей выше, чем у здоровых.
Психологическое состояние этих детей, таким образом, характеризуется постоянным ожиданием неблагополучия, страхом, эмоциональным напряжением, т.е. высокой тревожностью, которая ведет к неуверенности в себе, "комплексу неполноценности", боязливости, зависимости от чужого (прежде всего, материнского) мнения. Чем чаще болеет ребенок, тем хуже он относится к себе. Ведь слабость, болезненность угнетающе воздействуют как на ребенка, так и на его родителей. Ребенок испытывает болезненные ощущения, чувство психофизического дискомфорта. Он не успевает окрепнуть, как заболевает вновь. Родители нервничают, и их состояние и тревога передаются ребенку. Его раздражает сама необходимость лечения. Для него все это - стресс, насилие, психологические травмы. Такой ребенок становится плаксивым, капризным, возбудимым, раздражительным.
Наиболее очевидные следствия проблемы частой заболеваемости вытекают из нерегулярности посещения ребенком детского сада или школы:
- во-первых, эпизодичность общения со сверстниками, хроническое отсутствие ребенка в классе приводит к тому, что о нем просто забывают. В связи с этим возникают сложности в формировании социальных навыков и закрепление таких черт характера, как замкнутость, скованность, раздражительность, обидчивость и т.п.;
- во-вторых, частые болезни ребенка вынуждают мать оставаться дома и ухаживать за ним. Таким образом, жизнь ребенка замыкается внутри семьи, а общение ограничивается общением с матерью. Однако детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих часто болеющих детей, имеют свою специфику.
Для большинства родителей детей, болеющих чаще других, характерный стиль семейного воспитания - гиперопека. Родители такого ребенка озабочены и встревожены его состоянием и зачастую им "не до воспитания, был бы жив". Они терпят его капризы, обостренно реагируют на его слезы, во всем ему потакают.
Так, вытекая из тревожно-мнительного воспитания, возникают предпосылки к истерическим неврозам. В результате ребенок не нарабатывает собственного опыта взаимодействия с людьми, не учится принимать решения, отвечать за свои поступки. Действуя строго по правилам, предложенным взрослыми, он перестает исследовать жизнь. Снижается стремление ребенка к самостоятельности. Примерно половина таких родителей предъявляют к ослабленным болезнями детям явно заниженные требования.
Иногда можно наблюдать следующую психологическую структуру семьи, воспитывающей болезненного ребенка: активная, доминантная мама, с "привязанным" к ней ребенком и отставленный в сторону отец. "Вытеснение" отца связано с тем, что традиционно мать несет ответственность за все, что происходит с больным ребенком. Образ отца у болеющего ребенка в большинстве случаев идеализирован и вызывает преимущественно положительные эмоции. Отношение же к матери противоречиво: часто болеющие дети не чувствуют эмоциональной близости с ней, воспринимают ее неуравновешенной. Но при этом отношение к матери остается очень теплым. Признается необходимость ее поддержки, заботы, неумение обходиться без ее помощи даже при простых действиях.
Между тем, следует помнить, что ребенок со временем окрепнет, а последствия тревожного отношения родителей к слабости или болезненности останутся на всю жизнь.
Рекомендации психолога родителям детей с ослабленным здоровьем.
Сегодня внимание к проблемам физически ослабленных детей обычно ограничивается только медицинским аспектом. Однако очевидно, что без профессиональной психолого-педагогической помощи решить их невозможно. Ведь только психолог может решить проблемы с высокой тревожностью, повысить самооценку и притязания ребенка, оказать помощь в его позитивном развитии.
Физическое укрепление болезненного, слабого ребенка - это, прежде всего, профилактика нервности и трудности. Закаливание, общефизическое развитие такого ребенка - насущная и первостепенная забота родителей. Нет слабого, которого невозможно оздоровить! Требуется лишь терпение и неустанная работа, но вместе с ним, а не за него. Нередко слабые, болезненные дети, которые вместе с родителями упорно преодолевают такое состояние, становятся не только здоровее и закаленнее крепких от рождения, но и более волевыми.
Каждая минута относительного здоровья такого ребенка используется для выезда с ним за город, для прогулки. Утренняя и вечерняя зарядка делается всей семьей, чтобы ребенок воспринимал ее столь же необходимой и естественной, как чистку зубов, завтрак и ужин. Обязательны обливания теплой, а затем водой комнатной температуры: это приносит пользу, если неукоснительно выполняется шесть месяцев подряд. Слабый ребенок должен много двигаться. Его одевают легко и свободно, чтобы он не мерз, но и не изнемогал от жары, не потел. Следят за состоянием горла, языка и зубов, дважды в день проводя очищающие и оздоровляющие полоскания (шалфей, календула, эвкалипт, ромашка и др.). Его ободряют, добиваются, чтобы сегодня он чувствовал себя крепче и лучше, чем вчера, вселяя тем самым обоснованную надежду, что завтра он будет еще здоровее. Воспитывают его так, как если бы он был абсолютно здоров. Издревле известно, что здоровый, полагающий себя больным, приходит к болезни, а верящий в то, что будет здоров, станет таковым.
Слабого ребенка не следует жалеть. Жалость в таком случае не любовь, а своего рода тип неправильного воспитания. Его, конечно, щадят, но неприметно для него. Ему помогают, но посильные задания он должен выполнять сам. Если он поймет, что болезненность приносит поблажки, он может стать истеричным. К одной беде - слабости - в таком случае добавляют другую - нервность или трудность. Слабый ребенок и без того нервный или трудный из-за испытываемых им болезненных ощущений, повышенной утомляемости. Это надо понимать, не провоцировать его на конфликт, протест, а быть с ним справедливым, оберегать его от нервно-физических перегрузок, но и не потакать капризной требовательности, не пестовать бездеятельность.
Психическое состояние ребенка, страдающего хроническим или инфекционным заболеванием, или затрудняет его излечение от этих болезней, или способствует исцелению. Древняя мудрость гласит: "Или врач и больной против болезни, или больной и болезнь против врача". Начинающий жить не должен смиряться с болезнью. Для ребенка и подростка болезнь противоестественна, а настраивать их следует однозначно - к исцелению.
Болезнь почти всегда сопровождается вегетативной дистонией, часто с гипотонией, интоксикацией нервной системы и других систем организма. Ребенок становится нервным, ранимым, обидчивым, быстро устает. Нередко отклоняющееся поведение ребенка, возникновение нервности, раздражительности, плаксивости, капризности начинается именно в этот период, после соматического или инфекционного заболевания.
Ослабленный ребенок требователен, часто не знает, чего он хочет, и своим поведением раздражает взрослых, сверстников, создавая конфликтные ситуации из ничего. Он особенно чувствителен к конфликту, неспособен его адекватно изжить, склонен к его раздуванию. Он острее воспринимает несправедливость со стороны близких: даже их обычные замечания и требования выводят его из себя, вызывают психотравмирующие переживания. Такой ребенок - легкая добыча нового вируса. Астеническое состояние усиливается, усиливаются и ранимость, конфликтность. Ребенок попадает в некий порочный круг, выход из которого труден.
Такого ребенка, как физически ослабленного, неприметно щадят. Незаметно убирают лишние нагрузки, но он не бездельничает, а в меру своих сил трудится. Устал - пусть отдохнет, а потом работает вновь.
После заболевания, когда ребенок перевозбужден и раздражителен, давайте ему травяные чаи, поливитамины, чай с мятой перечной, мед, лимон, гранат. Из очищенных, промытых и высушенных корневищ валерианы лучше приготовить настой или отвар (по 6г на 200 мл воды) и давать детям в период выздоровления по чайной или десертной ложке два-три раза в день. Валериану, как и мяту перечную, употребляют длительно - один-три месяца. Цветущие части стебля, цветы и листья пустырника успокаивают более, чем валериана, но пустырник применяют две-три недели, поскольку он снижает артериальное давление. Эти травы и лекарства можно приобрести в аптеке с рекомендацией к употреблению.
Полноценный здоровый сон необходим любому ребенку. В период самого заболевания и затем выздоровления он важен вдвойне.
Незадолго до сна, в вечернее время лучше воздержаться от активных, энергичных игр, чтобы ребенок не переутомился. Лучше заняться настольными играми, такими как лото, мозаика, кубики или конструктор. Они не только развивают малыша, но и стабилизируют его нервную систему. Благотворно влияет на психику малыша рисование. Чем младше ребенок, тем интереснее ему рисовать гуашевой краской толстыми кистями на больших листах бумаги разной формы, белых и цветных. Особенно хорошо рисовать кончиками пальцев или всей ладонью - это раскрепощает ребенка, расслабляет его тело. В рисовании красками пальцами и всей ладонью дети наиболее полно отражают свое эмоциональное состояние. Такое творчество, полностью лишённое штампов и шаблонов, весьма позитивно для раскрепощения творческого мышления ребенка.
Хорошо, если в семье существует ритуал приготовления ко сну - одни и те же действия, выполняемые ежедневно перед сном. За час-полтора перед укладыванием в спокойной обстановке при выключенном телевизоре собрать игрушки, порисовать, послушать мамину сказку. Затем вымыть ножки, почистить зубы, надеть пижаму, пожелать всем "спокойной ночи" - и в постель. Свежий воздух в спальне, тишина обеспечат ребенку спокойный сон. Ему должно быть не холодно в постели и не жарко. Кроватка должна быть установлена подальше от батареи парового отопления. Есть и пить непосредственно перед сном не желательно. В постель ребенка нужно отправлять успокоенным. Не "дергайте" его перед сном замечаниями, избегайте шума. Постарайтесь успокоиться сами. Если нужно выяснить отношения между собой, отложите это до следующего дня.
В субботу и воскресенье родителям всю светлую часть дня (осенью, зимой и весной) желательно проводить с малышом на улице, а если возможно - в парке, в лесу, за городом. Ребенок на глазах начнёт крепнуть, веселеть. Его развитие после болезни не будет омрачено астенией - недопустимой для детского возраста слабостью, истощаемостью, болезненностью.
И в заключение несколько рекомендаций:
- Старайтесь устранять психотравмирующие ситуации в семье.
- Давайте ребенку больше положительных эмоций.
- Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться. Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия.
- Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко можно вывести из равновесия - учитесь предчувствовать наступление срыва. Начните заниматься самовоспитанием.
- Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев или гнев ребенка.
- К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящему событию. Если вам предстоит визит к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита.
- "Программируйте" ребенка на полное выздоровление.
- Настраивайте его на здоровый образ жизни.
- Не жалейте ребенка, а помогайте ему справляться с проблемами, в том числе и с проблемами здоровья.
- Помните, что ребенку предстоит занять в жизни свою социальную нишу и по-настоящему в ней не будет никому дела до его личностных проблем, кроме близких людей.
- Объясняйте ребенку, что уверенность в своих силах, в том числе и физических - это залог успешности в жизни.
"Три кита" составляют основу характера человека. Это: здоровье и личностные качества, полученные от родителей (генетика), воспитание и социальное окружение. Даже если одна из этих основ недостаточно сильна, все-таки, опираясь на две другие, можно достичь цели, стоящей перед родителями: сформировать психологически здорового, душевно крепкого, умеющего адаптироваться человека. Не отчаивайтесь и помните слова древних мореплавателей: "Плыть нужно не туда, куда ветер дует, а туда, куда парус поставлен".
Литература.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2006.
- Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. - М., 2007.
- Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб., 2001.
- Истратова О.Н., Широкова Г.А., Эксакусто Т.В. Большая книга детского психолога. - М., 2008.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб., 2007.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Под ред. Л.М.Шипицыной. - М., 2003.
- Рикрофт Ч. Тревога и неврозы. - М., 2008.
- Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. - М., 2008.
- Шувалов А.В. Служба психологического здоровья детей (методологические аспекты). - М., 2004.