Цель: познакомить учащихся с понятием "эмоции", дать представление о положительных и отрицательных эмоциях и их проявлениях в поступках людей: развивать навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.
Ход занятия
Каждый день вы ходите в школу. На уроках и внеклассных занятиях вам объясняют сущность различных явлений, вы изучаете природу, учитесь жить в мире с самим собой и с другими.
Человек не может оставаться равнодушным к окружающему миру. Люди, с которыми мы общаемся (родители, друзья, учителя и др.), вызывают у нас те или иные чувства и эмоции: радость, грусть, отвращение, любовь, стыд и др.
Благодаря чувствам мы понимаем все ли у нас хорошо. А если не все благополучно, у человека может быть плохое настроение.
Сегодня мы с вами разберемся, а что же такое эмоции, какие они бывают и как они влияют на настроение человека и его поведение.
Итак, давайте посмотрим рисунки и попробуем определить какие же эмоции и чувства изображены на ней (ответы учащихся).
Рисунки.
Приведите примеры положительных эмоций (радость, горе и др.). В каких поступках мы выражаем положительные эмоции? В каких отрицательные?
Упражнение "Лицо".
Содержание: изобразите на листе бумаги злое лицо. Какими качествами обладает злой человек? Каждый может показать и рассказать, какими качествами наделен злой человек.
А сейчас возьмите резинку и сотрите злое лицо. Теперь нарисуйте доброе лицо.
Какими качествами обладает добрый человек? Можем показать друг другу (улыбнуться).
Упражнение "Глаза в глаза", автор Н.Л. Кряжева.
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза, чувствуя руки, попробуйте молча передать разное состояние : "я грушу", "мне весело", "давай играть", "я рассержен".
Беседа с детьми:
- Что нового вы узнали сегодня?
- Какое из упражнений вам понравилось больше всего?
- Какое у вас сейчас настроение?
Литература.
- Прутченков А.С.Тренинг коммуникативных умений. - М.,1993. - 190с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.,2005. - 480 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. - М.,2004. - Кн. 1.: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384с.