Цели урока:
- Познакомить учащихся с грамматическими особенностями деепричастия.
- Выяснить, какова его роль в художественных текстах.
- Определить синтаксическую функцию деепричастий.
Презентация
– Сегодня в центре внимания новое понятие – деепричастие . Мы познакомимся с грамматическими особенностями деепричастий, выясним, какова их роль в речи, в художественных текстах, определим синтаксическую функцию деепричастия.(слайд 2)
Работа с текстом (отрывок из повести Н.В. Гоголя “ Тарас Бульба”)(слайд 3)
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух. Приложение 1.
- Тип текста? Стиль текста?
- Из какого произведения прочитанный отрывок?
- Какие слова и словосочетания использует автор, чтобы приблизить нас к той исторической эпохе, которая описывается в произведении?
- Какие из этих слов вам непонятны по своему значению?
Словарная работа (слайд 4).
Анализ текста
- Назовите, кто совершает действие?
- Выпишите слова, которые выражают действие (слайд 5)
- Какое из этих действий главное? Какое добавочное? (слайд 6)
- Все ли выписанные слова являются глаголами?
- Чем отличаются от глаголов? (нет привычных окончаний, не изменяются)
- Зададим к этим словам от глаголов вопросы
– Слова, к которым мы задавали вопросы, являются деепричастиями ( слайд7)
Теперь попробуем проникнуть в смысл нового для вас слова – деепричастие. Когда – то оно было составлено из двух частей : дее и причастие. Давайте разберемся в смысле каждой части. Подберем однокоренные слова с корнем дее (дей) : действие, действующий, дееспособный. Ясно, что смысл этих слов связан с действием, а, значит, с глаголом.
Точно так же разберемся со второй частью. Подберем родственные по смыслу слова: причастность, связь, зависимость. Соединим эти две части: дее + причастие. Получается, что деепричастие причастно к действию. (Слайд 8) Сейчас вы сами убедитесь в этом, читая материал учебника.
Назовите признаки глагола у деепричастия. Назовите признаки наречия. (слайд 9)
Какую роль в предложении играет деепричастие? Подчеркните деепричастия.
Обобщим то новое, что мы узнали о деепричастии. Продолжите строчку и закончите предложение. (Слайд 10)
Вспомните, что называется причастным оборотом? Найдите в тексте причастный оборот, выпишите.
Как будет называться деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот). Выпишите деепричастные обороты вместе с основным глаголом – сказуемым. Как выделяются на письме деепричастные обороты и одиночные деепричастия? (Слайд 11)
Тестовое задание (слайды 12, 13,14,15)
Выясним, какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественной речи. Я хочу познакомить вас с очень необычным стихотворением. Приложение 2
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
– В чем необычность стихотворения? (48 деепричастий и один деепричастный оборот) Сколько предложений в тексте? Почему же мы называем это предложение текстом? Какая картина нарисована с помощью деепричастий? Что вы себе представляете?
Это стихотворение называется “Лодорский водопад”, автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.
Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению. (Слайд 16)
Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
- слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, воркуя, гремя)
- зрительным впечатлениям (пенясь, сверкая, блистая, меняясь)
- движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, летя, дробясь)
- аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, бунтуя, играя, волнуясь, дрожа, ликуя)
– Каковы выразительные особенности деепричастий? Они помогают нарисовать яркую, образную, выразительную картину водопада.
Работая с деепричастиями, необходимо помнить, что они обозначают добавочное действие по отношению к основному глаголу, а действующий предмет должен быть один.
Устный комментированный разбор упр. 161.
Итоги урока. Домашнее задание (слайд 17)
Список используемой литературы:
- Богданова Г. А. Уроки русского языка: 6 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987.
- Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. Ростов н/Д: изд – во “Феникс”, 2002. (Серия “Школа радости”.)
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Борисенко Н. А., Владимирская Г.В. Новые учебники В трех кн. М: НПО “Образование от А до Я”, ОА “Московские учебники”. 1999; 2-изд., М: Мой учебник. 2006.