Данная программа по рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 7 классе. Благодаря данному курсу семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.
Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ГИА выпускников в новой форме.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2003 г.
Цель: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Задачи:
- овладение основными текстоведческими понятиями;
- развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
- формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
- составление текстов собственного сочинения различной тематики.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- исследование;
- наблюдение;
- сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
- контрольное списывание;
- сжатие исходного текста;
- редактирование текста;
- составление текста по образцу;
- составление обрамлений к рассказу;
- восстановление частей текста;
- составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
- анализ текста художественного и публицистического стилей;
- конспектирование, тезисирование;
- работа с научной и публицистической литературой;
- составление схем, таблиц алгоритмов.
Ожидаемые результаты:
- в результате изучения курса учащиеся
- овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
- получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
- научатся работать над сжатием исходного текста;
- смогут проводить различные виды анализа текста.
Содержание программы
1. Язык и речь (5 ч.)
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка (3 ч.)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3. Текст и его основные понятия (7 ч.)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили речи (15 ч.)
Разговорный, Официально-деловой,
публицистический, научный, художественный стили
и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ
текста публицистического стиля. Проблема и
аргументы в текстах публицистического
характера. Сочинение-рецензия по тексту
публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура.
Основная мысль в художественном тексте. Сжатие
текста художественного стиля. Составление
текста по образцу. Сочинение-рассуждение по
художественному тексту. Рецензия на написанное
произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в
тексте: фонетические, лексические,
морфологические, синтаксические,
стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в
научном стиле речи. Составление высказывания на
лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты
смешанного типа. Сочинение-повествование.
Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Система работы над текстом (4 ч.)
Виды анализа прозаического текста.
Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста.
Сравнительно-сопоставительный анализ.
Лексико-семантический анализ. Анализ
произведения в контексте. Система работы над
анализом текста. Конспектирование.
Тезисирование. Аннотирование. Редактирование.
Календарно-тематическое планирование – Приложение
Литература для учителя:
- Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.
- Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
- Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
- Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
- Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.
- Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.
Программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2009 г.
Литература для учащихся:
- Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009
- Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
- Мокиенко В.М. Образырусской речи. – Л., 1986.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
Словари:
- Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
- Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
- Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
- Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.