Основная цель урока: научить видеть недочёты в строении словосочетания, простого и сложного предложения, ошибки в управлении и согласовании.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
В задании А5 три предложения употреблены без ошибок. Одно предложение требует корректировки. Нам нужно научиться видеть предложения с грамматическими ошибками и их исправлять.
2. Разбор возможных ошибок в моделях заданий А5.
В процессе работы составление конспекта обязательно.
Ошибка в употреблении глаголов-сказуемых, требующих разного управления, в качестве однородных.
Различное управление глаголов (однородных сказуемых): глаголы требуют различных предлогов в управлении и дополнений в различных падежах.
Типичная ошибка в таком варианте задания А5:
Любители оперы ожидали и надеялись на встречу с известным тенором.
Глаголы “ожидали” и “надеялись” по-разному управляют словами в предложении: “ожидали” (чего?) и “надеялись” (на что?). Они соединены союзом “и” (что указывает на их однородность) и в этом случае не должны управлять разными прямыми дополнениями. Такое (как в приведённом примере) построение предложения недопустимо, поскольку зависимые от однородных сказуемых слова должны отвечать на один и тот же вопрос.
Ошибка в употреблении названий (имен собственных).
Название произведений, фильмов, книг, газет, журналов, и проч. не изменяются (остаются в именительном падеже), если возле них стоит жанровое обозначение или родовое понятие.
Читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге “Белому Биму Черное Ухо”.
Правильное построение предложения будет выглядеть так: Читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге “Белый Бим Черное Ухо”.
Ошибки в согласовании причастий с определяемым словом (род, число и падеж)
Характер ошибки может быть таким:
Одно из чудес Египта, привлекающих туристов со всего света, связано с красотами подводного мира Красного моря.
Важно определить, к какому слову относится это согласованное определение (причастный оборот). В данном случае – к сочетанию слов “одно из чудес”.
Следовательно, причастный оборот должен выглядеть так: “привлекающее туристов со всего света”.
Также могут встретиться предложения, где в причастном обороте может находиться определяемое слово.
Войдя, мы увидели рассыпанные книги по всей комнате (ошибка).
Войдя, мы увидели рассыпанные по всей комнате книги (верный вариант).
Ошибки в употреблении однородных членов предложения с парными союзами):
как..., так и;
не только..., но и;
не столько..., сколько;
не так..., как;
хотя и..., но;
не то что (бы)..., но (а);
если не..., то.
На уроках русского языка учат не только писать красиво, но и грамотно.
Соединительный парный союз “не только – но и” соединяет однородные члены предложения. В данном случае этого не происходит: союз соединяет глагол “писать” и наречие “грамотно”. Правильнее было бы так:
На уроках русского языка учат писать не только красиво, но и грамотно.
Ошибки в управлении при употреблении предлогов: согласно, благодаря, вопреки.
После этих предлогов должны стоять существительные или местоимения только в дательном падеже.
Благодаря повышения (ю!) уровня обслуживания в кафе стало больше клиентов.
Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
Подлежащее и сказуемое могут иметь дистантное расположение, т.е. отделены друг от друга придаточным предложением, которое и затрудняет определение характера ошибки. Она может находиться и внутри самого придаточного при местоимениях, ошибочно принимаемых детьми за союзы. В любом случае надо проверить согласование грамматической основы и в главном предложении, и в придаточном, которое находится внутри главного.Число подлежащего и сказуемого должно совпадать!
Все, кто бывали на Атлантическом океане,знают,что температура воды в нём редко бывает выше 22 градусов.
В данном предложении одна из грамматических основ- кто бывал.
Ошибки в употреблении падежных форм некоторых существительных.
По окончанию(и!) училища я был направлен в город Серпухов.
Запомните:
по приезде, по окончании, по завершении, по прибытии, по возвращении;
Ошибки в управлении:
удивляться красотой;
оплатить за проезд;
заведующая аптеки и т.д.
Ошибки при употреблении прямой и косвенной речи.
В детстве меня спрашивали: “Кем я хочу быть?”
Английский историк считал, что “нет ничего бесполезней универсальных правил”.
Сын попросил у отца, что ему нужен новый сотовый телефон.
Лишнее употребление указательных слов.
Я знаю то, что мне надо.
3. Выполнение тренировочных заданий. (Приложение 1)
4. Подведение итогов.
Ребята, каждый из вас понимает, что подготовка к любому заданию ЕГЭ требует серьёзного, кропотливого труда, и А5 не исключение. Требуется систематическое выполнение упражнений, чтобы добиться успеха. Задание А5 поможет вам в жизни, так как тренирует умение правильно говорить.
Литература
- Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. Тематические тестовые задания. Русский язык. М., “Экзамен”, 2011.
- Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций. М., “Экзамен”, 2009.
- С.Ю. Иванова, Русский язык. Сборник. Типовые тестовые задания. М., “Экзамен”, 2009.
- И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Эксмо”, 2008.
- ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько. М., “Национальное образование”, 2011.