"Шостакович – летописец своей эпохи". Урок в 8-м классе

Разделы: Музыка


Тип урока: комбинированный.

Место проведения: концертный зал.

Цели и задачи:

  • Образовательные: раскрыть одну из важнейших особенностей музыки Шостаковича – широту жизненного содержания; показать взаимосвязь музыки и жизни общества; расширить представление о стиле, образном строе музыки.
  • Развивающие: отработать навыки анализа музыкального произведения (фрагмента) и навыки сопоставления музыки и художественно-изобразительного образа.
  • Воспитательные: продолжить целенаправленное воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине, к музыке, прекрасному.

Художественно-педагогическая идея:

«Музыка Шостаковича – это летопись нашей жизни». (Кара Караев)

Педагогические технологии:

  • интегральная технология;
  • технология развивающего обучения;
  • педагогика сотрудничества учителя и ученика;
  • педагогика коллективного обучения

План урока:

I. Организационный этап

Приветствие. Определение отсутствующих, проверка готовности, организация внимания

II. Предварительное повторение

III. Тематическое ориентирование

Определение целей и задач урока. Подготовка учащихся к активному и осознанному труду (учебно-познавательной деятельности).

IV. Поэтапное формирование знаний, умений и навыков

V. Закрепление полученных знаний

VI. Подведение итогов

ХОД УРОКА

У. Ребята, я вновь сегодня предлагаю вам отправиться в концертный зал. А автора музыки, которая будет звучать сегодня, вам предстоит узнать самим. (на доске иллюстрации)
Вы сейчас прослушаете фрагменты знакомого вам ранее произведения, попробуйте вспомнить его, определить, с какой картиной наиболее созвучна музыка и почему?

Звучит фрагмент 11 симфонии Шостаковича.

Ответы детей.

У. Что мы слышим в этом фрагменте? Какой характер?
Д. Мы слышим, что-то волнующее, мучительное, стоны, проклятия. Это события 1905 года.
У. Что вы знаете о событиях 1905 года?
Д. Первая революция началась 9 января 1905г. Это событие вошло в историю под названием Кровавое воскресение. Мирное шествие народа  было встречено на Дворцовой площади шквалом огня. Расстрел безоружных людей всколыхнул не только Россию, но и весь мир.
У. Это произведение программное или нет? Если да, то назовите все его части.
Д.
I. «Дворцовая площадь»;
II. «Кровавое воскресенье»
III. «Вечная память»
IV. «Набат»
У. Верно. Сегодня вновь пойдёт разговор о композиторе Д.Д.Шостаковиче (Открываю доску с портретом композитора Д.Д. Шостаковича)
У. Музыка любого композитора – это его мысли, чувства, это часть его души.
– Каким же был Шостакович как человек и композитор?
Д. Неутомимый, жизнерадостный, помимо композиторской деятельности вел педагогическую работу; всю жизнь отдавал много сил и энергии общественной работе; член комитета защиты мира, ему присвоено звание народного артиста СССР.
У. В творческой личности Шостаковича сочетались огромная художественная одаренность, верное ощущение своей эпохи.
Д. Д.Д. Шостакович родился в Петербурге 25 января 1906 года, в этом музыкальная мировая общественность отмечала 100-летие со дня рождения композитора.
У. Рос он в музыкальной семье. Мать – София Васильевна – была пианисткой, именно она стала первой учительницей музыки своего сына. Отец, Дмитрий Болеславович, был инженером-химиком, но горячо любил музыку и хорошо пел. В доме Шостаковичей всегда звучала музыка.
Д. С детских лет у маленького Шостаковича обнаружилось стремление передать в музыке впечатления и переживания, связанные с самыми важными явлениями современной  жизни.
У. Вторая половина 20-х начала 30-х годов – для Шостаковича были годами напряженного творчества, поиска своих тем. Своего стиля.
У. (играю интонацию знакомой ранее «Песни о встречном») Какой характер и образ передает нам композитор в этой песне?
Д. Ощущение молодости жизни, света, уверенности в будущем. Это было характерно поколению 30-х годов.
У. А что нового вам известно об этой песне?
Д. Она стала официальным гимном организации объединенных наций в оркестровом изложении (без текста).
У. Звучит фрагмент симфонии №7 (эпизод нашествия) . Интонации какого произведения услышали?"
Д. Эпизод нашествия из симфонии № 7 «Ленинградская».
У. Какая иллюстрация наиболее созвучна с этой музыкой? Почему?
Д. Ответы детей.
У. Какой образ передает композитор в этом эпизоде?
Д. Музыка передает звериный облик фашизма в его наступательном, агрессивном движении.
У. Высказывания американского журналиста: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобной этой».
У. В годину испытаний люди объединяются. Шостакович не мог не отразить в своем творчестве то, что чувствовал мир, чем жила страна. Ведь он один из самых чутких и тонких художников того времени.
– Кончилась война. Страна вставала из руин.
– Дважды Шостакович принимался за создание новой, 9 симфонии.
– И вот осенью 1945 года впервые, сначала в Ленинграде, а затем в Москве исполняется 9 симфония. В этой симфонии 5 частей. Каждая из них заключает в себе особый мир чувств и настроений, но всех их объединяет светлое мироощущение, которое за последние годы впервые прозвучало в творчестве Шостаковича.
Д. Слушание 3-х частей симфонии №9 (на следующем уроке слушаются остальные две части)
У. После прослушивания предлагаю написать мини-сочинение на тему: «Слушая музыку Шостаковича».

План мини-сочинения:

1. Автор произведения.
2. Содержание произведения.
3. Восприятие.
4. Стиль музыки.

У. Завершить урок словами Шостаковича:

«Подлинная культура – сказал композитор, – всегда служит миру, следовательно, и знакомство с культурой нашего народа, познание ее, уменьшает опасность войны,  повышает шансы мира…»

И чем больше книг, созданных в разных странах, прочтет человек, чем больше симфоний прослушает, чем больше картин и фильмов увидит, тем яснее станет ценность нашей культуры, тем большим преступлением покажется ему покушение и на культуру, и на жизнь ближнего и дальнего, на жизнь любого человека».