Цели:
- знать определение аминокислот, общую формулу, типы изомерии, физические и химические свойства, способы получения;
- уметь составлять формулы изомеров и называть их, записывать уравнения химических реакций взаимодействия аминокислот с кислотами, основаниями и между собой, объяснять причину амфотерности аминокислот.
План урока.
- Определение аминокислот. Общая формула, пептидная связь.
- Аминокислоты образующие белки.
- Изомерия и номенклатура.
- Применение.
- Физические свойства.
- Химические свойства.
- Получение.
Домашнее задание: § 37
«3» упр 1 2
«4» упр 12 + 13
«5» упр 1 2, 13 + .1
Иллюстрации:
1. Лягушка
2. Мухомор
3. Бледная поганка
4. Лютик
5. Анчар
6. Яйцо, курица
ХОД УРОКА
I. По плану давайте попробуем сформулировать цель урока.
II.
В пустыне чахлой и скупой
На почве зноем раскаленной
Анчар как грозный часовой
Стоит – один во всей вселенной.Яд, каплей сквозь его кору
К полудню растопясь от зноя,
И застывает в вечеру
Густой, прозрачною смолою.
А.С. Пушкин. Анчар
– Как вы думаете почему я начала урок с этого стихотворения?
– В некоторых живых организмах есть два сильных яда: сакситоксин, батрахотоксин
Состав:

Яд сакситоксин содержит южноамериканская
лягушка – пятнистый древолаз или кокой.
Ее яд годами остается активным и не имеет
противоядия. Попадая в царапины и порезы кожи
человека в количестве 0,001 мг, он приводит к
смертельному исходу из-за нервно-мышечного
паралича сердца.
Пожалуй эта лягушка самое ядовитое животное на
Земле. Даже яд кураре в 30 раз менее активен (яд
гремучей змеи).
Один из сильнейших растительных ядов – аконитин
содержится в ядовитых лютиках и других
растениях. Смертельная доза для человека 2,5мг.
Анчар о котором писал Пушкин – тропическое
южноазиатское дерево из семейства тутовых,
выделяющее ядовитый млечный сок.
В красном мухоморе находится яд мускарин.
Бледная поганка содержит два яда: аманитоксин,
вирозин.
Яды являются кольцевыми пептидами, т.е. состоят
из аминокислот и выдерживают нагревание до 200оС.
Отравление бледной поганкой приводит к смерти.
Удивительно, что вместе с этим бледная поганка
является «складом» многих витаминов и полезных
аминокислот: триптофана, глутаминовой кислоты,
аргинина, лизина.
Так вот сегодня мы поговорим об этих интересных
органических веществах. С одной стороны
являющимися кирпичиками жизни, а с другой
сильными ядами.
Таким образом аминокислоты строят белки. А жизнь
есть форма существования белковых тел.
Итак – аминокислоты, что это за вещества.
III. Вопрос-загадка
Почему.
- уксусная кислота + лакмус – красная
- метил амин + лакмус – синий
- аминоуксусная кислота – фиолетовый.
Вот на этот вопрос мы и должны ответить в конце урока.
IV. Работаем в режиме взаимопередачи тем
- Прочитать текст (Приложение 1)
- Ответить на вопросы I и II уровня и попытаться ответить на вопросы III уровня.
- Обсудить результаты работы с соседом по парте, с которым работаете в паре.
- Поменяться вариантами текстов и ответить на вопросы противоположного варианта.
V. Первичная проверка понимания (Презентация)
1) Выбрать общую формулу аминокислот
2) Выбрать функциональные группы характерные для аминокислот
![]()
3) Назвать аминокислоту.

4) Какую реакцию среды будет иметь аминокислота.

5) Почему аминокислоты называются амфотерными органическими соединениями.
6) Почему аминокислоты относятся к полифункциональным соединениям.
7) Какие аминокислоты называются незаменимыми. Почему. Приведите примеры.
VI. Итак переходим к тесту (Приложение 2)
| I в. (6 ответов) 1 а, б |
II в. (6 ответов) 1 б, г |
«6» – 5 «5» – 4 «4» – 3
VII. Подведение итогов
- Итак, почему в растворе аминокислоты лакмус не изменил окраску, а в растворе уксусной и метиламина изменил.
- Почему на доске девиз урока взято стихотворение.
- Почему аминокислоты можно называть веществами и для жизни и для смерти.
- В чем смысл картинки которая на слайде
VIII. Домашнее задание:
§ 40.3 упр 1, 2 «3»
упр 1, 2 + 6 «4»
упр 1, 2, 6 + 10 «5»
Сигналы (при выходе):

– Спасибо за урок!