Предмет: Информатика и ИКТ.
Класс: 5 класс.
Раздел программы: Компьютер для начинающих.
Тема урока: Как вести себя в компьютерном классе. Устройство компьютера.
Дидактический материал: карточки домашнего задания.
Цели урока:
- познакомить учащихся с правилами поведения в компьютерном классе;
- познакомить учащихся с составом, использованием и назначением компьютера и каждого устройства, входящего в его основной состав.
Задачи урока:
- дать начальные знания об основных устройствах компьютера и их взаимосвязи;
- прививать навыки аккуратной и внимательной работы у доски и на компьютере.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная доска/ экран.
Программное обеспечение: Windows XP\Vista\7, Microsoft PowerPoint 2003, flash player, браузер.
Работа с мультимедийной разработкой: зайти в папку и запустить презентацию, следовать ходу урока.
Ход урока
Приведена технологическая карта урока.
Этап урока |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе |
Деятельность учащихся |
Ход мультимедийной разработки |
Организационный момент 5 мин. |
Учитель приглашает учащихся в компьютерный класс. Учитель называет себя и знакомится с учениками, приглашая встать каждого и назвать свою фамилию и имя. |
Учащиеся усаживаются за парты и знакомятся с учителем. |
|
Вводная часть – введение в тему урока 2 мин. |
Учитель рассказывает учащимся о том, что сегодня они пройдут на уроке. Все подтемы изображены на слайде в виде меню. А у кого из Вас дома есть компьютер? “Ребята, сегодня мы с вами узнаем, зачем нужен компьютер и как он устроен и как себя вести в компьютерном классе”. |
Во время рассказа учителя отвечают на вопросы. | |
Получение новых знаний по технике
безопасности и правилам поведения в кабинете. 5 мин. |
Переходим на следующий слайд (№2). Щёлкая по ссылке “техника безопасности” переходит к просмотру ролика о правилах поведения в компьютерном классе: “Прежде чем начинать изучение компьютера нужно познакомиться с правилами техники безопасности, которые нужно соблюдать в кабинете информатики”. Просмотрев все предложенные правила, учитель просит учеников повторить их, спрашивает: “Ребята, как вы думаете, какие есть еще правила поведения в компьютерном классе?” |
Просматривают ролик, запоминают и повторяют правила. Рассказывают учителю о других правилах поведения в компьютерном классе |
|
Закрепление новых знаний. 3 мин. |
Переходим на следующий слайд (№3). Учитель: “Теперь чтобы вы смогли работать в кабинете информатики вам необходимо ответить на несколько вопросов. Назовите для каждой картинки подходящее правило из техники безопасности ”. |
Называют правило поведения в компьютерном классе, подходящее для каждой картинки | |
Получение новых знаний о том, зачем нужны компьютеры путем создания проблемной ситуации и её разрешения 4 мин |
Щёлкая по ссылке внизу экрана “меню” переходим на слайд №2. Учитель: “Итак, правила поведения в компьютерном классе вы знаете, и теперь можно приступить к изучению компьютера. Но сначала давайте подумаем, для чего нужен компьютер и кто его может использовать в своей работе?” Щёлкая по ссылке “Для чего нужен компьютер?” и смотрим фильм. |
Рассказывают, для чего нужен компьютер, кто его использует в своей работе. Подтверждая это и дополняя, все смотрят фильм. | |
Изучение нового материала – основные
части любого компьютера 2 мин. |
Щёлкая по ссылке “Из чего состоит компьютер?”, переходим к слайду № 4. Учитель: “У любого компьютера есть основные части – те без которых работа невозможна. Давайте разберемся какие это части”. Разбираем вместе с учениками и называет основные части компьютера. |
Рассказывают какие части компьютера они знают. Узнают какие из них основные. | |
Изучение нового материала – системный
блок. 2 мин. |
Переходим на следующий слайд (№5). Рассказывается о системном блоке и основных его компонентах: процессор, оперативная память, долговременная память, дисковод для гибких дисков. |
Все слушают рассказ о составляющих системного блока. | |
Изучение нового материала – монитор. 2 мин. |
Переходим на следующий слайд (№6). Рассматривается новое понятие “монитор”, для чего он нужен, какие виды мониторов бывают. |
Все слушают рассказ, для чего нужен монитор. | |
Изучение нового материала – клавиатура 2 мин. | Переходим на следующий слайд (№7). Рассматривается понятие “клавиатура”, для чего она нужна, какие виды клавиатур бывают. |
Все слушают рассказ, для чего нужна клавиатура. | |
Изучение нового материала –
компьютерная мышь. 2мин. |
Переходим на следующий слайд (№8). Рассматривает понятие “манипулятор мышь” или просто “мышь”, для чего она нужна, какие виды бывают и можно ли без не обойтись. |
Все слушают рассказ, для чего нужна мышь, отвечают на вопросы учителя. | |
Закрепление новых знаний 2 мин. |
Переходим на следующий слайд (№9) и учитель предлагает ученикам разместить основные части компьютера в одной стороне, а дополнительные (без которых возможна работа на компьютере) в другой. |
Один из учеников устно выполняет задание: рассказывает, какие части отнесет в одну сторону, какие в другую. Все остальные помогают , если он ошибся. | |
Создание проблемной ситуации. 6 мин. |
Переходим на следующий слайд (№10). Учитель: “Ребята, вы все знаете что компьютер умеет показывать картинки и фильмы, с его помощью можно слушать музыку и делать многое другое. Эта информация поступает в компьютер и выходит из компьютера. Как вы думаете, что означает эта картинка?” Учитель организует обсуждение этого вопроса и предлагает ученикам самостоятельно сформулировать вывод о том, что все устройства различаются на устройства ввода информации и устройства вывода. |
Высказывают свои варианты по поводу
картинки. Все вместе обсуждают варианты и выбирают правильный ответ. |
|
Контроль знаний 6 мин. |
Переходим на следующий слайд (№11). Учитель: “Вот и подошел к концу наш урок. Если вы внимательно слушали меня, то легко выполните предложенное задание: соотнесите слова и определения”. Один из учеников устно предлагает свои ответы, проверяем ответы. |
Ученик соотносит слова и определения, все остальные его проверяют. | |
Домашнее задание 2 мин. |
Переходим на следующий слайд (№12). Раздаются карточки с домашним заданием. Учитель объясняет, что и как необходимо выполнить дома. |
Слушают объяснение задания | |
Конец урока | “Урок окончен. Спасибо за работу”. Самым активным ученикам отличные оценки. |
Ученики уходят из класса. |
Источники информации:
- Информатика: учебник для 5 класса\ Л.Л.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Методические рекомендации по курсу информатики: 5-6 классы – М.,ВЛАДОС, 2003, 224с.
Интернет-ресурсы: http://rutube.ru/tracks/3599375.html