Привлечение к проектной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школьного логопункта

Разделы: Логопедия


Это не мы думаем, это в нас думает

Гумбольдт

Язык — это рельсы, по которым движется наша мысль.

Э. Кассирер

1. Краткая аннотация проекта

Идеей создания дан­ного проекта послужило изучение народных и авторских сказок.  Работа проводилась после изучения блока «Сказка ложь, да в ней намёк» (1 класс).
Дети   с   увлечением   работали   над авторскими и народными сказками на логопедических занятиях и в кружке «Бисероплетение». Работа проводится в рамках Программы«Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие создание коррекционно-развивающего пространства школы, интегрирующей детей с нарушениями речи» (рецензия Экспертного Совета НГГУ от 04.05.2011г., рецензенты: зав. кафедрой психологии образования и развития НГГУ, доцент, кандидат психологических наук Т.В.Снегирёва, доцент кафедры психологии образования и развития, кандидат педагогических наук О.И. Близнецова. Под инновационными педагогическими технологиями в нашем случае понимается проектная деятельность. 

В  МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» принята Программа «Развитие индивидуальности и одаренности ребенка в контексте решения приоритетных целей и задач модернизации Регионального образования». Выбранная концепция развития индивидуальности и одарённости  ребёнка заставляет специалистов  школы искать новые формы и методы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в  области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показывают, что устойчивых положительных результатов в работе с детьми-логопатами можно  добиться, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать  в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов.

2. Актуальность проекта

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное личностно-ориентированное развитие обучающегося.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.  Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков младших школьников в процессе взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, интеграция знаний, умений и навыков.

В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчество и конкретного участия».

Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой деятельности.        Поэтому подготовка и вовлечение  ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в  проектную деятельность, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. 

В современной педагогике проектный метод – это одна из личностно-ориентированных технологий. Внутри проектной деятельности дети являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность, косвенным образом оказывает воздействие на формирование морально-этических ценностей.
Проектная деятельность – метод, который повышает уровень познавательной активности обучающихся, учебной мотивации, стабилизирует эмоциональные проявления, добавляет уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается уровень внутренней тревожности. Это, в свою очередь, повышает адаптивный ресурс и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

Таким образом, технологию учебного проекта в коррекционной работе можно считать здоровьесберегающей.

Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.

В результате обобщения своего личного опыта, я внедрила в каждодневную практику систему работы по формированию функциональных навыков речевой деятельности с учетом ведущей модальности каждого ребенка. Система  выстраивает   коррекцию с опорой на сохранные звенья познавательной сферы ребёнка и с учётом компенсаторных возможностей детского организма. Концептуальная модель предметно-манипулятивной деятельности в коррекции мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи дала возможность создания системы, позволяющей решать одновременно несколько задач в формирования речи, эмоционально-волевой сферы детей и сенсомоторной коррекции. Модель включает в себя следующие компоненты: взаимодействие ребёнка с окружающим миром  посредством народного творчества – сказок – «предметное мышление» и сенсорная моторика, т.е. стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка.

Возникают противоречия, связанные со спецификой логопедической работы с детьми, имеющими патологию развития и патологию речи в том числе. Противоречие выражается в предоставлении свободы действий   ребёнку в проектной деятельности с одной стороны и направляющее действие взрослого (консультанта) с другой стороны. Возраст, психофизические особенности, специфичность коррекционно-образовательного процесса, недостаточность семиотической базы воспитанников логопункта определяют гибкость и вариативность в выборе модели проекта, несколько отличающейся от традиционной интерпретации типологии проектов.

Разрешение названных противоречий предполагает рассмотрение проблемы.  Как сформировать функциональный базис речевой культуры младших школьников, чтобы они могли свободно оперировать речевыми единицами не только как средством коммуникации, но как орудием добывания новых знаний самостоятельно?

3. Цель проекта

Разработка и апробация системы формирования основ проектной деятельности младших школьников в рамках реализации Программы «Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие создание коррекционно-развивающего пространства школы, интегрирующей детей с нарушениями речи».

Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной в том случае, если она включает:

  • изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
  • она направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
  • она характеризуется  наличием  системности  в  семиотическим образовательном   пространстве.

Задачи:

  • теоретически и фактически обосновать необходимость внедрения проектного метода в работу с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья;
  • определить условия использования проектной деятельности в образовательной среде младших школьников;
  • выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
  • апробировать методику работы над проектом в условиях взаимодействия  специалистов службы сопровождения субъектов образовательного процесса;
  • изучить роль проектной деятельности в формировании основ речевой культуры обучающихся в условиях коррекционно-образовательного пространства;
  • разработать рекомендации для родителей по участию в  проектной деятельности;
  • провести анализ эффективности использования метода      проектной деятельности среди воспитанников логопункта по формированию экспрессивной речи.

На этапе анализа результатов диагностики состояние уровня обученности младших школьников проектной деятельности было признано неоптимальным. Диагностика выявила:

  • неумение поставить творческую цель;
  • трудности в планировании собственных действий;
  • неумение работать самостоятельно;
  • низкий уровень развития творческих способностей;
  • низкий уровень словарного запаса, многочисленные аграмматизмы.

Общие итоги диагностики свидетельствовали о необходимости внедрения проектного метода в коррекционно-образовательный процесс, так как он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуациям школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, учителей, психолога, педагога дополнительного образования, родителей. 

4. Содержание  и  технология  проекта

Предмет, в рамках которо­го проводится работа: логопедия.

Учебные дисциплины, близкие к те­ме предмета: русский язык, чтение, рисова­ние, бисероплетение.

Состав обучающихся: 1 класс.

Тип проекта: взросло-детский информационный, творческий, краткосрочный (две недели – месяц).
Нас заинтересовала тема «Сказки». Само слово «сказка» ассоциируется с чем-то волшебным, мудрым, поучительным, в нем есть какая-то тайна, особое звучание. Нас  увлекла проблема создания энциклопедии «Подари сказку детям». Как она будет выглядеть, какие разделы в нее войдут?». Мы с детьми решили найти в библиотеке все аналоги сказки «Теремок» и по мотивам этих сказок составить энциклопедию «Подари сказку детям» с последующей театрализацией сказки в стихах С.Я Маршака «Теремок». Идеи рождались в процессе выполнения проекта, видоизменяя структуру, ранее взятую за основу. Используя классификацию психолога М. Битяновой, мы определили ее как проблему, похожую на мозаику. «Это проблемы, которые могут быть разбиты на более или менее независимые смысловые части. Проблема решается в целом, когда решается каждая ее часть».  На этапе разработки шагов проекта сформировались основные разделы будущей энциклопедии:

  • Этимология слов «дружба», «теремок»
  • Фразеологизмы по теме сказки
  • Фольклор по теме сказки (частушки, пословицы, загадки)
  • Народные и авторские сказки
  • Зарисовки по мотивам сказки «Теремок»
  • Стихосложение по мотивам сказки «Теремок»

Вопросы проекта:

  • Почему человек не может прожить без ска­зок?
  • Особенности русских народных и авторских сказок.
  • Использование выразительных средств русского языка для объяснения значений старинных слов, используемых в сказках.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Приложение