УЭ-0.
Цель: расширить знания об обмене веществ и превращении энергии.
Задачи:
- Проверка знаний по теме строение клетки.
- Изучение нового материала по теме урока № 14.
УЭ-1. Цель: проверить знания по теме строение клетки.
1 шаг. Решение теста уровня А. Время на выполнение 5 минут.
1. Цитоплазматическая мембрана НЕ обладает этим свойством:
1) избирательная проницаемость;
2) диффузия;
3) активный транспорт;
4) биосинтез.
2. Цитоплазма обеспечивает:
1) хранение и передачу генетической информации;
2) взаимосвязь всех органоидов и доступ к ним различных веществ;
3) синтез белка;
4) фотосинтез.
3. Эти органоиды заполнены пищеварительными ферментами. Которые расщепляют поступающие в клетку органические вещества (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты).
1) ЭПС;
2) Аппарат Гольджи;
3) лизосомы;
4) рибосомы.
4. Эти органеллы называются энергетическими станциями клетки.
1) ядро;
2) митохондрии;
3) хлоропласты;
4) ядрышко.
5. Процесс образования органических веществ из неорганических на свету происходит в:
1) ядре;
2) митохондриях;
3) хлоропластах;
4) рибосомах.
6. Накопление синтезируемых веществ, их упаковка и вынос из клетки осуществляют:
1) ЭПС;
2) Аппарат Гольджи;
3) лизосомы;
4) рибосомы
7. В процессе дыхания в этих органеллах происходит окончательное окисление органических веществ кислородом воздуха.
1) хлоропласты;
2) хромопласты;
3) митохондрии;
4) аппарат Гольджи.
8. На этих органоидах происходит синтез белка
1) рибосомы;
2) ЭПС;
3) ядро;
4) ядрышко.
9. Клеточное дыхание происходит благодаря этим органоидам.
1) ЭПС;
2) рибосомы;
3) лизосомы;
4) митохондрии.
10. Благодаря поглощению солнечной энергии в этих органоидах образуются высокомолекулярные органические вещества из неорганических веществ.
1) хлоропластах;
2) хромопластах;
3) лейкопластах;
4) хромосомах.
2 шаг. Решение теста уровня В. Время 3 минуты. Установите соответствие между органоидами и их принадлежностью к эукариотическим и прокариотическим клеткам.
Органоиды |
Клетка |
|
А | Митохондрии | 1) эукариотическая 2) прокариотическая |
Б | Рибосомы | |
В | Ядро | |
Г | Клеточная стенка | |
Д | Нуклеотид | |
Е | Хромосома | |
Ж | Аппарат гольджи | |
З | Цитоплазматическая мембрана |
Образец для ответа.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
УЭ-2. Цель: вспомнив из курса «Человека и его здоровье» что такое обмен веществ и превращение энергии в организме, расширить представление об ассимиляции и диссимиляции.
Задание: пользуясь учебником «Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс» А.В. Теремова, Р.А. Петросовой, А.И. Никишова, «Владос», Москва 2005 на страницах 60-61 (после рисунка 53), выберите правильные утверждения для ассимиляции и диссимиляции.
На решение теста уровня В даётся 4-5 минут.
Установите соответствие между биологическим процессом и его свойством.
Свойства |
Процессы |
|
А | Реакции распада | 1) Ассимиляция 2) Диссимиляция |
Б | Окисление высокомолекулярных органических веществ | |
В | Синтез высокомолекулярных органических веществ | |
Г | Высвобождение энергии | |
Д | Фотосинтез | |
Е | Биосинтез белка | |
Ж | Поглощение энергии | |
З | Дыхание, брожение, гликолиз |
Образец для ответа.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
Сверьте в классе свой ответ. Время – 1 минута.
УЭ -3
1 шаг.
Цель: обобщить знания о двух способах питания автотрофном и гетеротрофном. Задание: заполните таблицу, пользуясь учебником на странице 61-62 в разделе «Типы обмена веществ», время на выполнение 4-5 минут.
Типы организмов по способу питания | Примеры организмов разных царств | Особенности процесса. |
верьте в классе свой ответ. Время – 1 минута.
2 шаг.
Цель: обобщить знания о двух способах дыхания кислородном и бескислородном. Задание: заполните таблицу, пользуясь учебником на странице 62 – 63 в разделе «Типы обмена веществ», время на выполнение 4-5 минут.
Типы организмов по способу дыхания | Примеры организмов разных царств | Особенности процесса. |
Сверьте в классе свой ответ. Время – 1 минута.
3 шаг.
Цель: сделать вывод о потоках веществ и превращении энергии. Задание: пользуясь рисунком 54 на странице 62 учебника, и полученными знаниями, заполнить предложенную ниже схему. Время на выполнение и обсуждение в классе 15- 17 минут.
Особенности обмена веществ и энергии у растительного организма
I. Поглощение (потребление) веществ и энергии из внешней среды |
УЭ-4. Домашнее задание: параграф 13. Вопросы в конце параграфа.