Модульный урок в 9-м классе по теме "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Разделы: Биология


УЭ-0.

Цель: расширить знания об обмене веществ и превращении энергии.

Задачи:

  • Проверка знаний по теме строение клетки.
  • Изучение нового материала по теме урока № 14.

УЭ-1. Цель: проверить знания по теме строение клетки.

1 шаг. Решение теста уровня А. Время на выполнение 5 минут.

1. Цитоплазматическая мембрана НЕ обладает этим свойством:

1) избирательная проницаемость;
2) диффузия;
3) активный транспорт;
4) биосинтез.

2. Цитоплазма обеспечивает:

1) хранение и передачу генетической информации;
2) взаимосвязь всех органоидов и доступ к ним различных веществ;
3) синтез белка;
4) фотосинтез.

3. Эти органоиды заполнены пищеварительными ферментами. Которые расщепляют поступающие в клетку органические вещества (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты).

1) ЭПС;
2) Аппарат Гольджи;
3) лизосомы;
4) рибосомы.

4. Эти органеллы называются энергетическими станциями клетки.

1) ядро;
2) митохондрии;
3) хлоропласты;
4) ядрышко.

5. Процесс образования органических веществ из неорганических на свету происходит в:

1) ядре;
2) митохондриях;
3) хлоропластах;
4) рибосомах.

6. Накопление синтезируемых веществ, их упаковка и вынос из клетки осуществляют:

1) ЭПС;
2) Аппарат Гольджи;
3) лизосомы;
4) рибосомы

7. В процессе дыхания в этих органеллах происходит окончательное окисление органических веществ кислородом воздуха.

1) хлоропласты;
2) хромопласты;
3) митохондрии;
4) аппарат Гольджи.

8. На этих органоидах происходит синтез белка

1) рибосомы;
2) ЭПС;
3) ядро;
4) ядрышко.

9. Клеточное дыхание происходит благодаря этим органоидам.

1) ЭПС;
2) рибосомы;
3) лизосомы;
4) митохондрии.

10. Благодаря поглощению солнечной энергии в этих органоидах образуются высокомолекулярные органические вещества из  неорганических веществ.

1) хлоропластах;
2) хромопластах;
3) лейкопластах;
4) хромосомах.

2 шаг. Решение теста уровня В. Время 3 минуты. Установите соответствие между органоидами и их принадлежностью к эукариотическим и прокариотическим клеткам.

Органоиды

Клетка

А Митохондрии 1) эукариотическая
2) прокариотическая
Б Рибосомы
В Ядро
Г Клеточная стенка
Д Нуклеотид
Е Хромосома
Ж Аппарат гольджи
З Цитоплазматическая мембрана

Образец для ответа.

А Б В Г Д Е Ж З
               

УЭ-2. Цель: вспомнив из курса «Человека и его здоровье» что такое обмен веществ и превращение энергии в организме, расширить представление об ассимиляции и диссимиляции.

Задание: пользуясь учебником «Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс» А.В. Теремова, Р.А. Петросовой, А.И. Никишова, «Владос», Москва 2005 на страницах 60-61 (после рисунка 53), выберите правильные утверждения для ассимиляции и диссимиляции.

На решение теста уровня В даётся 4-5  минут.

Установите соответствие между биологическим процессом и его свойством.

Свойства

Процессы

А Реакции распада 1) Ассимиляция
2) Диссимиляция
Б Окисление высокомолекулярных органических веществ
В Синтез высокомолекулярных органических веществ
Г Высвобождение энергии
Д Фотосинтез
Е Биосинтез белка
Ж Поглощение энергии
З Дыхание, брожение, гликолиз

Образец для ответа.

А Б В Г Д Е Ж З
               

Сверьте в классе свой ответ. Время – 1 минута.

УЭ -3

1 шаг.

Цель: обобщить знания о двух способах питания автотрофном и гетеротрофном. Задание: заполните таблицу, пользуясь учебником на странице 61-62 в разделе «Типы обмена веществ», время на выполнение 4-5 минут.

Типы организмов по способу питания Примеры организмов разных царств Особенности процесса.
     
   
     
   

верьте в классе свой ответ. Время – 1 минута.

2 шаг.

Цель: обобщить знания о двух способах дыхания кислородном и бескислородном. Задание: заполните таблицу, пользуясь учебником на странице 62 – 63 в разделе «Типы обмена веществ», время на выполнение 4-5 минут.

Типы организмов по способу дыхания Примеры организмов разных царств Особенности процесса.
     
   
     
   

Сверьте в классе свой ответ. Время – 1 минута.

3 шаг.

Цель: сделать вывод о потоках веществ и превращении энергии. Задание: пользуясь рисунком 54 на странице 62 учебника, и полученными знаниями, заполнить предложенную ниже схему. Время на выполнение  и обсуждение в классе 15- 17 минут.

Особенности обмена веществ и энергии у растительного организма

                    I. Поглощение (потребление) веществ и энергии из внешней среды             

УЭ-4. Домашнее задание: параграф 13. Вопросы в конце параграфа.