I. Организационный момент
а) Приветствие.
б) Объявление темы урока, запись в тетрадь.
в) Основные учебные, воспитательные задачи урока.
– Итак, ребята, ва трудовой учебный день
продолжается уроком химии, на котором вы
познакомитесь с основными соединениями алюминия
и их применением.
Основные задачи урока: усвоить основные
соединения алюминия, познакомиться с их
свойствами, закрепить понятие «амфотерность»,
практические навыки при выполнении лабораторной
работы, повторить правила по технике
безопасности при работе с растворами кислот,
щелочей, прививать экономное расходование
реактивов.
II. Опрос пройденного материала в форме «деловой игры»
а) Группа «Поиск» (3 человека)
Задание: используя имеющуюся в классе литературу, подготовить краткое сообщение о применении алюминия.
б) Группа «Экспериментатор» (2 человека)
Задание: из имеющихся реактивов получить гидроксид алюминия. Составить схему превращений, написать уравнения химических реакций с пояснениями, т. е. в ОВР или ТЭД.
в) Группа «Экономист-расчетчик» (2 человека)
К вам на предприятие поступил хлорид алюминия, из которого получают алюминий. Химики-лаборанты установили, что данная партия содержит 0,2 массовых долей примесей. Составить задачу и рассчитать, сколько данного сырья необходимо взять для получения 30 кг алюминия? Указать способ получения алюминия».
г) Ответ у доск-схемы
д) Ответ по схеме «опорный сигнал»
е) Задание всему классу, а один ученик выполняет у доски-раскладушки, а затем сверяют: алюминий ––>соль алюминия ––>алюминий ––> гидроксид алюминия ––> оксид алюминия. Используя формулы указанных соединений, а также условия протекания предложенных реакций.
Ответы учащихся.
Химический диктант (Приложение 1, слайд 3)
Ответ по схеме «Опорный сигнал» (Приложение 1, слайд 4)
На данной схеме найти уравнения реакций, объясняющие амфотерные свойства алюминия, составить схему электронного баланса и указать окислитель, восстановитель.
Ответ группы «Поиск»
Каждый из учащихся, используя полученные физические и химические свойства, применение алюминия делает сообщение (Приложение 2)
Ответ группы «Экономист-расчетчик» (Приложение 1, слайд 5)
Один из учащихся зачитывает задание,
затем условие составленной задачи и объясняет
ход решения, способ получения алюминия из
данного сырья.
Задача должна иметь примерно такое содержание:
«Сколько хлорида алюминия, содержащего 0,2
массовых долей примесей, необходимо взять для
получения 30 кг алюминия?».
Алюминий из хлорида алюминия можно получить
электролизом расплава этого сырья,
предварительно очистив его от примеси.
Ответ группы «Экспериментатор». (Приложение 1, слайд 6)
Читают задание, называют схему превращений:
Отвечает ученик из класса (а ученик у доски, открыв её) проверяет правильность выполнения.
(Приложение 1, слайд 7)
III. Объяснение нового материала
– Итак, ребята, мы на этом уроке неоднократно встречались с формулами веществ, которые относятся к основным соединениям алюминия. Кто их назовёт?
Ребята называют вещества, их формулы, а я записываю их на разных досках.
Al2O3 |
Al(OH)3 |
AlCl3 |
Al2O3 – оксид алюминия, химическая, молекулярная, эмпирическая формула. Al2O3 образован ионным видом связи.
Al2O3 – твёрдое вещество, по твёрдости уступает только алмазу, тугоплавкое (2050o). В природе встречается в виде минерала – корунда, окрашенные кристаллы – это драгоценные камни: красные – рубины; синие – сапфиры; фиолетовые – аметисты.Al2O3 – амфотерный оксид, в воде не растворим и с ней не взаимодействует, но взаимодействует с кислотой и щёлочью.
Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O
Al2O3 + 6H+ + 6Сl– = 2Al 3+ +
6Сl– + 3H2O
Al2O3 + 6H+ = 2Al 3+ + 3H2O
– проявляет свойства основного оксида
Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + 3H2O –
проявляет свойства кислотного оксида, если
реакция идёт при to образуется соль
метаалюминевой кислоты , а в присутствии воды
реакция протекает иначе; образуется соединение,
в котором метаалюминат присоединяет к себе воду
и называется тетрагидроксоалюминат («тетра» –
четыре гидроксогруппы OH–)
Al2O3 + 2NaOH + 3H2O = [NaAl(OH)4].
Взаимодействуя и с кислотой и со щёлочью, оксид алюминия проявляет амфотерные свойства.
Следующее соединение – гидроксид алюминия Al(OH)2
Это белое рыхлое вещество, в воде не растворимое. Для выяснения свойств данного вещества просмотрим «виртуальную лабораторию», в котором обратите внимание на получение гидроксида алюминия и его свойства, а затем учащиеся самостоятельно выполняют лабораторный опыт. Записали в тетрадь Приложение 3. Для слабых учащихся раздаю карточки: получение гидроксида алюминия и изучение его свойств.
Опыт №1
Вывод: Как можно получить гидроксид Al
Опыт №2
Al(OH)3 + NaOH ––> ? + H2O
Al(OH)3 + H+ ––> Al 3+ + 3H2O
Вывод: Какие свойства проявляет гидроксид алюминия в данной реакции?
Опыт №3
Al(OH)3 + ?HCl ––> [NaAl(OH)4]
Al(OH)3 + OH– ––> Al(OH)4–
Вывод: Какие свойства проявляет гидроксид алюминия в данной реакции?
Общий вывод: гидроксид алюминияа – мфотерный оксид. За счёт чего образуется анион тетрагидроксидалюминат, если рассмотрим электронную схему образования гидроксида алюминия, она выглядит так:
Из этой схемы видно, что у алюминия всего три пары электронов. Три из них даёт алюминий, а три атомы кислорода из гидроксогрупп. А как вы знаете повышенной устойчивостью внешний слой обладает когда на нём находится восемь электронов, поэтому при взаимодействии со щелочами гидроксид ион с тремя неподеленными парами переходит к алюминию и за счёт (какого вида связи?) донорно-акцепторного вида связи образуется заряженный ион Al(OH)4– – тетрагидроксоалюминат.
AOH– – ион гидроксогруппы – донор, атом алюминия – акцептор. Так образуются алюминаты при взаимодействии со щелочами.
Соли алюминия – AlCl2; Al2(SO4)2; Al(NO3)3 растворимы в воде, обладают свойствами всех солей:
А) взаимодействуют с кислотами;
Б) взаимодействуют со щелочами;
В) взаимодействуют с растворами других солей;
Г) подвергаются гидролизу, среда всегда кислая.
Почему?
Уравнения реакций написать дома.
IV. Закрепление
Используя уравнения реакций, написанные на доске ещё раз закрепить, что все соединения алюминия (Al2O3; Al(OH)2) – амфотерные соединения.
V. Домашнее задание
Группе «Поиск» задание: выяснить состав алюмосиликата, применяемого на стекольном заводе, на котором мы были на экскурсии, а группе «Экономист-расчетчик» составить задачу и на одном из уроков предложить классу.
VI. Подведение итога урока.