Активизация навыков устной речи обучающихся с применением профессиональной лексики в преподавании английского языка в училище

Разделы: Иностранные языки


Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало английский язык реально востребованным государством, обществом и личностью.

Цели и задачи обучения английскому языку в профессиональном училище – это совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в целом с учетом их дальнейшей профессиональной деятельности.

Это предполагает владение языковыми средствами, а также навыками оперирования или в процессе общения в устной и письменной форме.

Для меня главное в методике преподавания – это коммуникативный подход, который ориентирован на развитие навыков успешного общения. Обучая английскому языку, готовлю учеников к реальному общению в жизни, поэтому активизация навыков устной речи является для меня одной из главных и приоритетных задач, и реализуется на уроках в ситуативной осмысленности различных форм общения. Стараюсь сделать процесс изучения английского языка максимально интересными, простым языком довожу до обучающихся сложные языковые явления. Поддерживаю профессиональную подготовку и помогаю обучающимся в осознании возможностей выбранной профессии.

В сентябре провожу диагностику уровня иноязычной компетенции обучающихся, составляю план работы и разрабатываю программу на новый учебный год с учетом уровня языковой подготовки обучающихся. Мною отобран и адаптирован учебный материал профессионально-ориентированного содержания. Программа строится с учетом уровня подготовки обучающихся, имеющих элементарные навыки владения английским языком.

Цель – помочь изучить основы английского языка, необходимые для последующей работы по выбранной специальности.

В работе использую инновационный метод формирования опыта устного общения – это развитие языковых возможностей посредством ролевых игр. Так, для групп, обучаемых по специальности «Повар» используется ролевое проигрывание ситуаций общения, рекомендованные Программой общеобразовательных учреждений.

Ролевое проигрывание ситуаций общения [2]:

  1. При обсуждении списка продуктов для каждодневного питания, подсчет минимальных и максимальных затрат;
  2. При обсуждении меню для приема гостей;
  3. При обсуждении качества продуктов и намерений получить компенсацию за некачественный продукт;
  4. При поиске необходимых отделов, продуктов в супермаркете, при уточнении содержимого упаковок продуктов;
  5. При чтении меню в кафе и выборе блюд;
  6. При оплате продуктов и услуг наличными деньгами, кредитными карточками;
  7. При обсуждении приглашения на официальную/неофициальную встречу;
  8. При совместном приготовлении пищи по английской кулинарной книге;
  9. При беседе с зарубежным гостем о традициях национальной кухни в России, о взглядах россиян на хлебосольство и гостеприимство.

Используем презентации по темам:

  1. Традиции в национальной кухне в России, ближнем и дальнем зарубежье;
  2. Фантазия и эстетика при оформлении праздничного стола;
  3. Встреча в кафе, как форма общения;
  4. Если бы я захотел открыть свое кафе для молодежи, то зачем и как бы оно выглядело;
  5. Наше питание и наше здоровье;
  6. Национальные традиции в оформлении мест общественного питания и культура обслуживания в них в англоязычных странах, России и странах СНГ.

На первом курсе обучение строится на отработке элементарных выражений, усвоив которые обучающиеся смогут общаться на английском языке в пределах тем, предусмотренных программой.
На втором курсе обучающиеся начинают более активно пользоваться английским языком, они могут сами составлять несложные описания предметов, инструментов, механизмов. Они также должны научиться добиваться от собеседника составления аналогичных описаний, задавая несложные вопросы типа: «What’s this called – It is called a wheel»: «– Как это называется? Это называется «колесо»»

«Where is the saw?» – It is in the box; «Где пила?» – «В коробке».

Обучающиеся могут аудировать и сами составлять простые инструкции. Например: Switch on the Light – Включи свет. Для того чтобы удержать интерес обучающихся, используются упражнения различных типов.

Система упражнений обеспечивает достаточную практику в приобретении навыков владения языком. Система включает упражнения-диалоги, упражнения на совмещение рисунков и надписей к ним, на различение верных и неверных высказываний, на заполнение пропусков и т.д.

Приведу конкретные примеры.

Введение новых языковых единиц. Для овладения новыми словами и словосочетаниями в устной речи предлагается методика, которая включает семантизацию, фонетическую обработку, а затем тренировку новых слов. Если можно, приношу на урок реальные инструменты, называю их, показывая предметы, затем пишу слова на доске. Выделяю несколько минут для самостоятельного заучивания слов.

Поднимая один за другим предметы, предлагаю обучающимся написать их названия в тетрадях. Домашнее задание: нарисовать инструменты и подписать их.

Следующий пример: Изучение свойств предметов, материалов. Также начинаю с иллюстраций. На доске задание: «Как называются эти материалы?»

Затем можно иллюстрировать свойства материалов наглядно (гибкость материалов, мягкость и т. д). Таблица как итог закрепления материала, обучающиеся заполняют таблицу в тетради. Этот урок можно провести совместно с преподавателем материаловедения.
Для групп обучаемых по специальности «автослесарь» в работе используют словарь активного усвоения лексики английского языка издательства «Лонгман», а также каталоги и проспекты ведущих фирм по производству автомобилей включая рекламные проспекты автотовара.
Очень популярные темы «Внутреннее и внешнее устройство автомобиля», а также тема «Автомобиль моей мечты».

Для групп обучаемых по специальности «Плотник» популярна тема «Дом моей мечты», а также практическое занятие по измерению высоты и ширины двери, доски, учебных столов и т.д. Принципы: простота, доступность.

Для групп, обучаемых по специальности бухгалтер при изучении темы «Расчеты», также проводим практическое занятие, где учимся считать, умножать, делить, вычислять объем известных нам предметов, находящихся в кабинете. Но самое главное, мы составляем предложения и учимся говорить.

Владею современными ИКТ-технологиями и внедряю их в процесс обучения. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет мне также активизировать навыки устной речи обучающихся. Большой популярностью у ребят пользуется мультимедийный компьютерный курс «Английский за рулем» из серии «Деловой английский»

Таким образом, все мои уроки направлены на то, чтобы активизировать навыки устной речи обучающихся. В соответствии с требованиями компетентного подхода в процессе изучения английского языка, обучающиеся не только овладевают коммуникативными компетенциями, но самое главное обучение ведет к формированию профессиональной коммуникативной компетенции, что играет одну из главных ролей в профессиональном самоопределении выпускников, их адаптации на современном рынке труда.

Список использованной литературы

  1. Апальков В.Г. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений 10-11 классы, – М.: Просвещение, 2010.
  2. В.В.Сафонова. Программа общеобразовательных учреждений для школ с углубленным изучением иностранных языков 10-11 классы. – М.: Просвещение 2000.
  3. Словарь активного усвоения лексики английского языка. – М.: Русский язык, 1998.
  4. Слободчиков А.А. Рассказы о профессиях – М.: Просвещение, 1983.
  5. David Bonamy, English for Technical Students 1, – M.: Высшая школа, 1994.
  6. Штарина А.Г. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков. – Волгоград: Учитель, 2008.