"Нам вместе весело" (газета для родителей и детей). Рекомендательные статьи для родителей

Разделы: Работа с родителями


Развитие музыкальных пособностей

Исследования известных ученых педагогов подсказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают влияние музыки на формирующийся плод в период беременности женщины и положительное воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние времена музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств и других заболеваний.
Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряла рост клеток, отвечающих за рост интеллекта человека. Не случайно занятия математикой в школе Пифагора проходили под музыку, повышающую работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направить их на физическое оздоровление.
Для настоящей музыки нет ничего невозможного!
Необходимо лишь желать ее слушать и уметь ее слушать! Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что предлагается. Обостренное слуховое воспитание окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Как петь с ребенком и без него (советы для взрослых)

  • Старайтесь не искажать мелодию.
  • Пойте негромко.
  • Избегайте преувеличенной артикуляции. Ребенок часто начинает гримасничать, кривиться, подражая вам.
  • Пойте не слишком быстро и не очень медленно.
  • Пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково и тихо; веселые песни оживленно.
  • Пойте чаще. Разучивайте песни – «с голоса».
  • Помните: чем понятней ребенку содержание песни, тем больше она ему нравится.
  • Не заставляйте детей петь специально для взрослых «выступать». Ребенок, как и взрослый, имеет право не хотеть.

Легенда о скрипке

Трудно найти человека, не знающего, что такое скрипка. Звук извлекается смычком, который движется по струнам.
Создать любой музыкальный инструмент непросто, но почему-то именно о скрипке рассказывают множество легенд. Вот только одна из них.
Говорят, что хорошая скрипка получалась только тогда, когда для каждой ее детали брали единственно подходящий сорт дерева. Например, верхнюю деку (крышку корпуса) делали только из тирольской ели, растущей на склонах Альпийских гор. И даже не всякая тирольская ель годилась: сначала присматривались – на какое дерево больше садятся птицы. Выбранную ель прослушивали стетоскопом (слуховой трубкой), чтобы убедиться в том что дерево достаточно певуче. Спиливали дерево только зимой, при этом оно не должно было упасть. Затем для скрипки выбирали небольшой кусок в нижней части ствола, а все остальное дерево шло на дрова.
Что здесь вымысел, что, правда – сказать трудно. Но точно известно одно: изготовление хорошей скрипки – большое искусство. В этом искусстве выдающихся успехов в средние века добились мастера: Амати, Страдивари, Гварнери. И по сей день звучание их инструментов является образцом, превзойти который не удалось еще никому.
Пока – никому.

Правила поведения при встрече с музыкой

В театрах, в концертных залах существуют определенные правила поведения.
Нельзя опаздывать на концерт. Лучше придти за 15-20 минут и настроится на встречу с искусством: в случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается. Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями и т.д. Все это окружающим и исполнителям.
Аплодировать между частями крупного произведения не принято. В опере публика благодарит дирижера и оркестр перед последним действием. По ходу спектакля аплодисменты допустимы только после блестяще проведенной сцены, арии. Аплодисменты – лучшая награда артиста.

Основные задачи музыкального воспитания детей в семье

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и профессиям, связанными с музыкой. Основные задачи воспитания в семье:

  • обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности;
  • способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся воспитать детей в семье, в музыкальных кружках, в музыкальных школах, посещают с ними концерты, спектакли.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры, необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различать смену настроений, прислушиваться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную и современную музыку.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должно быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом. Это пьесы Л.Бетховена, Ф.Шопена, П.И.Чайковского; и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С.Баха, В.А.Моцарта.

Гимн семье
Илья Резник

Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный ,
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.

И дом, молитвой освященный,
Стоит, открытый всем ветрам.
И учит бабушка внучонка
Словам: Отчизна, Мама, Храм!

Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.

Семья – источник изначальный
Небесным ангелом хранимый.
И грусть, радость, и печали
Одни на всех, неразделимы!

Семья – священное творенье.
Семья – лекарство от тоски.
Родной души прикосновенье.
Пожатье дружеской руки.

Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни, Господь, очаг семейный,
Любовь любимых охрани!

Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии!

Царь-инструмент

Орга’н для моих глаз и ушей остается королем всех инструментов.

Моцарт.

Хотите верьте, хотите – нет, но музыку, исполняемую на этом инструменте, нельзя услышать больше нигде кроме зала, где он установлен. Никакие самые современные средства звукозаписи не передают истинного звучания органа.
Музыку его не передать словами. Правда, любую другую музыку тоже словами передать невозможно. В органном концерте мы услышим и еле уловимые звуки, и невероятную мощь полного звучания, когда, кажется, что музыку мы воспринимаем не только ушами, но и все телом. Услышим звуки деревянных, медных, духовых, смычковых инструментов. Некоторые органы способны передать даже звучание человеческого голоса.
Вот такой чудо-инструмент. Один журналист-любитель музыки сказал, что орган « мудр, потому что впитал в себя культуру тысячелетий; одинок, потому что его не с чем сравнить; скрытен, потому что его нельзя увидеть».
Тот, кто бывал в концертных залах, где установлены органы, возразят: «Как нельзя увидеть? Я видел своими глазами!». Однако несколько десятков труб, что видны из зала – это не орган, а лишь его фасад (видимая часть), иногда они даже не звучат. Там есть специальная машина, нагнетающая в трубы воздух (ведь орган духовой инструмент).
Играть на органе – дело непростое.
Органист, сидящий за кафедрой, одновременно управляется с четырьмя, (а то и с пятью) ручными клавиатурами-мануалами, ногами нажимает педали.
Орган – необычайно сложный и интересный инструмент, и только есть величественный, идущий из вечности голос, которого не имеет никакой другой инструмент, никакой оркестр.

Приложение 1