Цели: воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.
Оформление: большое панно “Хлебное поле”, снопы зерновых культур, на плакатах пословицы о хлебе:
- Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
- Много снега – много хлеба. Каравай хлеба не свалится с неба.
- Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье.
Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.
У учителя: презентация, выполненная в PowerPoint, музыкальное сопровождение.
Ход праздника
С.1
Звучит песня “Хлеб – всему голова”. Ведущий приглашает гостей. На сцену выходят мальчик и девочка в русских костюмах и исполняют С.2 песню “Земля хлебами славится” (Ю.Чичков, П.Сенявский).
Чтец.
Слава миру на Земле! С.3 (Приложение 1)
Чтец.
Слава хлебу на столе!
Чтец.
Если мы хотим кого-то С.4
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем. С.5
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Чтец.
С караваем соль подносим, С.6
Поклонясь, отведать просим:
– Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.
Дети вручают хлеб-соль гостям праздника и уходят. На сцене по очереди появляются выступающие.
Чтец.
Пышный, мягкий, пропеченный, С.7
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
Чтец.
В каждый дом, на каждый стол С.8
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило
Сохраняло, берегло.
Чтец.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем. С.9
Ведущий.
С.10
Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы* “Земля – матушка, а хлеб – батюшка”, *“Хлеб – это жизнь”, *“Хлеб – кормилец”, *“Без забот проживешь, а без хлеба – нет”. Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолоть, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.
Ведь не сразу стали зерна Хлебом, С.11
Тем, что на столе,
Люди долго и упорно,
Потрудились на земле!
Чтец.
Только снег сошел в апреле С.12
Как поля зазеленели.
Это – хлеб.Золотой простор бескрайний С.13
Там работают комбайны.
Это – хлеб.Вот зерно течет рекой, С.14
Чтобы сделаться мукой.
Это – хлеб.
Тесто кружится в квашне, С.15,16,17
Запекается в огне.
Это – хлеб.Ешь его, расти и помни: С.18
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!
С.19
Чтец. Нелегок труд землепашца. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб.
Чтец.
Не сама собой природа С.20
Хлеб на блюдце подает.
Сколько требует ухода
Мать – земля за целый год.
Чтоб сошлись, как в океане,
В закромах твоей страны
Золотой поток с Кубани
И далекой целены.
Чтец.
Степные машины С.21
Покоя не знают,
Горячую воду моторы глотают.
Горячее солнце,
Нагревшийся воздух,
И ночью восходят горячие звезды.
И капли горячего
Пота на спинах –
Горячее время
В совхозах целинных…Перед этой пашней шапку скинь, сынок, С.22
Видишь, пробивается хлебный стебелек, С.23
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…
Учитель. Есть хлеб – будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, а хлеб остается хлебом.
Ведущий.
Хлеб… Наскучит ли он?
Чтец.
Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда.
С.24 Издавна Россия – это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.
Девочки исполняют танец и песню “Золотые зернышки”(М.Васильев)
Мы золотые зернышки, С.25
Полны лучистым светом.
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые, струистые,
Мы зерна золотые.
Мы ветерком провеяны
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны,
Мы людям так нужны.
Отдельно каждый – зернышко
Маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко
Страны своей огромной!
С.26
Приглушенно звучит песня “Священная война”.
Учитель. С.27 Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранится С.28 кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. С.29 Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям С.30 нужно было работать, С.31 нужно было жить, нужно было выжить – С.32 назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит побед.
Был хлеб всегда в почете на Руси – С.33
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.В дыму ленинградское небо, С.34
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей – сада № 5 города Отрадное Ленинградской области В.И.Богдановой.
Ведущий. С.35
“Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.
Чтец.
Зерна наших дней, светитесь С.36,*
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, –
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы люди,
Научитесь хлеб беречь!
Ведущий.
“Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори”. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Это вкусно.
Чтец.
Прошу тебя!
Не оброни сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба.
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного –
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.
В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. С.37,* Его ломали руками на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.
На свете видела я хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала.
И клала на стол, осеняя крестом.
Он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.
С.38 О хлебе народ сложил много пословиц.
*Разломить с кем-то хлеб – породить дружбу.
*Поделиться хлебом – быть бескорыстным
*Быть хлебосольным – значит быть гостеприимным.
*Зарабатывать свой хлеб – стать трудолюбивым.
*Осыпать молодых хлебом – желать достатка, здоровья, счастья.
С.39,* Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!”
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!”
Запомните золотые слова: С.40 “Хлеб – всему голова”.
Дети исполняют песню “Хлебный колосок” (В. Орлов, С.Бодрянков)