Задачи урока:
- Закрепить знания таблицы сложения в пределах 20;
- Развивать умение быстро и правильно решать примеры в пределах 100, логическое мышление, воображение, интерес к изучаемому предмету;
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, зачем мы изучаем математику?
Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на этом уроках и где их можно применить?
Сегодня на уроке мы закрепим наши знания и постараемся применить их на практике.
II. Устный счет
Учитель. Скоро праздник встречи Нового года. Можно о нем сказать, что он особенный праздник? (Ответы детей) (Цель задания: Социализация личности)
Учитель. В чем особенность этого праздника?
Учитель. Скажите, ребята, а пригодиться ли нам при подготовке к празднику умение считать?
1. Логическую цепочка. (Цель задания: Задание на развитие логического мышления)
Учитель. Поможем снеговику восстановить ряд.
4, 7, 11, 16, 22,…, …, …,
2. Логическая задача (Цель задания: Задание на развитие логического мышления)
Учитель.
Из разных цифр сложили бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
50….42…3 = 11 39…0…9 = 30 30…11…9 = 50
3. Догадайтесь, как быстро найти суммы чисел во втором, третьем и четвертом вертикальных рядах. (Учитель обращает внимание на то, что он написал и сумму чисел первого вертикального ряда) (Цель задания: Упражнение направлено на развитие внимания обучающихся)
10 15 16 17 18 76 |
11 16 17 18 19 ... |
12 17 18 19 20 … |
13 18 19 20 21 …. |
Учитель. Сегодня 11 декабря. Еще рано наряжать елку игрушками, но в каждой семье уже начали готовиться к Новому году. В чем это проявляется? (Ответы детей)
Учитель. А вы готовы купить подарки своим близким? А где можно приобрести подарки на Новый год? (В магазине, на рынке.) Приглашаю всех посетить магазин игрушек.
4. Выбор короткого пути до магазина. (Цель задания: Знание геометрического материала (ломаная и прямая линии))
Учитель. Где вы возьмете деньги на приобретение подарка? Вы ведь не работаете? (Ответы детей)
5. Игра «Магазин» (Цель задания: Социализация личности)
Учитель. (Показывает копилку) Молодцы, многие из вас уже накопили некоторую сумму денег, а кто не успел еще, есть время. Кто сколько накопил, мы узнаем, если вы решите примеры.
(Монеты с примерами находятся в копилке. Дети вынимают из нее примеры и решают.) (Цель задания: Применение знаний на практике. Воспитывающая функция задания)
37 + 50 = 87 64 – 30 =34
86 – 4 = 82 80 – 7 = 73
90 - 28 = 62 46 + 9 = 55
Учитель. Что вы сможете купить на такую сумму денег и сколько сдачи получите от продавца?
(Дети выбирают игрушки и решают задачи.)
III. Физкультминутка.
IV. Решение примеров с объяснением у доски. (Цель задания: Закрепление и обобщение изученного материала)
Учитель. Дед Мороз не приходит на праздники без подарков, а нас он очень просит посчитать, сколько игрушек для ребят он приготовил на разные утренники. Откройте тетради, запишите слово: «примеры». Запишем решения и послушаем объяснения.
42 + 8 50 - 7 89 + 4 73 - 5
Учитель. А теперь Дед Мороз хочет послушать, все ли дети нашего класса умеют решать такие примеры. Откроем учебник на странице 66, номер 2. Будем решать первый и второй столбик. (Вызванные дети работают у доски.)
V. Самостоятельная работа.
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что записано на доске? (Записана сумма.) (Цель задания: Применить на практике способы быстрого нахождения решений выражения)
Как называются числа при сложении? (Слагаемые и сумма) Какие слагаемые называются «удобными»?
Есть ли в данных примерах удобные слагаемые? Назовите.
Задание: Вычислите примеры удобным способом.
1 вариант 2 вариант
65 + 9 + 5 =… (79) 33 + 8 + 7 =… (48)
76 + 8 + 2 =… (88) 4 + 47 + 6 =… (57)
20 + 7 + 3 + 30 = … (60) 9 + 50 + 40 + 1 =… (100)
(Проверка в парах: дети обмениваются работами)
VI. Решение задачи
Учитель. Сейчас мы будем решать задачу, и учебник приглашает нас в библиотеку.
Чем отличается магазин от библиотеки? (Цель задания: Социализация личности)
Рассмотрим картинку, предположите, о чем будет наша задача?
(Или о детях, пришедших в библиотеку, или о книгах) Прочитайте задачу №8. О чем эта задача?
(Читает задачу…, перескажите задачу…, у доски записать краткое условие задачи…) (Цель задания: Проводится полный анализ задачи с целью отработки навыка работы над задачей)
Было – 32 кн. и 40 кн.
Выдали – 20кн.
Осталось – ?
Анализ задачи:
Учитель. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Почему?
Сможем мы узнать, сколько всего книг было на первой и второй полке?
(32 + 40) – 20 = 52 (кн.) Ответ: 52 книги.
Учитель. Как вы думаете, хватит ли нам этих книг, если придем в библиотеку всем классом? (Цель задания: Развитие логического мышления. Подготовка к изучению умножения)
Хватит ли книг, если ребята возьмут по две книги? по три книги?
Развитие логического мышления. Подготовка к изучению умножения.
VII. Работа с буквенными выражениями
Пока мы с вами решали задачу, вам прислали конверт с заданием. Ну, а раз конверт попал ко мне в руки, я разыграю для вас фант и попрошу сплясать весь класс. (Цель задания: В целях сохранения здоровья проводится вторая физкультминутка)
Танец маленьких утят. (вторая физкультминутка)
В конверте карточки:
a + 4 d - 7 16 - c 6 + k
Учитель. Что-то мне непонятно, ребята, что здесь написано. Кто мне объяснит? (Это буквенные выражения) (Цель задания: Закрепление материала прошлого урока)
Учитель. Кто попробует их прочесть? (Дети читают: сумма …., разность…)
Учитель. Как найти значения буквенных выражений? Запишите первое буквенное выражение в тетрадь (ученик записывает на доске). Как найти его значение при а = 8, при а = 16.
Во второй столбик запишите второе выражение. Найдите его значение при d = 14, при d = 27.
Учитель. Молодцы, справились и этим заданием.
VIII. Домашнее задание.
IX. Итог урока
Учитель. Замечательный и загадочный праздник Новый год. Все мы с нетерпением ждем этот праздник.
Урок наш подошел к концу, скажите, пожалуйста, доказали мы, что знания полученные на уроках пригодятся в жизни?
Перечислите, в каких жизненных ситуациях нам не обойтись без математики?
Спасибо за урок!