Сложение и вычитание в пределах 100. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи урока:

  1. Закрепить знания таблицы сложения в пределах 20;
  2. Развивать умение быстро и правильно решать примеры в пределах 100, логическое мышление, воображение, интерес к изучаемому предмету;
  3. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Ребята,  скажите, пожалуйста, зачем мы изучаем математику?

Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на этом уроках и где их  можно применить?

Сегодня на уроке мы закрепим наши знания и постараемся применить их на практике.

II. Устный счет

Учитель. Скоро праздник встречи Нового года. Можно о нем сказать, что он особенный праздник? (Ответы детей) (Цель задания: Социализация личности)

Учитель. В чем особенность этого праздника?

Учитель. Скажите, ребята, а пригодиться ли нам при подготовке к празднику умение считать?

1. Логическую цепочка. (Цель задания: Задание на развитие логического мышления)

Учитель. Поможем снеговику восстановить ряд.

4, 7, 11, 16, 22,…, …,   …,

2. Логическая задача (Цель задания: Задание на развитие логического мышления)

Учитель.

Из разных цифр сложили бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.

50….42…3 = 11        39…0…9 = 30          30…11…9 = 50

3. Догадайтесь, как быстро найти суммы чисел во втором, третьем и четвертом вертикальных рядах. (Учитель обращает внимание  на то, что он написал и сумму чисел первого вертикального ряда) (Цель задания: Упражнение направлено на развитие внимания обучающихся)

10

15

16

17

18

76

11

16

17

18

19

...

12

17

18

19

20

13

18

19

20

21

….

Учитель. Сегодня 11 декабря. Еще рано наряжать елку игрушками, но в каждой семье уже начали готовиться к Новому году. В чем это проявляется? (Ответы детей)

Учитель. А вы готовы купить подарки своим близким? А где можно приобрести подарки на Новый год? (В магазине, на рынке.) Приглашаю всех посетить магазин игрушек.

4. Выбор короткого пути до магазина. (Цель задания: Знание геометрического материала (ломаная и прямая линии))

рис.1

Учитель. Где вы возьмете деньги на приобретение подарка? Вы ведь не работаете? (Ответы детей)

5. Игра «Магазин» (Цель задания: Социализация личности)

Учитель. (Показывает копилку) Молодцы, многие из вас уже накопили некоторую сумму денег, а кто не успел еще, есть время. Кто сколько накопил, мы узнаем, если вы решите примеры.

(Монеты с примерами находятся в копилке. Дети вынимают из  нее примеры и решают.) (Цель задания: Применение знаний на практике. Воспитывающая функция задания)

37 + 50 = 87                    64 – 30 =34

86 – 4 = 82                      80 – 7 = 73

90 - 28 = 62                     46 + 9 = 55

Учитель. Что вы сможете купить на такую сумму денег и сколько сдачи получите от продавца?

(Дети выбирают игрушки и  решают задачи.)

III. Физкультминутка.

IV. Решение примеров с объяснением у доски. (Цель задания: Закрепление и обобщение изученного материала)

Учитель. Дед Мороз не приходит на праздники без подарков, а нас он очень просит посчитать, сколько игрушек для ребят он приготовил на разные утренники. Откройте  тетради, запишите слово: «примеры». Запишем решения и послушаем объяснения.

42 + 8         50 - 7         89 + 4       73 - 5

Учитель. А теперь Дед Мороз хочет послушать, все ли дети нашего класса умеют решать такие примеры. Откроем учебник на странице 66, номер 2. Будем решать первый и второй столбик. (Вызванные дети работают у доски.) 

V. Самостоятельная работа.

Учитель.   Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что записано на доске?  (Записана сумма.) (Цель задания: Применить на практике способы быстрого нахождения  решений выражения)

Как называются числа при сложении? (Слагаемые и сумма)  Какие слагаемые называются «удобными»?

Есть ли в данных примерах удобные слагаемые? Назовите.

Задание: Вычислите примеры удобным способом.

1 вариант                                       2 вариант

65 + 9 + 5 =… (79)                        33 + 8 + 7 =… (48)

76 + 8 + 2 =… (88)                        4 + 47 + 6 =… (57)

20 + 7 + 3 + 30 = … (60)               9 + 50 + 40 + 1 =… (100)

(Проверка в парах: дети обмениваются работами)

VI. Решение задачи

Учитель. Сейчас мы будем решать задачу, и учебник приглашает нас в библиотеку.

Чем отличается магазин от библиотеки? (Цель задания: Социализация личности)

Рассмотрим картинку, предположите, о чем будет наша задача?

(Или о детях, пришедших в библиотеку, или о книгах) Прочитайте задачу №8. О чем эта задача?

(Читает задачу…, перескажите задачу…, у доски записать краткое условие задачи…) (Цель задания: Проводится полный анализ задачи с целью отработки навыка работы над задачей)

Было – 32 кн. и 40 кн.

Выдали – 20кн.

Осталось – ?

Анализ задачи:

Учитель. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Почему?

Сможем мы узнать, сколько всего книг было на первой и второй полке?

(32 +  40) – 20 = 52 (кн.)      Ответ: 52 книги.

Учитель. Как вы думаете, хватит ли нам этих книг, если придем в библиотеку всем классом? (Цель задания: Развитие логического мышления. Подготовка к изучению умножения)

Хватит ли книг, если ребята возьмут по две книги? по три книги?

Развитие логического мышления. Подготовка к изучению умножения.

VII. Работа с буквенными выражениями

Пока мы с вами решали задачу,  вам прислали конверт с заданием. Ну, а раз конверт попал ко мне в руки, я разыграю для вас фант и попрошу сплясать весь класс. (Цель задания: В целях сохранения здоровья проводится вторая физкультминутка)

Танец маленьких утят. (вторая физкультминутка)

В конверте карточки:

a + 4                  d - 7                   16 - c          6 + k

Учитель. Что-то мне непонятно, ребята, что здесь написано. Кто мне объяснит?   (Это буквенные выражения) (Цель задания: Закрепление материала прошлого урока)

Учитель. Кто попробует их прочесть? (Дети читают: сумма …., разность…)

Учитель. Как найти значения буквенных выражений? Запишите первое буквенное выражение в тетрадь (ученик записывает на доске). Как найти его значение при  а = 8,  при а = 16.

Во второй столбик запишите второе выражение. Найдите его значение при d = 14, при d = 27.

Учитель. Молодцы, справились и этим заданием.

VIII. Домашнее задание.

IX. Итог урока

Учитель. Замечательный и загадочный праздник Новый год. Все мы с нетерпением ждем этот праздник.

Урок наш подошел к концу, скажите, пожалуйста, доказали мы, что знания полученные на уроках пригодятся в жизни?

Перечислите, в каких жизненных ситуациях нам не обойтись без математики?

Спасибо за урок!