В настоящее время учёными сделаны важные
открытия в различных областях науки, в том числе
и по истории. Человеческие знания о прошлом и
настоящем огромны и они постоянно пополняются.
Соответственно пополняются и школьные программы
по истории. Учёные – психологи доказали, что если
обучающийся на уроке внимательно прослушал
новый материал, то он усвоил 30% информации. А если
обучающийся на уроке активно работал в
процессе изучения нового материала, затем дома
организовал правильно свою самостоятельную
работу, то результаты будут несравненно выше.
Немало важную роль играет и организация
самостоятельной работы на уроке, тем более, если
это повторительно-обобщающий урок.
Сегодня от российского школьника требуется,
чтобы он умел сравнивать явления, делать выводы,
обобщения, последовательно и логично построить
свой ответ, умел работать с учебником,
материалами периодической печати, читал карту,
построить рассказ по картине, выступить с
сообщением, докладом, прорецензировать ответ
своего товарища, написать реферат, доказать
правильность мнения.
Для организации самостоятельной работы в
выпускных классах по истории России XX века я
разрабатываю индивидуальные карточки.
Цели и задачи:
- Развитие способностей понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами.
- Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
- Формирование исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
- Такая форма самостоятельной работы на уроках истории призвана способствовать как определению индивидуального уровня каждого обучающегося в изучении темы, так и общего состояния понимания классом событий и атмосферы XX века в России в целом.