Решение задач на нахождение величин (цена, количество, стоимость). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Познакомить детей с таблицей, как одной из форм записи условия задач.
  • Формировать умения работать с таблицей при решении задач, раскрывающих взаимосвязь между величинами цена, количество, стоимость. Вывести формулу нахождения величин цена, количество, стоимость.
  • Развивать умения работать в группе, сравнивать, оценивать работу, строить алгоритм действия и отражать это графически.
  • Воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Оборудование:

рис.1

I. Организационный  момент.

II. Создание учебной ситуации.

На доске записана тема урока: «Решение задач».

– Является ли эта тема новой?

– Почему вновь авторы учебника предлагают нам её для изучения?

III. Вводная рефлексия.

– Как помочь себе предположить, что ещё не изучено по теме?

На доске схемы задач, названия типов задач на карточках и таблица:

рис.2

IV. Постановка учебной задачи.

– Рассмотрим  незнакомый тип задач.

– Мы знаем величины из этой задачи? / Да

– Что они означают?

– А умеем ли мы решать задачи нового типа? / Нет

– Какую цель поставим на сегодняшний урок? / Научиться решать задачи нового типа.

– Давайте составим план достижения цели.

На доске запись:

рис.3

Совместно составляется план. Учитель фиксирует на ступеньках этапы достижения цели.

Получается следующая запись:

рис.4

Каждому ученику дается аналогичная заранее приготовленная карточка

рис.5

– Решение задач какого типа вы умеете выполнять?

У доски ученик берет схемы и переносит их в таблицу. Получается следующая запись:

рис.6

VАнализ условий решения задач.

1. Учитель читает математический текст «Мама купила 3 одинаковые чашки по 5 рублей и заплатила за всю покупку 15 рублей». Карточки с числовыми значениями прикрепляет на доску.

рис.7

– Подпишите названия величин над каждым числовым ее значением.    

К доске выходит ученик и подписывает названия величин.

рис.8

Дети проверяют правильность выполненной работы.

2. – Давайте этот текст превратим в задачу.

Учитель закрывает одно из числовых значений карточкой со знаком вопроса.

На доске получается запись:

рис.9

– Составьте текст задачи.

Ученики: «Мама купила 3 одинаковых чашки по 5 рублей. Сколько денег заплатила мама за всю покупку?»

– В каком виде лучше записать условие задачи? Вернемся к началу урока. 

рис.10

– Попробуем записать условие в виде таблицы.

Учитель чертит таблицу на доске, договариваясь с детьми о ее размере. Дети чертят таблицу карандашом в тетради от руки.

Цена (руб.)

Количество (шт.)

Стоимость (руб.)

                 

                  

                   

Заполняется таблица под руководством учителя.

– Чему равна цена? / 5 руб.

– Чему равно количество товара? / 3.

– Чему равна стоимость? / Неизвестно.

Получается следующая запись:

Цена (руб.)

Количество (шт.)

Стоимость (руб.)

5

3

?

– Как найти, сколько нужно заплатить за 3 чашки, если одна стоит 5 рублей?

Дети предлагают решение:

5 3 = 15 (руб.) – заплатила мама за 3 чашки.

– Какую формулу выведем для нахождения стоимости, если известны цена и количество?

Стоимость = Цена   ∙   Количество

Дети над решением записывают формулу. Записывают ответ.

3. – Вернемся к математическому тексту. Превратим текст в задачу с другим неизвестным.

Учитель переносит карточку со знаком вопроса на другую величину.

рис.11

– Составьте текст задачи.

Ученики: «Одна чашка стоит 5 рублей. Сколько чашек мама купила на 15 рублей?»

Аналогично записывается и решается обратная задача. При решении составляется новая формула: Количество = Стоимость : Цена

4. – Вернемся к математическому тексту. Превратим текст в задачу с другим неизвестным.

Учитель переносит карточку со знаком вопроса на другую величину.

рис.12

– Составьте текст задачи.

Ученики: «Мама на 15 рублей купила 3 одинаковых чашки. Сколько стоит одна чашка?»

Аналогично записывается и решается обратная задача. При решении составляется новая формула: Цена = Стоимость : Количество

В ходе решения задач ученики вывели три формулы. Учитель прикрепляет карточки с формулами на доске.

рис.13

 VI. Промежуточная рефлексия.     

– Поднимите руки те, кто понял, как записывать условие задачи новым способом. Поставьте в своих карточках «+» на первой ступеньке.

рис.14

– Поднимите руки те, кто научился применять новые формулы. Поставьте в своих карточках «+» на второй ступеньке.

– Кто не понял, ставят « – ».

VII. Групповая работа по закреплению открытого способа решения задач.

Учитель предлагает разбиться на группы. В групповой работе распределяются роли. Те, кто понял, как решаются задачи, становится «консультантами» и «контролерами». Те, кто не понял – «исполнителями».

Каждой группе раздается карточка с математическим текстом:

«Каждая наклейка стоит 5 рублей. За 4 наклейки заплатили 20 рублей».

– Составьте и решите задачи по тексту, поочередно заменяя известные величины знаком вопроса.

Дети выполняют задание.

– Проверьте свою работу.

Открывается доска:

Цена (руб.)

Количество (шт.)

Стоимость (руб.)

5

3

?

Решение:

Стоимость  =  Цена   х   Количество

  4 = 20 (руб.) – стоимость 4 наклеек.

Ответ: 20 рублей.

Цена (руб.)

Количество (шт.)

Стоимость (руб.)

5

?

20

Решение:

Количество  = Стоимость  :  Цена

20 : 5 = 4 (шт.) – купили на 20 рублей.

Ответ: 4 наклейки.

Цена (руб.)

Количество (шт.)

Стоимость (руб.)

?

4

20

Решение:

Цена  = Стоимость  :  Количество                   

20 : 4 = 5 (руб.) – цена наклейки.

Ответ: 5 рублей.

VIII. Итоговая рефлексия.

– Вернемся к плану достижения цели.

– Поднимите руку те, кто разобрался. Как записывать условие задачи новым способом и как применять новые формулы. Исправь в своих карточках знаки « – » на знаки «+».

рис.15

– Тот, кто поставил два «+» поставьте на третьей ступеньке «+».

– У кого есть хотя бы один « – », поставьте на третьей ступеньке « – ».

Если у всех детей на третьей ступеньке стоят «+», дети договариваются перенести новый тип задач из второго столбика «Не знаю» в первый «Знаю» и дают название новому типу задач «Задачи с величинами цена, количество, стоимость».

Если хотя бы у одного ребенка на третьей ступеньке стоит « – », новый тип задачи не переносится в первый столбик.

– Какие цели мы поставим на следующий урок?

– Чем будем заниматься?

Домашнее задание. Придумать математический текст с величинами цена, количество, стоимость, которые на следующем уроке мы превратим в задачи.