Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Познакомить детей с таблицей, как одной из форм записи условия задач.
- Формировать умения работать с таблицей при решении задач, раскрывающих взаимосвязь между величинами цена, количество, стоимость. Вывести формулу нахождения величин цена, количество, стоимость.
- Развивать умения работать в группе, сравнивать, оценивать работу, строить алгоритм действия и отражать это графически.
- Воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
Оборудование:
I. Организационный момент.
II. Создание учебной ситуации.
На доске записана тема урока: «Решение задач».
– Является ли эта тема новой?
– Почему вновь авторы учебника предлагают нам её для изучения?
III. Вводная рефлексия.
– Как помочь себе предположить, что ещё не изучено по теме?
На доске схемы задач, названия типов задач на карточках и таблица:
IV. Постановка учебной задачи.
– Рассмотрим незнакомый тип задач.
– Мы знаем величины из этой задачи? / Да
– Что они означают?
– А умеем ли мы решать задачи нового типа? / Нет
– Какую цель поставим на сегодняшний урок? / Научиться решать задачи нового типа.
– Давайте составим план достижения цели.
На доске запись:
Совместно составляется план. Учитель фиксирует на ступеньках этапы достижения цели.
Получается следующая запись:
Каждому ученику дается аналогичная заранее приготовленная карточка
– Решение задач какого типа вы умеете выполнять?
У доски ученик берет схемы и переносит их в таблицу. Получается следующая запись:
V. Анализ условий решения задач.
1. Учитель читает математический текст «Мама купила 3 одинаковые чашки по 5 рублей и заплатила за всю покупку 15 рублей». Карточки с числовыми значениями прикрепляет на доску.
– Подпишите названия величин над каждым числовым ее значением.
К доске выходит ученик и подписывает названия величин.
Дети проверяют правильность выполненной работы.
2. – Давайте этот текст превратим в задачу.
Учитель закрывает одно из числовых значений карточкой со знаком вопроса.
На доске получается запись:
– Составьте текст задачи.
Ученики: «Мама купила 3 одинаковых чашки по 5 рублей. Сколько денег заплатила мама за всю покупку?»
– В каком виде лучше записать условие задачи? Вернемся к началу урока.
– Попробуем записать условие в виде таблицы.
Учитель чертит таблицу на доске, договариваясь с детьми о ее размере. Дети чертят таблицу карандашом в тетради от руки.
Цена (руб.) |
Количество (шт.) |
Стоимость (руб.) |
|
|
|
Заполняется таблица под руководством учителя.
– Чему равна цена? / 5 руб.
– Чему равно количество товара? / 3.
– Чему равна стоимость? / Неизвестно.
Получается следующая запись:
Цена (руб.) |
Количество (шт.) |
Стоимость (руб.) |
5 |
3 |
? |
– Как найти, сколько нужно заплатить за 3 чашки, если одна стоит 5 рублей?
Дети предлагают решение:
5 ∙ 3 = 15 (руб.) – заплатила мама за 3 чашки.
– Какую формулу выведем для нахождения стоимости, если известны цена и количество?
Стоимость = Цена ∙ Количество
Дети над решением записывают формулу. Записывают ответ.
3. – Вернемся к математическому тексту. Превратим текст в задачу с другим неизвестным.
Учитель переносит карточку со знаком вопроса на другую величину.
– Составьте текст задачи.
Ученики: «Одна чашка стоит 5 рублей. Сколько чашек мама купила на 15 рублей?»
Аналогично записывается и решается обратная задача. При решении составляется новая формула: Количество = Стоимость : Цена
4. – Вернемся к математическому тексту. Превратим текст в задачу с другим неизвестным.
Учитель переносит карточку со знаком вопроса на другую величину.
– Составьте текст задачи.
Ученики: «Мама на 15 рублей купила 3 одинаковых чашки. Сколько стоит одна чашка?»
Аналогично записывается и решается обратная задача. При решении составляется новая формула: Цена = Стоимость : Количество
В ходе решения задач ученики вывели три формулы. Учитель прикрепляет карточки с формулами на доске.
VI. Промежуточная рефлексия.
– Поднимите руки те, кто понял, как записывать условие задачи новым способом. Поставьте в своих карточках «+» на первой ступеньке.
– Поднимите руки те, кто научился применять новые формулы. Поставьте в своих карточках «+» на второй ступеньке.
– Кто не понял, ставят « – ».
VII. Групповая работа по закреплению открытого способа решения задач.
Учитель предлагает разбиться на группы. В групповой работе распределяются роли. Те, кто понял, как решаются задачи, становится «консультантами» и «контролерами». Те, кто не понял – «исполнителями».
Каждой группе раздается карточка с математическим текстом:
«Каждая наклейка стоит 5 рублей. За 4 наклейки заплатили 20 рублей».
– Составьте и решите задачи по тексту, поочередно заменяя известные величины знаком вопроса.
Дети выполняют задание.
– Проверьте свою работу.
Открывается доска:
Цена (руб.) |
Количество (шт.) |
Стоимость (руб.) |
5 |
3 |
? |
Решение:
Стоимость = Цена х Количество
5 ∙ 4 = 20 (руб.) – стоимость 4 наклеек.
Ответ: 20 рублей.
Цена (руб.) |
Количество (шт.) |
Стоимость (руб.) |
5 |
? |
20 |
Решение:
Количество = Стоимость : Цена
20 : 5 = 4 (шт.) – купили на 20 рублей.
Ответ: 4 наклейки.
Цена (руб.) |
Количество (шт.) |
Стоимость (руб.) |
? |
4 |
20 |
Решение:
Цена = Стоимость : Количество
20 : 4 = 5 (руб.) – цена наклейки.
Ответ: 5 рублей.
VIII. Итоговая рефлексия.
– Вернемся к плану достижения цели.
– Поднимите руку те, кто разобрался. Как записывать условие задачи новым способом и как применять новые формулы. Исправь в своих карточках знаки « – » на знаки «+».
– Тот, кто поставил два «+» поставьте на третьей ступеньке «+».
– У кого есть хотя бы один « – », поставьте на третьей ступеньке « – ».
Если у всех детей на третьей ступеньке стоят «+», дети договариваются перенести новый тип задач из второго столбика «Не знаю» в первый «Знаю» и дают название новому типу задач «Задачи с величинами цена, количество, стоимость».
Если хотя бы у одного ребенка на третьей ступеньке стоит « – », новый тип задачи не переносится в первый столбик.
– Какие цели мы поставим на следующий урок?
– Чем будем заниматься?
Домашнее задание. Придумать математический текст с величинами цена, количество, стоимость, которые на следующем уроке мы превратим в задачи.