Программное содержание:
1. Задачи на развитие познавательных способностей детей:
а) Закрепить количественный и порядковый чет в пределах 6;
б) Закрепить умение детей сравнивать числа в пределах 6, пользоваться знаками =, <, >;
в) Учить решать примеры на сложение в пределах 6;
г) Развивать пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, снаружи, внутри;
д) Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки.
2. Задачи на развитие связной речи:
а) Учить грамотно строить фразы, говоря о поступках героев, передавать диалоги действующих лиц;
б) Пересказывать отрывки из сказки, используя интонации радости, печали, вопроса.
3. Воспитательные задачи:
а) Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказки, где побеждает добро;
б) Развивать умение слушать и слышать вопрос;
в) Воспитывать желание оказать помощь герою.
Материал к занятию: иллюстрации к сказке «Маша и медведь»; сюжетные картинки по сказке (5-6 штук); 2 корзинки, короб, «пирожки» (6 штук); наборы полосок разной длины (по 3 штуки на каждого ребенка); плакат с домиками разной формы; цветные карандаши; схемы (на каждого ребенка).
Предварительная работа: чтение сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций к сказке; разучивание пальчиковой гимнастики; знакомство детей со счетом в пределах 6, обучение сравнению чисел с использованием знаков =, <, >.
Ход занятия
Дети и воспитатель стоят на ковре, на столе в центре разложены части картинки (разрезана на 5 частей).
Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит большое путешествие в сказку. Хотите узнать, в какую? Тогда постарайтесь правильно составить картинку из ее частей.
Дети встают вокруг стола. По очереди собирают картинку, объясняя, куда ставить части картинки (Эту часть нужно положить в центре, а эту – в правый верхний угол. Эта часть подходит сюда, мы ее положим в левый нижний угол и т.д.)
Воспитатель: Узнали, к какой сказке иллюстрация?
Дети: Это сказка «Маша и медведь».
Воспитатель: Совершенно верно.
Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Воспитатель показывает детям иллюстрации к сказке: Давайте вместе вспомним сюжет сказки и расставим картинки в нужном порядке. Сколько всего картинок? Верно 6. Что изображено на этой картинке?
Ребенок: Машенька прощается с дедушкой и бабушкой возле домика.
Воспитатель: А на этой?
Ребенок: Медведь несет короб, а из короба выглядывает Машенька.
Далее рассматриваются все картинки.
Воспитатель: Расставьте картинки в нужном порядке, вспоминая сюжет сказки.
Дети выкладывают картинки, объясняя свои действия.
В углу группы стоит домик медведя, справа от него – елка, слева – гриб, вверху – солнышко, перед домиков – короб.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами сходим погулять в лес. Послушайте, как красиво поют птицы.
Звучи аудиозапись «Звуки леса», проводится под нее физкультминутка:
Стоит в поле теремок,
На двери висит замок.
Открывает его волк:
Дерг, дерг, дерг, дерг.
Пришел Петя-петушок
И ключом открыл замок.
(Дети соединяют руки над головой – «домик», переплетают пальцы рук – «замок», выполняют движения руками из стороны в сторону, показывают, как открывается замок ключом.)
Воспитатель: Посмотрите на наш сказочный домик. Чей он? Правильно, в нем живет медведь. А вокруг домика так много интересного. Здесь и елка растет и гриб, и короб стоит, и солнышко светит. Что находится от домика справа?
Ребенок: От домика справа – елочка.
Воспитатель: А слева?
Ребенок: Слева от домика – гриб.
Воспитатель: Что вы видите вверху?
Дети: Вверху солнышко.
Воспитатель: А перед домиком?
Ребенок: Перед домиком короб.
Воспитатель: Погуляли мы по лесу, давайте немного отдохнем на своих местах.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Машенька мне рассказал, что ей очень нравилось гулять в лесу. Она многое увидела там, а что увела – нарисовала. Посмотрите на картинку (на столах у детей) и перечислите, что она увидела в лесу?
Дети: Увидела листик, грибок, елочку.
Воспитатель: А внизу какой-то картинке не хватает, подумайте и назовите ее, потом нарисуйте.
Дети: Не хватает грибочка.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Машеньке все было очень интересно, и она все дальше и дальше уходила от подружек. Корзинки ее наполнились (показывает 2 корзинки, в одной 4 грибочка, в другой – 6 ягодок), сосчитайте, сколько грибочков и ягодок в каждой (выкладывает на стол, дети считают). Где больше?
Дети выполняют задание, ставят знак и объясняют почему: Грибов в корзине четыре, а ягод – шесть, четыре меньше, чем шесть, поэтому мы поставим знак «меньше».
Воспитатель: Да, грибов Машенька собрала меньше, чем ягод. Заблудилась она в лесу и попала в дом к медведю. Давайте подойдем к домику медведя поближе.
Дети встают из-за столов, выходят на ковер.
Воспитатель: А возле домика висит плакат, медведь хотел заколдовать свой домик, чтобы вы не догадались, какой дом его. Посмотрите, какой домик надо нарисовать в пустой клетке.
Дети и воспитатель обсуждают, какие домики нарисованы (крыши у всех одинаковые, треугольные, отличаются домики окнами и формой самого домика), обсуждают, форму домика медведя.
Воспитатель: Итак, мы узнали, в каком домике жил медведь.
Дети садятся на стульчики полукругом возле ковра.
Воспитатель: Машенька стала жить у него, печку топила, кашу варила, дом прибирала. И, хотя медведь не обижал Машеньку, она скоро стала тосковать по дому, по дедушке и бабушке, а медведь не отпускал ее. Девочка придумала, как вернуться домой. Что она придумала, ребята?
Дети: Маша напекла пирожков и попросила медведя отнести их в деревню, а сама забралась в кузовок и там спряталась.
Воспитатель: Верно.
«Посадила Маша в печь
Пирожки с капустой печь.
Если сможешь, помоги –
Сосчитай все пироги».
Воспитатель достает тарелку с пирожками, дети считают.
Дети: Маша испекла шесть пирожков.
Воспитатель: Устала Маша пока пирожки пекла, решила сделать зарядку. Вставайте возле стульчиков, мы тоже ее сделаем.
Физкультминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
Дети садятся за парты.
Воспитатель: Не отпустил медведь Машу, чтобы пирожки в деревню отнести, решил сам идти. А Машеньке того и надо. Забралась она в кузовок, а пирожки сверху положила.
Посмотрите, ребята, у вас на столах тоже пирожки лежат, а на них примеры написаны. Давайте решать примеры и складывать пирожки в кузовок.
Примеры на пирожках:
1+1 2+2 5+1 3+3 3+1 1+2 2+2 2+4
Воспитатель с корзинкой подходит к каждому ребенку. Дети берут свой пирожок, решают пример, записывают ответ и кладут пирожок в корзинку.
Воспитатель: Взвалил медведь на спину кузовок и пошел. Идет по лесу и загадывает сам себе загадки. Сорвал цветок и говорит: «У этого цветка 3 лепестка. А сколько лепестков у 2-х таких цветков?
Дети решают: У одного цветка 3 лепестка и еще у одного 3 лепестка. 3+3=6. Всего 6 лепестков.
Воспитатель: Правильно. А вот задачка про лесные яблочки (достает их из корзинки).
«Яблочки в лесу поспели,
мы отведать их успели:
4 румяных наливных,
2 с кислинкой. Сколько их?»
Дети рассуждают: Четыре яблока, да еще 2. 4+2=6. Всего 6 яблок.
Воспитатель: Молодцы! Шел медведь долго. Увидел пенек и говорит: Сяду на пенек, съем пирожок» А Маша ему из кузовка…
Дети: Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.
Воспитатель: «Вот глазастая», – говорит медведь, идет дальше. Ищет дорогу, которая ведет к деревне. (Показывает картинку с дорожкой.) Посмотрите внимательно на дорожку, по которой шел медведь, и найдите полоску такой же длины.
На столах у детей полоски по 5, 15, 25 см. Воспитатель подходит к каждому ребенку, тот подбирает на глаз полоску такой же дины, прикладывает ее к образцу. Дети объясняют свой выбор.
Воспитатель: Подошел медведь близко к деревне, почуяли ее собаки, залаяли. А что было дальше, ребята?
Дети: Медведь испугался, бросил кузовок. А из него показалась Машенька. Образовались бабушка с дедушкой. Стали Машеньку целовать, обнимать, умницей называть.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня решили все загадки медведя, помогли Маше вернуться домой. А теперь нам пора прощаться со сказкой. До свиданья.
Литература:
- Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2000.
- Колесникова Е.В. Математические ступеньки. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Моисеева М,Ф., Федорова А.И. Сказочная угадайка. – С-Пб: Издательство «Смарт», 1996.