Тема урока "Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона России"

Разделы: Начальная школа


Место урока в структуре образовательного процесса. Урок по учебному плану.     

Форма урока: комбинированный урок с использованием ЦОР, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008».

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о природной зоне субтропиков;
  • Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека;
  • Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой;
  • Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: карта природных зон, карта «Черноморское побережье», карточки с изображением растений, обитателей суши и моря, картины и слайды с изображением изучаемых объектов, гербарный материал, путевые листы, компьютер, экран, проектор для просмотра презентации (Приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент

– Друзья, я надеюсь, что все вы чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу. У нас с вами сегодня всё получится. Улыбнитесь мне. Спасибо!

– Посмотрите на барометр настроения. Стрелка показывает, что у всех нас настроение хорошее. Постараемся, чтобы наше настроение к концу урока не упало. (Слайд №2)

II. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке, мои  хорошие,

Ждут с нетерпением нас: чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать, а зону субтропиков России изучать.

Слайд № 3  Звукозапись «Шум моря»

– Но прежде нам необходимо обратиться в бюро погоды и заслушать прогноз погоды. (Дежурный даёт сведения о погоде).

– Что же, друзья, в дорогу за новыми знаниями пора! Перед вами путевые листы, которые в ходе урока должны заполнить вы. (Слайд №4)

III. Изучение нового материала

– Назовите маршрут нашего следования. (Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона).

– Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет? (Зона занимает очень маленькую территорию).

– Эта удивительная зона расположена на побережье. С одной стороны – высокие молодые Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

– Внимание! Небольшая справка из рубрики «Это интересно». (Слайд № 5)

  • Длина Чёрного моря с запада па восток – 1150 км
  • Ширина с севера на юг – от 580 до 265 км
  • Глубина наибольшая – 2212 км
  • Возраст Чёрного моря – 8 тыс. лет

В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днём или вечером? (Вечером).

Да, вода нагревается и медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы сегодня изучаем? (В умеренном поясе, ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи).

Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.

– Какие это горы?  (Высокие горы).

Они защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает, не лежит на земле долго. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы. (Слайд №6)

Почему в отличие от пустынь, здесь растёт огромное количество растений? На побережье с моря дуют влажные ветры. Они приносят много дождей. Воздух здесь влажный.

Что же обозначает слово «субтропики»? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора).

Приставка «суб-» в переводе с латинского означает «под».

Значит субтропики – это территория под тропиками. Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, – лишь маленький кусочек.

– Ребята, к нам на связь выходит наш собственный корреспондент из нашей Андреевской школы – ведущий ботаник Михеев Женя, который ведёт свои наблюдения на Черноморском побережье Кавказа. (Слайд№7, Звукозапись «Звуки леса»)

– Женя, что ты можешь сказать о растительном мире Черноморского побережья Кавказа? (Слайд № 8)

Звукозапись (сообщение ботаника): Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25-40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан – дерево-долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пишу. Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы . На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи. (Слайды № 9–16)                                   

 Можно еще добавить о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения. (Слайд № 17)

– Я попрошу вас, друзья, занести в путевые листы названия тех растений субтропиков, которые вы запомнили. (Слайд № 18)

(Самостоятельное заполнение маршрутных листов под звукозапись «Звуки леса»)

(Слайд № 19)

– Каких представителей растительного мира субтропиков вы указали? (Перечисляются растения и их изображения  прикрепляются на стенной карте «Черноморское  побережье»).

– А сейчас на связь с нами выходит следующий наш корреспондент-ведущий зоолог Васильев Влад. (Слайд №20, Звукозапись «В мире животных»)

– Пожалуйста, Влад, что ты можешь сказать о представителях животного мира, об обитателях суши?

Звукозапись (сообщение ботаника): Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья.

Гордостью местных лесов является кавказский благородный олень. Это крупное, стройное и грациозное животное. По красоте своей оленю не уступает косуля. Она также стройна, горделива, изящна.

«Хозяином леса» является кавказский медведь. В лесах обитают и кабаны. Тело их покрыто густой щетиной тёмно-бурого цвета. Они жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди;

Свирепым, но редко встречающимся хищником является рысь, которая устраивает засады, притаившись обычно на дереве или скале, откуда ловко нападает на косуль, оленей.

Есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений.

Часто на ветках можно разглядеть замершего богомола. Застыв в молитвенной позе, этот охотник ждёт жертву (мелких насекомых), хватает её и тут же ест. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи.

В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Это хитрые, умные и очень прожорливые птицы. Бакланы с трудом ходят по земле, но очень ловко лазают по деревьям, отлично летают и плавают. У меня всё, Наталья Александровна. (Слайды  № 21–33)

– Занесите в путевые листы обитателей суши Черноморского побережья Кавказа, которых вы запомнили. (Слайд № 34)

(Самостоятельное заполнение маршрутных листов. Звукозапись – мелодия «В мире животных») (Слайд  № 35)

– Каких представителей животного мира субтропиков вы указали? (Перечисляются обитатели суши и их изображения прикрепляются на стенной карте «Черноморское   побережье»).

IV. Минутка здоровья (проводится под звукозапись «Шум моря»)

К морю быстро мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре! Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно. Вместе – раз, это брас.
Одной, другой – это кроль. Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой. (Слайд №36)

V. Изучение нового материала  (продолжение)

– Чем отличается вода в море от пресной воды? (Она солёная).

– Правильно, сейчас вы увидите, много ли соли содержится в морской воде.

Лабораторная работа (опыт)

– На один литр воды 1,5 ч.ложка соли – вода Чёрного моря;

– На один литр воды 1 стакан соли  – вода Мёртвого моря.

– Много ли  соли находится в воде Мёртвого моря? (Очень много).

– Из-за такого количества соли в Мёртвом море нет жизни вообще.

– Много ли соли содержится в воде Чёрного моря? (Мало).

– Давайте попробуем сделать прогноз: разнообразен ли здесь мир морских обитателей? (Прогнозы детей).

Удивительны  и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конек на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зеленую – позеленеет.

Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может – мягкая.

А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда.

Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов. (Слайды № 37–42)

– Занесите в путевые листы морских  обитателей  Черноморского побережья Кавказа, которых вы запомнили. (Слайд № 43)

(Заполнение маршрутных листов.  Звукозапись «Подводный мир») (Слайд № 44)

– Каких представителей обитателей моря  вы указали? (Перечисляются обитатели моря и их изображения  прикрепляются на стенной карте «Черноморское побережье»).

– Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Здесь построены многочисленные санатории, дома отдыха. Именно здесь расположен и всероссийский детский центр «Орлёнок»,  где недавно отдыхала ученица нашей Андреевской школы Канашова Кристина. Она была направлена туда за успехи в учёбе и за творческую активность в жизни школы. (Слайды  № 45–46)

– Кристина, расскажи об особенностях природы данной зоны, о своих впечатлениях. (Рассказ ученицы). (Слайды № 47–61)

Какие советы бы ты дала ребятам о том, как вести себя у моря.

(Каждому ученику раздаётся памятка «Как вести себя у моря»).

– А сейчас я попрошу тебя, Кристина, выступить в роли эколога.

Существуют ли в данной природной зоне экологические проблемы? Если да, то какие?

На Черноморском побережье построены большие города, это и место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России,  ведь здесь построены многочисленные санатории, дома отдыха.

Существуют ли в данной природной зоне экологические проблемы? Если да, то какие?

Сообщение Кристины в роли эколога: К сожалению на Черноморском побережье Кавказа возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин, черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк (просмотр открыток).

VI. Работа с учебником (Стр.138)

– Назовите представителей растительного и животного мира, которые внесены в Красную книгу. (Слайд № 62)

– Добавлю то, что Чёрное море было объявлено морем особого режима чистоты. 31 октября названо международным днём Чёрного моря. (Слайд № 63)

VII. Итог урока:

– С какой природной зоной России вы сегодня познакомились на уроке?

– Что вы можете сказать об особенностях природы данной зоны?

– Вспомните представителей растительного и животного мира данной зоны.

(После каждого правильного ответа на слайде появляется  расшифровка послания обитателей  данной природной зоны для ребят – «Берегите природу!»). (Слайд № 64)

Библиография

  1. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс./ Дмитриева О. И.. – М.: «ВАКО», 2008.
  2. Я иду на урок в начальную школу. Природоведение. М.: «Первое сентября», 2001.
  3. «Большая энциклопедия    Кирилла и Мефодия 2008».
  4. «Большая детская энциклопедия».
  5. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Животные/ Сост. П.Р. Ляхов – М.:«ИздательствоАСТ-ЛТД», 1997.
  6. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения/ Сост. Л.А. Багрова -М.:«ИздательствоАСТ-ЛТД», 1997.