Урок здоровья "Правильное питание. Волшебство витаминов"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цели:

  • Учить детей осознанно подходить к своему питанию.
  • Познакомить с основными группами витаминов.
  • Формировать знания о полезных и вредных продуктах.
  • Прививать желание употреблять в пищу овощи и фрукты.

Оборудование: Изображения Ростика, Фырки. Диск с песнями, книга сказок. Тесты. Картинки овощей, фруктов. Карточки – слова для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

– И снова у нас час здоровья. Чему мы учимся на этих занятиях?

На уроках здоровья мы учимся любить свой организм и заботиться о нём.

– Забота о своём здоровье – это забота о будущем. Ведь здоровый, активный человек может добиться в жизни больших успехов.

– В нашей стране есть люди, чей возраст перевалил за 100 лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия.

  1. Первый секрет – закалённое тело. 
  2. Второй секрет – хороший характер.
  3. Третий секрет – правильное питание и режим дня.
  4. Четвёртый секрет – ежедневный физический труд.

– Как вы думаете, трудно ли выполнять всё это и стать долгожителем?

– Сегодня мы вновь будем разгадывать третий секрет, продолжим разговор о правильном питании.    В последнее время о питании говорят и пишут  много. Древним римлянам принадлежит мудрое изречение:

«Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».

Согласны вы с этим или нет?

Послушайте стихотворение.

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

– Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную питательными веществами.

– О каких питательных веществах вы узнали на прошлом уроке здоровья? (О белках, жирах и углеводах)

2. Выступление подготовленных детей.

Белки – основной строительный материал. Из них строятся все необходимые организму процессы. Белки незаменимы в питании.

Если организм не получает белки – это может привести ко многим болезням. Белки содержатся в мясе, молоке, рыбе, а также в яйцах, орехах.

Углеводы и жиры – эти полезные питательные вещества необходимы нам для того, чтобы организм получал достаточно энергии, чтобы двигаться, для лучшей работы головного мозга. Они содержаться в меде, гречке, изюме, масле, фруктах.

– А сейчас настало время следующему уроку на планете Семитония, который проводит Ростик.

– Нам пора отправиться в его страну. Закроем глаза и произнесём волшебные слова.

Тёмной зеленью манит
Горный камень малахит.

(Вывешиваю изображение Ростика и Фырки)

«Однажды Фырка пришел в домик Ростика и спросил:

– Ростик, почему я такой бледный?

Ростик обрадовался появлению Фырки и сказал:

– Здравствуй, Фырка! Я очень рад, что ты сам ко мне пришёл. С  удовольствием тебе помогу. Видишь ли, Фырка, бледным : ты можешь быть по разным причинам. Но одна из них заключается в неправильном питании. Ты сказал, что любишь жирные, жареные  и сладкие продукты и совсем не ешь зелени, овощей и фруктов. А в них содержатся очень полезные для здоровья витамины. Витамины — это волшебные крупицы здоровья в продуктах». 

– Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке здоровья?

– Сегодня Ростик проводит урок «Волшебство витаминов».

– Почему же Фырка был бледным?

– Что такое витамины?

– Сейчас трудно найти человека, который не слышал бы слово «витамин». А 100 лет тому назад люди и не подозревали об их существовании.

Послушайте из раздела «Это интересно!» (подготовленные дети)

Слово «витамин» придумал американский учёный – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходим. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».

Витамины повышают устойчивость организма к простудным заболеваниям, заболеваниям кожи, улучшают состав крови. Сам организм витаминов не вырабатывает. Они могут поступать только с пищей растительного или животного происхождения. В настоящее время открыто более 30 витаминов. В их обозначении употребляются буквы латинского алфавита А, В, С, Д и другие. (На альбомных листах А, В, С, Д, К.)

Читаем продолжение истории.

«В моей музыкальной аптеке каждый  витамин, имеющий букву, еще дружит с какой-нибудь ноткой. Здравик, принеси нам, пожалуйста, все цветные шарики – витаминчики, – попросил Ростик. – Мы будем на них смотреть  и петь песню про витамины.

Разложив витамины на семь разных цветных горсточек, все запели «Витаминную песенку».

Витаминная песенка.

Я семь витаминов знаю,
Каждый день я их съедаю.
Много их во всех продуктах,
Больше – в овощах и фруктах.
А – витамин,
Бэ – витамин,
Цэ – витамин,
Дэ – витамин,
Е – витамин,
Ка – витамин,
Пэ – витамин,
Все как один,
Все как один.

(По классу развешаны на альбомных листах «шарики – витамины»)

– Рассмотрите наш класс и найдите все семь шариков – витаминов. Поднимите руку только тогда, когда найдёте все семь.

Выучим эту песенку с движениями.

Работа с таблицей.

– Рассмотрите внимательно таблицу.

Содержание витаминов в разных продуктах

Витамины

Для чего необходимы

В чём содержаться

А

Улучшает зрение, эластичность кожи; укрепляет кости. Помогает организму бороться с инфекциями.

При недостатке витамина А дети плохо растут, у них нарушается рост зубов и волос.

Молоко, масло, яйца, рыбий жир, свежая зелень, морковь, абрикосы, персики.

В (несколько видов)

Помогает усваивать питательные вещества пищи; улучшает свойства крови; укрепляет нервную систему.

 

Хлеб ржаной, неочищенный рис, дрожжи, печень, соевые бобы, горох, мясо, лук.

С

Нормализует кровеносные сосуды; способствует заживлению ран; предупреждает простудные заболевания.

При недостатке витамина С у человека начинают шататься зубы, кровоточить дёсны.

Чёрная смородина, апельсины, лимоны, чеснок, помидоры, свежая зелень, картофель.

D

Укрепляет кости и зубы.

Рыбий жир, молоко, яйца, масло.

Послушайте из раздела «Это интересно!» (подготовленные дети)

Во время одной из экспедиций знаменитого мореплавателя Христофора Колумба часть его команды поразила очень тяжёлая болезнь – цинга.

Больные моряки попросили высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть.

Корабли Колумба вновь подошли к этому острову через несколько месяцев. Каково же было изумление моряков, увидевших своих товарищей живыми и здоровыми! От гибели их спасли росшие на острове растения, плоды, в которых в избытке содержался витамин С, а также дикий чеснок.

– Читаем продолжение истории.

«–  А в каком продукте больше витаминов? — спросил Фырка:

– В разных продуктах разное количество витаминов. Овощи и фрукты всегда спорят между собой, кто из них полезнее. Главное  волшебство – съедать каждый день не меньше семи разных овощей и фруктов.

Вот, слышишь, они опять начали спорить ответил Ростик. И Фырка вдруг услышал:

(Подготовленные дети читают стихи, у каждого в руках рисунок овоща)

Я огурчик малосольный.
Съешьте – будете довольны!

Уважают лук все люди –
Я приправа в каждом блюде.

Я чеснок, я всех полезней,
Исцеляю от болезней!

Я картофель молодой!
Съешь, порадуйся едой!

Для родителей и крошек
Предназначен я, горошек!

Это я, капуста!
Королева хруста!

Я морковка, знаю точно:
Любят дети вкус мой сочный.

Я душистая петрушка,
Вся в зеленых завитушках!

Свекла я, и, между прочим,
Я в борще всем нравлюсь очень.

Я румяный помидор.
Лучшим был я до сих пор.

Я солененький грибок,
Сразу прыгну на зубок.

(Выставляю на доску картинки).

– Друзья, хватит вам спорить! – воскликнул Ростик. – Мы  вас всех очень любим.

– Я тоже хочу попробовать овощи и фрукты,  – заявил Фырка.

– Ура! – обрадовался Ростик. – Произошло волшебство витаминов!»

– Вот и произошло волшебство витаминов. Мы расколдовали у Фырки ещё одну нездоровую привычку. А вы, ребята, о чём важном узнали?

– Используя таблицу, давайте распределим овощи и фрукты  на доске по тому, какие витамины в них содержаться.

3. Работа в группах. 

(Распределить полезные и вредные продукты)

Выберите те продукты, которые не вредят здоровью, необходимы для правильного питания.

Рыба, кефир, чипсы, геркулес, фанта, торты, жирное мясо, шоколадные конфеты,  подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши, «сникерсы»,  «сухарики».

– Какие продукты вредные, а какие полезные?

4. Рефлексия.

– Какую же пользу приносит организму употребление овощей и фруктов?

А сейчас, ребята, я бы хотела, чтобы вы заполнили анкету о питании. И на следующем уроке здоровья мы продолжим разговор о правильном питании и проанализируем ваши ответы.

  1. Ем редко и много.
  2. Ем редко и немного.
  3. Часто ем всухомятку.
  4. Стараюсь питаться примерно в одно и то же время.
  5. Употребляю много острых и соленых продуктов.
  6. Люблю овощи и фрукты.
  7. Стараюсь разнообразить свою пищу.
  8. Редко питаюсь всухомятку.
  9. Ем в разное время (когда получится).
  10. Предпочитаю наедаться до отвала.
  11. Пью часто газированные напитки.
  12. Очень люблю сладкое.
  13. Стараюсь есть одни и те же блюда (продукты).
  14. Больше всего я съедаю: утром, днем, вечером.
  15. Стараюсь не переедать.
  16. Предпочитаю есть в приятной обстановке.
  17. Чаще перехватываю пищу второпях.

Литература: 

  1. И.П. Товпинец «Уроки здоровья». Книга для чтения в 3-4 классе. – Самара: Корпорация  «Фёдоров», Издательство «Учебная литература» 2007 г.  
  2. М.Л. Лазарев «Здравствуй». Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Мнемозина  Москва 2004 г. 
  3. М.Л. Лазарев Книга сказок «Фырка и Здравик». Развивающее учебное пособие для детей дошкольного возраста. Мнемозина  Москва 2004 г.