ЧТ-4 итог. “Он живой и светится…”
Однажды вечером я сидел во дворе, возле песочницы, и ждал маму. Она, наверное, задержалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверное, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было. Вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, а в небе задвигались тёмные облака, похожие на бородатых стариков… И мне хотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ёё сидеть на песке и скучать.
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:
- Здорово!
И я сказал:
- Здорово!
Мишка сел со мной рядом и взял в руки самосвал.
- Ого! – сказал Мишка. – Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Она для чего? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?
Я сказал:
- Нет, не дам. Подарок. Отец подарил перед отъездом.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее. Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят, разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.
Тут Мишка говорит:
- Не дашь самосвал?
- Отвяжись, Мишка!
Тогда Мишка говорит:
- Я тебе могу за него дать одну Гватемалу и два Барбадоса!
- Сравнил марки с самосвалом…
А Мишка:
- Ну, хочешь, я отдам тебе плавательный круг?!
- Он же у тебя лопнутый!
- А ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
- А плавать где? В ванной? По вторникам?
И Мишка опять надулся. А потом говорит:
- Ну, была не была! Знай мою доброту! На!
И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки. “Да ты открой её”, - сказал Мишка. Я открыл и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её в руках.
- Что это, Мишка? – сказал я шёпотом.
- Это светлячок. Что, хорош? Он живой, не думай.
- Мишка, бери мой самосвал, навсегда бери, а мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму…
Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека. И я не мог ровно дышать, я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, будто хотелось плакать.
И я долго сидел так, очень долго. И никого вокруг не было. И я забыл про всё на свете.
Потом пришла мама, я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда пили чай с бубликами и брынзой, мама спросила: “Ну, как твой самосвал?” А я сказал: “Мама, я променял его”. “Интересно, а на что?” - спросила мама. Я ответил: “На светлячка! Вот он, в коробке живёт. Погаси-ка свет”.
И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку. Потом мама зажгла свет и сказала: “Да, это волшебство!.. Но всё-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?”
- Я так долго ждал тебя, и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете!
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
- А чем же, чем именно он лучше?
Я сказал:
- Да как же ты не понимаешь! Ведь он живой! И светится!.. (По В.Драгунскому)
1. Ты прочитал текст, в котором, в основном, говорится о том:
1) о чём думал герой, ожидая маму,
2) как Мишка разглядывал самосвал,
3) что делают ребята с родителями дома по вечерам,
4) какое впечатление произвёл светлячок на героя.
2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что:
1) все мамы должны возвращаться с работы вовремя,
2) не следует меняться с приятелями родительскими подарками,
3) общение с живой природой способно побороть печаль и скуку,
4) мама задержалась из-за разговоров с тётей Розой.
3. Теперь ты знаешь, что:
1) Мишка предложил герою пять вариантов обмена,
2) герой ждал маму очень долго,
3) мама героя работала на заводе,
4) светлячок был похож на ярко-жёлтую звёздочку.
4. Прочитав текст, ты узнал, что:
1) герой играл с самосвалом около своего подъезда,
2) все самосвалы могут сами набирать песок,
3) светлячок был у Мишки в школьном пенале,
4) герою очень хотелось чая с бубликами и брынзой.
5. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что герой отказался менять самосвал на плавательный круг, потому что:
1) самосвал стоил намного дороже надувного круга,
2) самосвал подарил ему отец перед отъездом,
3) круг был испорчен, и его негде было использовать.
4) в этот момент пришла с работы мама героя.
6. В какой сборник можно включить этот текст?
1) “Живой мир вокруг нас”.
2) Детская энциклопедия.
3) “Волшебные сказки”.
4) “Домашние животные”.
В1. Чтобы пересказать этот текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
А) Удивительный обмен.
Б) Разговор с героя с мамой.
В) Любование “звёздочкой”.
Г) Печальное ожидание.
Используй для ответа табличку:
| 1 | 2 | 3 | 4 |
В2. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.
Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.
| Слово | Толкование слова |
| 1) светлячок | А) карманный фонарик |
| 2) брынза | Б) мягкий белый солоноватый сыр из овечьего молока |
| В) сорт конфет в виде вязких кубиков шоколадного цвета | |
| Г) небольшое насекомое, светящееся в темноте |
Используй для ответа табличку:
| 1 | 2 |
В3. Мишка предложил за самосвал “одну Гватемалу и два Барбадоса”. Гватемала – государство в Центральной Америке, Барбадос – остров-государство в Карибском море. Что же имел в виду Мишка?
С1. Какими чертами характера, качествами наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.
| Черты характера, качества | Примеры - подтверждения |
| 1) | 1) |
| 2) | 2) |
С2. Как ты считаешь, рассердилась ли мама на героя из-за странного обмена, совершённого им? Объясни, почему ты так думаешь.
С3. Понравился ли тебе этот текст? Объясни, почему?
Для ответа используй таблицу:
| Отношение к прочитанному тексту |
| Причина |
Спецификация проверочной работы:
| Предмет | Класс | Цель | Примерные сроки | Примерное время |
| Чтение | 4 | Итоговый контроль уровня сформированности общеучебных умений, навыка осознанного чтения. | Вторая половина мая | 40-45 мин. |
План проверочной работы и критерии оценивания:
| Обозначение в работе |
КЭС | Коды КЭС | Тип задания | Уровень сложности | МАХ балл | Примерное время |
| Чтение текста про себя | Овладение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; исполь-зование ознакомительного, изучающего, поискового видов чтения | 03.01. | 5 мин. | |||
|
Деление текста на смысловые части. Определение темы текста | 03.03. |
|
|
|
2 мин. |
|
Определение главной мысли и цели создания текста | 03.02 |
|
|
|
2 мин. |
|
Умение находить в тексте имеющуюся фактическую информацию | 03.05 |
|
|
|
1 мин. |
|
Умение находить в тексте имеющуюся фактическую информацию | 03.05 |
|
|
|
2 мин. |
|
Понимание информации, представленной в тексте в неявном виде. Формулирование на основе текста несложных выводов | 03.06. |
|
|
|
2 мин. |
|
Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста | 03.09 |
|
|
|
3 мин. |
|
Составление простого плана к тексту | 03.04 |
|
|
|
2 мин. |
|
Нахождение в тексте примеров, поясняющих смысл слов | 03.08 |
|
|
|
3 мин. |
|
Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста | 03.09 |
|
|
|
3 мин. |
|
Элементарное обоснование высказанного суждения, нахождение в тексте примеров, доказывающих приведённое утверждение… | 03.08 |
|
|
|
5 мин. |
|
Понимание информации, представленной в тексте в неявном виде. Формулирование на основе текста несложных выводов | 03.06. |
|
|
|
4 мин. |
|
Формулирование простых оценочных суждений на основе текста | 3.10. |
|
|
|
5 мин. |
Рекомендации по оцениванию:
“5”- 13-14 баллов
“4”- 9-13 баллов
“3” - 4-8 баллов
“2” - менее 4 баллов
Таблица ответов:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 1 | ГАВБ | ГБ |
В2. Мах балл – 2
2 балла – верно указаны оба элемента верного ответа.
1 балл – верно указан только один элемент верного ответа.
0 баллов - ответ не содержит верных элементов, ИЛИ ответ отсутствует.
В3. Мах балл – 1
Мишка предложил за самосвал “одну Гватемалу и два Барбадоса”. Гватемала – государство в Центральной Америке, Барбадос – государство на острове в Карибском море. Что же имел в виду Мишка?
Элементы верного ответа:
Мишка предлагал к обмену не государства, а марки этих государств – 1 марку из Гватемалы и две – с Барбадоса.
1 балл – дано верное толкование значения выражения в тексте.
0 баллов – ответ отсутствует или неверен.
С1. Какими чертами характера, качествами наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.
| Черты характера, качества | Примеры - подтверждения |
| 1) терпеливость | 1) долго ждал маму, не уходя со двора. |
| 2) рассудительность, сообразительность | 2) сообразил, что лопнувший круг ему не нужен, тем более что плавать с ним негде. |
| 3) способность чувствовать прекрасное, трепетное отношение к живому существу | 3) любовался светлячком, забыв
обо всём на свете, или не пожалел за светлячка подаренный отцом дорогой самосвал, или сказал, что светлячок лучше любого самосвала, потому что “живой и светится” |
* могут быть приняты другие формулировки аналогичного содержания.
2 балла – таблица заполнена полностью, каждому названному качеству соответствует пример-подтверждение.
1 балл – указано только одно качество, которому соответствует пример-подтверждение, ИЛИ заполнена только одна часть таблицы (левая или правая).
0 баллов – указано только одно качество без примера-подтверждения, ИЛИ ответ не содержит верных элементов, ИЛИ ответ отсутствует.
С2. Мах балл – 2
Как ты считаешь, рассердилась ли мама на героя из-за странного обмена, совершённого им? Объясни, почему ты так думаешь.
Элементы верного ответа:
1) мама не рассердилась на героя, она только поинтересовалась, чем светлячок так привлёк мальчика.
2) рассмотрев бледно-зелёную звёздочку, мама сама назвала её “волшебством”.
* могут быть приняты другие формулировки аналогичного содержания.
2 балла – дан полный ответ, содержащий верный ответ и текстуальное обоснование своей точки зрения.
1 балл – ответ содержит только один из 2-х верных элементов.
0 баллов - ответ отсутствует или не содержит верных элементов.
С3.
Мах – 2 баллаЧто ты считаешь самым интересным в этом тексте? Почему? Для ответа используй таблицу.
| Самое интересное |
| Потому что |
2 балла – заполнены обе части таблицы, дана серьезная аргументация мнения.
1 балл – заполнена только первая часть таблицы, ИЛИ аргументация поверхностна.
0 баллов – задание не выполнено.