Урок-тест по литературному чтению (итоговый). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ЧТ-4 итог. “Он живой и светится…”

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песочницы, и ждал маму. Она, наверное, задержалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверное, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было. Вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, а в небе задвигались тёмные облака, похожие на бородатых стариков… И мне хотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ёё сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

- Здорово!

И я сказал:

- Здорово!

Мишка сел со мной рядом и взял в руки самосвал.

- Ого! – сказал Мишка. – Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Она для чего? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

- Нет, не дам. Подарок. Отец подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее. Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят, разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.

Тут Мишка говорит:

- Не дашь самосвал?

- Отвяжись, Мишка!

Тогда Мишка говорит:

- Я тебе могу за него дать одну Гватемалу и два Барбадоса!

- Сравнил марки с самосвалом…

А Мишка:

- Ну, хочешь, я отдам тебе плавательный круг?!

- Он же у тебя лопнутый!

- А ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

- А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

- Ну, была не была! Знай мою доброту! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки. “Да ты открой её”, - сказал Мишка. Я открыл и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её в руках.

- Что это, Мишка? – сказал я шёпотом.

- Это светлячок. Что, хорош? Он живой, не думай.

- Мишка, бери мой самосвал, навсегда бери, а мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму…

Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека. И я не мог ровно дышать, я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, будто хотелось плакать.

И я долго сидел так, очень долго. И никого вокруг не было. И я забыл про всё на свете.

Потом пришла мама, я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда пили чай с бубликами и брынзой, мама спросила: “Ну, как твой самосвал?” А я сказал: “Мама, я променял его”. “Интересно, а на что?” - спросила мама. Я ответил: “На светлячка! Вот он, в коробке живёт. Погаси-ка свет”.

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку. Потом мама зажгла свет и сказала: “Да, это волшебство!.. Но всё-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?”

- Я так долго ждал тебя, и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете!

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

- А чем же, чем именно он лучше?

Я сказал:

- Да как же ты не понимаешь! Ведь он живой! И светится!.. (По В.Драгунскому)

1. Ты прочитал текст, в котором, в основном, говорится о том:

1) о чём думал герой, ожидая маму,

2) как Мишка разглядывал самосвал,

3) что делают ребята с родителями дома по вечерам,

4) какое впечатление произвёл светлячок на героя.

2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что:

1) все мамы должны возвращаться с работы вовремя,

2) не следует меняться с приятелями родительскими подарками,

3) общение с живой природой способно побороть печаль и скуку,

4) мама задержалась из-за разговоров с тётей Розой.

3. Теперь ты знаешь, что:

1) Мишка предложил герою пять вариантов обмена,

2) герой ждал маму очень долго,

3) мама героя работала на заводе,

4) светлячок был похож на ярко-жёлтую звёздочку.

4. Прочитав текст, ты узнал, что:

1) герой играл с самосвалом около своего подъезда,

2) все самосвалы могут сами набирать песок,

3) светлячок был у Мишки в школьном пенале,

4) герою очень хотелось чая с бубликами и брынзой.

5. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что герой отказался менять самосвал на плавательный круг, потому что:

1) самосвал стоил намного дороже надувного круга,

2) самосвал подарил ему отец перед отъездом,

3) круг был испорчен, и его негде было использовать.

4) в этот момент пришла с работы мама героя.

6. В какой сборник можно включить этот текст?

1) “Живой мир вокруг нас”.

2) Детская энциклопедия.

3) “Волшебные сказки”.

4) “Домашние животные”.

В1. Чтобы пересказать этот текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.

А) Удивительный обмен.

Б) Разговор с героя с мамой.

В) Любование “звёздочкой”.

Г) Печальное ожидание.

Используй для ответа табличку:

1 2 3 4
       

В2. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.

Слово Толкование слова
1) светлячок   А) карманный фонарик
2) брынза   Б) мягкий белый солоноватый сыр из овечьего молока
   В) сорт конфет в виде вязких кубиков шоколадного цвета
   Г) небольшое насекомое, светящееся в темноте

Используй для ответа табличку:

1 2
   

В3. Мишка предложил за самосвал “одну Гватемалу и два Барбадоса”. Гватемала – государство в Центральной Америке, Барбадос – остров-государство в Карибском море. Что же имел в виду Мишка?

С1. Какими чертами характера, качествами наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.

Черты характера, качества Примеры - подтверждения
1) 1)
2) 2)

С2. Как ты считаешь, рассердилась ли мама на героя из-за странного обмена, совершённого им? Объясни, почему ты так думаешь.

С3. Понравился ли тебе этот текст? Объясни, почему?

Для ответа используй таблицу:

Отношение к прочитанному тексту
Причина

Спецификация проверочной работы:

Предмет Класс Цель Примерные сроки Примерное время
Чтение 4 Итоговый контроль уровня сформированности общеучебных умений, навыка осознанного чтения. Вторая половина мая 40-45 мин.

План проверочной работы и критерии оценивания:

Обозначение
в работе
КЭС Коды КЭС Тип задания Уровень сложности МАХ балл Примерное время
Чтение текста про себя Овладение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; исполь-зование ознакомительного, изучающего, поискового видов чтения 03.01.       5 мин.

1

Деление текста на смысловые части. Определение темы текста 03.03.

ВО

Б

1

2 мин.

2

Определение главной мысли и цели создания текста 03.02

ВО

Б

1

2 мин.

3

Умение находить в тексте имеющуюся фактическую информацию 03.05

ВО

Б

1

1 мин.

4

Умение находить в тексте имеющуюся фактическую информацию 03.05

ВО

Б

1

2 мин.

5

Понимание информации, представленной в тексте в неявном виде. Формулирование на основе текста несложных выводов 03.06.

ВО

Б

1

2 мин.

6

Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста 03.09

ВО

Б

1

3 мин.

7

Составление простого плана к тексту 03.04

КО

Б

1

2 мин.

8

Нахождение в тексте примеров, поясняющих смысл слов 03.08

КО

П

2

3 мин.

9

Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста 03.09

КО

П

1

3 мин.

10

Элементарное обоснование высказанного суждения, нахождение в тексте примеров, доказывающих приведённое утверждение… 03.08

РО

П

2

5 мин.

11

Понимание информации, представленной в тексте в неявном виде. Формулирование на основе текста несложных выводов 03.06.

РО

П

2

4 мин.

12

Формулирование простых оценочных суждений на основе текста 3.10.

РО

П

2

5 мин.

Рекомендации по оцениванию:

“5”- 13-14 баллов

“4”- 9-13 баллов

“3” - 4-8 баллов

“2” - менее 4 баллов

Таблица ответов:

1 2 3 4 5 6 7 8
4 3 2 4 3 1 ГАВБ ГБ

В2. Мах балл – 2

2 балла – верно указаны оба элемента верного ответа.

1 балл – верно указан только один элемент верного ответа.

0 баллов - ответ не содержит верных элементов, ИЛИ ответ отсутствует.

В3. Мах балл – 1

Мишка предложил за самосвал “одну Гватемалу и два Барбадоса”. Гватемала – государство в Центральной Америке, Барбадос – государство на острове в Карибском море. Что же имел в виду Мишка?

Элементы верного ответа:

Мишка предлагал к обмену не государства, а марки этих государств – 1 марку из Гватемалы и две – с Барбадоса.

1 балл – дано верное толкование значения выражения в тексте.

0 баллов – ответ отсутствует или неверен.

С1. Какими чертами характера, качествами наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.

Черты характера, качества Примеры - подтверждения
1) терпеливость 1) долго ждал маму, не уходя со двора.
2) рассудительность, сообразительность 2) сообразил, что лопнувший круг ему не нужен, тем более что плавать с ним негде.
3) способность чувствовать прекрасное, трепетное отношение к живому существу 3) любовался светлячком, забыв обо всём на свете,

или

не пожалел за светлячка подаренный отцом дорогой самосвал,

или

сказал, что светлячок лучше любого самосвала, потому что “живой и светится”

* могут быть приняты другие формулировки аналогичного содержания.

2 балла – таблица заполнена полностью, каждому названному качеству соответствует пример-подтверждение.

1 балл – указано только одно качество, которому соответствует пример-подтверждение, ИЛИ заполнена только одна часть таблицы (левая или правая).

0 баллов – указано только одно качество без примера-подтверждения, ИЛИ ответ не содержит верных элементов, ИЛИ ответ отсутствует.

С2. Мах балл – 2

Как ты считаешь, рассердилась ли мама на героя из-за странного обмена, совершённого им? Объясни, почему ты так думаешь.

Элементы верного ответа:

1) мама не рассердилась на героя, она только поинтересовалась, чем светлячок так привлёк мальчика.

2) рассмотрев бледно-зелёную звёздочку, мама сама назвала её “волшебством”.

* могут быть приняты другие формулировки аналогичного содержания.

2 балла – дан полный ответ, содержащий верный ответ и текстуальное обоснование своей точки зрения.

1 балл – ответ содержит только один из 2-х верных элементов.

0 баллов - ответ отсутствует или не содержит верных элементов.

С3. Мах – 2 балла

Что ты считаешь самым интересным в этом тексте? Почему? Для ответа используй таблицу.

Самое интересное
Потому что

2 балла – заполнены обе части таблицы, дана серьезная аргументация мнения.

1 балл – заполнена только первая часть таблицы, ИЛИ аргументация поверхностна.

0 баллов – задание не выполнено.