Программное содержание.
Материалы.
- Картина И. Левитана “Весна – большая вода”.
- Рисунки деревьев, выполненные углём.
- Белая бумага (альбомный лист).
- Цветные мелки.
- Уголь.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня со мной пришёл к вам в гости Зайчонок. Его только, что спас на реке Дед Мазай. Помните, мы недавно читали произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”. И зайчонок просит вас нарисовать то, что он видел своими глазами – половодье. Зайчонок хочет вам загадать загадку.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
Воспитатель: Ребята, а что бывает, когда весной начинает быстро таять снег? (Бегут ручьи, сливаются в потоки, которые вливаются в реки и реки разливаются – это и называют половодьем. Когда воды много, много и река не успевает унести эти воды. И большая вода заливает луга и леса).
Воспитатель: Всё это вы видите на картине. И. Левитана “Весна - большая вода”. Обратите внимание, какие на переднем плане деревья? (Большие). А те, которые дальше? (Меньше). И они более мягко, силуэтно нарисованы. Как они красиво отражаются в воде. И небо, как бы тоже окунулось в воду. И мы с вами сегодня будем рисовать картину “Весенний пейзаж. Разлив рек”.
Только сначала давайте поиграем.
Подвижная игра “Веснянка”
Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки).
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей, (“Летят” по кругу).
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают).
А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх).
Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места. Мы с вами сегодня будем рисовать углём. Но вначале нарисуем фон цветными мелками. Подумайте, как лучше взять лист бумаги большей или меньшей стороной. Далее мелком проведите линию горизонта в желаемом месте картинной плоскости (выше, ниже, в середине листа). Подумайте, какое время дня, и характер погоды вы хотите нарисовать. Холодное сине – фиолетовое, грозовое небо, или нежно - голубое, а может это будет восход солнца или закат. Выберите соответствующий мелок и нарисуйте небо (мелок взять двумя пальцами, положить его на ребро и всей плоскостью вести слева направо, левая рука крепко держит лист бумаги). Небо может быть однотонное или с переходом от одного цвета к другому – что вы уже умеете хорошо делать. Небо готово, теперь мелом рисуйте воду. Небо отражается в воде. Вы когда- нибудь видели себя в лужице? Сначала мы видим ноги, затем туловище, затем голову. Так же и небо отражается наоборот. Следовательно, с какого цвета надо начать рисовать воду? Правильно, с того, что у нас внизу.
Далее воспитатель обращает внимание на рисунки различных пород деревьев (молодых и старых) выполненных углём. Обращает внимание на характер стволов, сучьев, веток. И показывает, как обращаться с углём, как им рисовать. Как усиливать нажим на уголь, когда рисуют линейно, передний план: ствол, сучья, ветки. Как делать растушевку заднего плана. Как дерево может отражаться в воде – обязательно короче, чем само дерево и по тону бледнее.
Дети рисуют деревья различных пород по желанию, стоящие прямо в воде и их отражения, деревья могут быть ближе и дальше, это могут быть кусты и пенёчки; и не забыть вдалеке, нарисовать задний план далёкого леса или кустов.
Воспитатель: Ребята, кто захочет, может нарисовать прилёт птиц, а может и нашего зайчонка, сидящего на пенёчке.
Дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в овладении детьми новым материалом – углём. Незаметно побуждая их в творческом процессе. Работа окончена.
Зайчонок благодарит детей за рисунки. Говорит, что дети так верно нарисовали половодье, что если их работы сложить вместе, то получится такой огромный разлив реки – настоящее весеннее половодье.
Если пальчики устали, можно в середине занятия провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика “Апрель”
Кап-кап-кап (Ритмично, на каждый слог стучат подушечками пальцев, начиная с большого, по столу)
Звенит капель,
Приближается апрель.