Цели.
1) Научить писать сочинение на заданную тему. Нестандартно думать, правильно излагать свои мысли.
2) Развивать творческие способности детей, речь, обогащать словарный запас.
3) Воспитывать любовь к природе, желание словами передавать красоту окружающего мира.
Материал к уроку: тетради для творческих работ, распечатки с опорными словами, запись, картины с зимнем пейзажем, грамзаписи концерта П.И. Чайковского “Времена года”, детские работы: аппликации, рисунки, вырезанные снежинки.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи
Учитель: Почитайте тему нашего урока.
Ученик: Сочинение на тему “Зима-волшебница”.
Учитель: Сегодня мы будем подбирать красивые, образные слова, которые употребляются в прямом и переносном смысле. Правильно употреблять их в речи. Составлять и записывать предложения, объединенные темой “Зима-волшебница”, предавать красоту и волшебство этой поры времени. А также выражать свое настроение, чувства посредством слова.
II. Подготовка к написанию сочинения
Ученик:
Снежок порхает, кружится
На улицах бело
И превратились лужицы
В прозрачное стекло
Вчера, где пели зяблики
Сегодня, посмотри,
Как розовые яблоки
На ветках снегири.
Учитель: Откройте свои волшебные сундучки. Какие стихи вы подобрали о зиме? Прочитайте, какие слова, словосочетания вам понравились?
(Дети читают 1-2 стихотворения, читают словосочетания, понравившиеся предложения.)
Учитель: Показывает на картины, фотографии с зимним пейзажем.
Однажды зима-волшебница пожаловала к нам в гости, расстелила везде снежные пушистые ковры, покрыла леса, дома белоснежными шапками, сковала льдом реки и озера. Маленькие деревца и кустики превратились в диковинных животных. Чудная пора!
Но зима бывает разная: то светит солнышко и снег переливается серебром, то завьюжит и не видно даже вблизи.
Зима бывает веселая и радостная, но бывает суровая и морозная.
В оттепель можно строить снежную крепость и лепит снеговиков. В метель и стужу страшно нос на улицу показать.
В контрастах и заключается прелесть этого времени года.
Учитель: Какие цвета, краски преобладают в зимних пейзажах.
Ученики: Синие, голубые, белые, нежно-сиреневые, бледно-желтые.
Учитель: Открываем шторы на доске.
А теперь посмотрите на ваши творческие работы. Какие чудные вы вырезали снежинки! Они поведут нас в зимнюю сказку.
А это аппликации и рисунки. Что вы хотели в них передать, о чем рассказать? (2-3 ученика описывают свои рисунки)
III. Составление плана
Учитель: Зима к нам приходит по-разному, но всякий раз неожиданно и неповторимо. О чем напишем вначале?
Ученик: - Как наступает зима.
- Приход зимы.
- Неожиданно пришла зима.
Учитель: Когда произносишь слово ЗИМА, то перед глазами возникают какие-то картины, образы. Зима преображает лес и поля, речку и озеро. Окружающий нас мир становится другим. В этой части мы должны сделать зимние зарисовки, но словесные.
Как озаглавим эту часть?
Ученик: - Зима приходит в лес, в поле, на речку.
- Как выглядит окружающий нас мир.
- Зимние зарисовки.
Учитель: После этого вы со снежинкой или снеговичком, ил со снегирем попадаете в зимнюю сказку.
Как можно озаглавить эту часть?
Ученик: - Я в сказке.
- Меня зовет сказка.
- В мире сказки.
Учитель: Но из сказки вы возвращаетесь в реальный мир. Видите за окном зиму. Как об этом сказать?
Ученик: - За окном зима.
- Я опять дома и т.д.
Учитель: Теперь запишем план. Выбираем из сказанного короткие, точные предложения. Но каждый из вас может написать и свой заголовок, который больше понравился.
План
1. Приход зимы.
2. Зимние картины.
3. Я в сказке.
4. А за окном.
IV. Работа над словом, предложением, орфографическая подготовка
Учитель: Какие слова - ключи нам нужны для описания зимних картин?
Ученик: Зима. Снег. Мороз. Деревья. Лес. Поле. Снежинки. Снеговичок.
Учитель: Возьмите распечатку №1. Какие слова будем подбирать? Прочтите.
Ученик: Слова, которые обозначают признаки предметов, т.е. прилагательные.
Зима (какая?) волшебная, красивая.
Снег (какой?) белый пушистый, легкий.
Мороз (какой?) сильный, трескучий суровый
Деревья (какие?) озябшие, заснеженные, залепленные
Снежинки (какие?) легкие, пушистые, белые, как пух
Сказка (какая?) волшебная, интересная, захватывающая
Лес (какой?) заколдованный, тихий, сонный, молчаливый.
Поле(какое?) бесконечное, ровное.
Снеговичок (какой?) веселый, смешной.
(Коллективная работа)
Учитель: Какие теперь надо подобрать слова?
Ученик: Слова, обозначающие действия предметов, т.е. глаголы.
Зима (что сделала?) пришла, пожаловала.
Снег (что делает?) летит, падает, порхает, кружится, садится, идет.
Деревья (что делают?) стоят, спят, мечтают.
Снежинки (что делают?) танцуют, играют, садятся.
Сказка (что делает?) зовет, приглашает, ведет.
Лес (что делает?) завораживает, удивляет.
Поле (что делает?) белеет, стелется.
Снеговичок (что делает?) стоит, улыбается.
(Коллективная работа на листках-распечатках).
Учитель: Теперь наша задача следующая. Из слов составить предложения, которые бы красочно, точно, образно описали зимнюю сказку и передали ваши чувства.
Но помните, что слова не должны повторяться и что надо писать грамотно. (На доске выписаны некоторые слова с орфограммами).
Объясните их написание:
интересная, заколдованный, сонный, бесконечное, порхает, завораживает и т. д.
(Самостоятельная работа. Составление предложений и запись на листе №2.)
I.
- Пришла красавица-зима.
II.
- Выпал пушистый снег.
III.
- Легкий морозец затянул лужицы прозрачным льдом.
IV.
- Деревья стоят убранные снежной бахромой.
V.
- Чудесная зимняя сказка зовет нас в дорогу.
VI.
- Вот вы попали в дивный заколдованный лес
VII.
- Дорога шла через заснеженное поле.
VIII.
- Смешной снеговичок оказался веселым спутником.
Учитель: Прочитайте свои предложения. (Дети читают предложения, которые выстраиваются в связный текст).
Вот основа вашего текста. Но ведь можно расширить рассказ-описание.
(Читаю образец сочинения, чтобы дети имели представление о структуре текста)
Зима – волшебница
В окно кто-то постучал. Подбегаю, смотрю и глазам не верю. Все белым-бело! Это выпал пушистый снег и окутал все вокруг. Стало так красиво и необычно Родилась сказка.
Зима! Перед глазами одна картина сменяет другую. На одной белеет поле. Оно искрится под лучами солнца. На другой - волшебный лес. Деревья стоят в зимних шубах и шапках. Молодые елочки спрятались под снегом и превратились в диковинных животных. На третьей - речка с прозрачным льдом, где можно вдоволь покататься на коньках. А потом еще одна чудная картина. Идет пушистый снег. Он кружится, падает на землю и накрывает все мягким ковром.
В такую погоду хочется помечтать. Закрываю глаза и попадаю в волшебную сказку. Снеговичок берет меня за руку и ведет на лесную полянку. Под звуки небесной музыки танцуют девочки - снежинки. Так все чудно кругом!
Но вот снеговичок говорит, что пора возвращаться. Мы снова дома. Я смотрю в окно и вижу зиму-волшебницу. Она такая же красивая, как в сказке. Снежинки порхают в воздухе.
Светло и чисто на душе. Радость переполняет сердце, хочется петь.
V. Итог урока
Понравился ли урок?
VI. Домашнее задание
Написать сочинение в книжках - малышках.
Сочинение “Зима – волшебница”
Зима |
Мороз |
Лес |
Снежинки |
Снег |
Деревья |
Поле |
Снеговичок |
1. Подбор слов, которые обозначают признаки предметов, т.е. прилагательные.
Зима (какая?) | |
Снег (какой?) | |
Мороз (какой?) | |
Деревья (какие?) | |
Снежинки (какие?) | |
Сказки (какие?) | |
Лес (какой?) | |
Поле (какое?) | |
Снеговичок (какой?) |
2. Подбор слов, которые обозначают действия предметов.
Зима (что сделала?) | |
Снег (что дедает?) | |
Мороз (что делает?) | |
Деревья (что делают?) | |
Снежинки (что делают?) | |
Сказка (что делает?) | |
Лес (что делает?) | |
Поле (что делает?) | |
Снеговичок (что делает?) |