Цели.
Дать студентам представление о
социально-экономическом развитии России в XVIII
веке.
Задачи для студентов:
- охарактеризовать экономику России XVIII века;
- определить роль государства в этих процессах;
- развивать умение работать коллективно, самостоятельно, составлять схемы и работать по алгоритму (Приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Повторение изученного материала (6 мин.)
- Прежде чем приступить к изучению новой темы нам предстоит выполнить ряд заданий (Приложение 3).
№ 3. Задание “Своя игра”. (Cлайд 1. Презентация)
Студенты заранее должна записать по 1 вопросу, по очереди учащиеся отвечают на вопросы, выбирая раздел и стоимость вопроса. (Слайд 2)
III. Актуализация темы (3 мин.)
- Мы продолжаем изучение раздела “Россия в XVIII веке” и тема сегодняшнего нашего урока “Экономическое развитие России в XVIII веке”. (Cлайд 3). Работать будем по следующему плану:
1. Сельское хозяйство в XVIII веке.
2. Развитие промышленности в условиях феодализма.
3. Торговля.
Исходя из названия темы и плана урока, определите цели нашего занятия:
- что будем изучать?
- как будем работать? (Cлайд 4)
- В конце урока нам нужно (слайд 5) ответить на вопрос: “Какова особенность развития экономики России в XVIII веке?” (Cлайд 6)
- Территория России во второй половине XVIII в. значительно расширилась с 14 мил. кв. км до 14,5 мил. кв. км. (клик) В ее состав возращены Белоруссия, Правобережная Украина, Крым, Приазовье, Причерноморье, Литва. (клик) Численность населения выросла в 2 раза: с 18 до 37 млн. человек. (Cлайд 7)
- Российское общество в XVIII веке было представлено следующими сословиями… Оставаясь аграрной страной, в городах проживало лишь 4% населения, основную часть населения составляли сельские обыватели из которых: 54% крестьян принадлежали помещикам, 40% - казне, остальные вольному казачеству. (Cлайд 8)
IV. Сельское хозяйство в XVIII веке (10 мин.) - самостоятельная работа. (Приложение 1)
- (клик) Основой производства оставалось сельское хозяйство (с/х), которое в основном развивалось экстенсивно - за счет освоения присоединенных земель на юге. (клик)
- Как происходило развитие сельского хозяйства в данный период времени, вы рассмотрите самостоятельно заполнив сравнительную таблицу и ответить на вопрос, которые находятся перед вами.
1.
Вопросы для сравнения | Нечерноземные губернии | Черноземные губернии |
Феодальная рента | ||
Объем ренты | ||
Особенности развития в данный период | ||
Последствия внедрения капиталистических начал |
(Слайд 9)
2. Что представляет собой процесс секуляризации церковных земель?
Вывод: Какие изменения произошли в России в XVIII веке в развитии хозяйства и положении крестьян? (Слайд 10)
V. Развитие промышленности в условиях феодализма (10 мин.) – коллективная работа. (Приложение 1)
- Какими видами товарного производства были представлены предприятия в России в XVIII веке? (клик)
- Чем представлено каждое их них? (клик)
- Какие типы мануфактуры существовали в XVIII веке в России? (клик)
- Что общего и в чём различие мастерской и мануфактуры? (Cлайд 11)
- Какими категориями населения представлен наёмный труд на мануфактуре? (клик)
К следующему вопросу на понадобится построение интеллект-карты. (Cлайд 12)
- Какими основными отраслями было представлено мануфактурное производство в России в XVIII веке, в каких регионах получили распространение?
Вывод: В какой из отраслей экономики, сельском хозяйстве или промышленности, капиталистические черты были более выраженными?
VI. Торговля (7 мин.) – опережающее задание
(Cлайд 13) Один из студентов рассказывает о развитии торговли в XVIII веке. (Опережающее задание).
- Составить легенду к интеллект-карте, т.е. из словаря выписать определения следующих понятий: торжки, ярмарка, Всероссийский рынок, экспорт, импорт.
VII. Рефлексия (2 мин.)
(Cлайд 14). Какова особенность развития экономики России в XVIII веке?
- Что нового узнали?
- Чему учились?
VIII. Подведение итогов и д/з (1 мин.)
Вспомогательный материал в виде карточек-презентаций (архив)