Урок в ДМШ «Музыка в кино»

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

развивающая: расширить музыкальный кругозор учащихся, развивать творческие способности в процессе восприятия;

воспитательная: привить любовь к различным видам искусств.

Задачи: формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к искусству, воспитание художественного вкуса.

Вид урока: урок-лекция.

Форма урока: лекция-концерт.

Методы урока: метод монологического изложения с элементами диалога по ходу мероприятия.

Оборудование: Видеоаппаратура, альбомы с фотографиями, исполнение инструментальных и вокальных произведений на фортепиано, просмотр кадров из известных кинофильмов.

Ход мероприятия

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Тема сегодняшней встречи – “Музыка в кино”. Это очень широкая тема. Она рассматривает процесс взаимодействия различных видов искусств, а именно – кино и музыки.

Из истории кино нам известно, что в начале кино было немым, немым, но не беззвучным. Именно немое кино создало целый институт таперства. Среди тех, кто иллюстрировал немые ленты, было немало замечательных музыкантов, например, Д. Шостакович, многие годы подрабатывал тапером в кинотеатре “Светлая лента”.

Итак, за роялем у экрана сидел музыкант-тапер, а если кинотеатр был побогаче, то целый оркестр! Музыканты работали без пауз, от первого кадра до последнего. Одни импровизировали, другие исполняли попурри из популярных мелодий, третьи следовали рекомендациям специальных альбомов-пособий. Один из последних таких альбомов был выпущен в 1932 году, когда звук уже родился, но великий немой еще не умер.

К началу 30-х годов в стране насчитывалось несколько тысяч кинотеатров – целая армия музыкантов!

Музыка немого кино была исключительно инструментальной. Отдельные эпизоды картины подсказывали характер музыки: картинам народного быта соответствовала русская песня, если на экране герой с героиней танцуют – можно сыграть модный тустеп, идут строем солдаты – тапер играет марш. Словом, пианист должен быть точным синхронистом. В его распоряжении было две руки, разбитый рояль и ни секунды на творческие муки.

Но вот появилось звуковое кино и все изменилось. Эстетические законы звукового кино были иными, часто противоречившими с эстетикой музыки. Музыкальные эпизоды непрерывного звучания в звуковом фильме встречаются крайне редко. Как исключение можно привести в пример фильм А. Тарковского “Андрей Рублев”. В фильме есть эпизод, когда камера оператора всматривается в лики святых, этот момент композитор Овчинников сопровождает законченным пятиминутным произведением. Музыка в сочетании со спокойной панорамой дает возможность зрителю отдохнуть душой, вознестись духом. Но такие случаи бывают в кино не часто.

Каковы же наиболее распространенные типы музыкальных решений в кино? Основы звукового фильма часто составляют 1-2 музыкальных номера. На них может строится увертюра, финал, все некрупные эпизоды. Другой тип музыкального решения – лейтмотив, когда тема кратка, лаконична, ее звучание занимает всего полминуты, и она является основной характеристикой героя.

Иногда характеристики главных героев, напротив, развернуты и вполне самостоятельны. Давайте вспомним фильм С. Ростоцкого “А зори здесь тихие”. У каждой из пяти главных героинь есть своя музыкальная характеристика. Сейчас мы с вами послушаем воспоминание Риты Осяниной.

Исполняется музыкальная композиция “Воспоминания Риты”.

Музыка очень выразительная, композитор К. Молчанов использовал цитату из кинофильма “Цирк”, известную “Колыбельную”, и связал ее с воспоминаниями о маленьком сыне Риты. Это замечательная находка!

В некоторых фильмах композитор с помощью музыки делает обобщение целого фильма. Так происходит в фильме Э. Рязанова “Ирония судьбы. Продолжение”. В конце фильма, когда идут титры, звучит прекрасный романс К. Меладзе “Опять метель”.

Просмотр фрагмента кинофильма “Ирония судьбы. Продолжение”. Исполнение романса “Опять метель”.

Современные режиссеры в фильмах опасаются концертности даже в эпизодах музыкальных. В фильме “О бедном гусаре замолвите слово” Э. Рязанов повторял: “Мне не нужны эстрадные номера с цыганским оркестром!” Музыка кино должна точно отражать стиль эпохи. Как трогательно и проникновенно звучит романс Настеньки Бубенцовой, посвященный героям войны 1812 года. Этот камерный лирический романс точно передает атмосферу того времени.

Исполняется романс Настеньки из кинофильма “О бедном гусаре замолвите слово”.

Главное в музыке – это мелодия. В ней основной смысл и настроение. Слова могут меняться, а музыка остается. Действительно, совсем не важны слова к знаменитым на весь мир шлягерам “История любви” или “Крестный отец”, которые изначально были инструментальными.

Слова к этим мелодиям придумали потом, чтобы их исполняли певцы. Но само звучание инструментальных мелодий композитора Нино Рота уже достаточно впечатляюще и выразительно. Музыка здесь первостепенна.

Исполнение темы любви из кинофильма “Крестный отец”.

А вот популярная строчка из кинофильма “Ирония судьбы или с легким паром!” - “Мне нравится, что вы больны не мной…”.

Прекрасны стихи Марины Цветаевой, и мелодия существует ради них. Музыка М. Таривердиева немного отступает на второй план, уступая место прекрасной поэзии.

Исполняется романс “Мне нравится, что вы больны не мной”.

Вспомним еще один замечательный фильм Э. Рязанова – “Служебный роман”. Для фильма композитор Андрей Петров написал песни на стихи Р. Бернса, Н. Заболоцкого, Е. Евтушенко, Э. Рязанова. Мелодичность в песнях проявляется не в самих стихах, а до или после них. Главная мелодия песни на слова Р. Бернса удобна для напевания или насвистывания.

Но вовсе не на эту главную мелодию поются стихи. Для стихов предназначена следующая фраза: “Моей душе покоя нет”.

Исполняется песня “Моей душе покоя нет” из кинофильма “Служебный роман”.

Искусство 20 века тяготело к большей интеллектуализации. Это заметно в кино и его музыке. Музыка эмоции уступает место музыке мысли. Композитор Э. Артемьев много работал с режиссером А. Тарковским. В фильме “Солярис” сочетание электронной музыки с музыкой великого немецкого композитора И.С. Баха отразило философски-фантастический характер произведения.

Просмотр фрагмента фильма с звучанием хорала И.С. Баха фа-минор.

Наиболее плодотворная форма сотрудничества режиссера с композитором – диалог. В фильме “Ирония судьбы или с легким паром!” веселая, водевильная путаница толкала режиссера на облегченное гротесковое решение. Э. Рязанов отказался от такой интерпретации. Ему хотелось создать ленту не только смешную, но и лирическую, грустную, насыщенную поэзией, приближающуюся к трагикомедии. Хотелось сделать фильм максимально жизненным, чтобы зритель верил в реальность происшествий. С другой стороны, хотелось, чтобы фильм стал рождественской сказкой для взрослых. Фильм наполнен щемящей музыкой и печальными песнями. Из поэтов режиссер Э. Рязанов выбрал Б. Пастернака, М. Цветаеву, Б. Ахмадулину, Е. Евтушенко. Композитор М. Таривердиев точно ощутил интонацию фильма и написал на эти стихи прекрасные и нежные мелодии. От исполнителей требовались обаяние и привлекательность, умение обнажить свои чувства, оставаясь при этом целомудренными. Музыка слилась с героями: А. Мягков, Б. Брыльска, А. Пугачева, С. Никитин прекрасно сумели этого добиться.

Жанровое разнообразие песен в фильме очень ощутимо! Проникновенные романсы, философские размышления и бытовой фольклор. Как не вспомнить знаменитые “Вагончики”.

Исполняется песня “Вагончики”.

Композитору в кино, как и актеру, приходится владеть искусством перевоплощения. Актерская индивидуальность может многое подсказать композитору, помочь найти нужную тему. Композитор и актер каждый своими средствами воплощают одну и ту же роль. В фильме “Берегись автомобиля” Э. Рязанова в начале на роль Юрия Деточкина пробовался Юрий Никулин. И если бы этот артист сыграл роль Деточкина, вальс из этого кинофильма был бы, безусловно, другим – более эксцентричным и гротесковым. Но мы с вами хорошо помним, что эту роль блестяще сыграл Иннокентий Смоктуновский. Этот артист с его грустной улыбкой внес в фильм совсем другую интонацию – его мягкость и элегичность элегантны и слегка старомодны.

Исполняется Вальс композитора А. Петрова из кинофильма “Берегись автомобиля”.

Большой популярностью пользуются музыкальные фильмы. Музыкальный кинематограф нельзя создавать по законам драмы. В нем почти нет фоновой музыки. Песни, танцы, диалоги – все звучит открыто и ярко. Композитор не прячется, работа должна быть весомым компонентом произведения. К жанру музыкальных фильмов можно отнести фильмы Э. Рязанова “О бедном гусаре замолвите слово”, “Жестокий романс”. Это музыкальные фильмы с чисто рязановской драматической нотой. В фильме “Жестокий романс” совершенно незабываемые вокальные иллюстрации, выдержанные в одном жанре – жанре романса. Романс представлен в фильме во всем многообразии: от лирико-возвышенного, стилизованного под национальную музыку до подлинно “жестокого” романса с обостренным мелодраматизмом и трогательными интонациями. В качестве примеров исполняется три вида романса из кинофильма “Жестокий романс”.

  1. “Снегурочка” - как образец лирико-философского романса.
  2. “А цыган идет” - пример романса, стилизованного под музыку цыган.
  3. “А напоследок я скажу” - пример “жестокого” романса.

Исполняются 3 романса.

Музыка, написанная для экрана, может обрести и другую жизнь в виде самостоятельных композиций. Примеров можно привести множество, вот некоторые известные композиции:

А. Зацепин “Берег моря” из кинофильма “Красная палатка”.

Е. Дога “Сонет” из кинофильма “Мерседес уходит от погони”.

Е. Дога “Вальс” из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь”.

И. Корнелюк “Город, которого нет” из кинофильма “Бандитский Петербург”.

Е.Дога “Знакомые шаги” из кинофильма “Портрет жены художника”.

Е. Крылатов “Ожидание” из кинофильма “И это все о нем”.

Исполняется инструментальная композиция “Берег моря” А. Зацепина из кинофильма “Красная палатка”.

В заключении хотелось бы сказать, что взаимодействие кино и музыки как двух видов искусств позволяет лучше соприкоснуться с прекрасным, приобщиться к хорошей музыке. Благодаря кино, зритель становится одновременно слушателем, приобщается к музыке. Музыка может ошеломить, удивить, обратить на себя внимание. И очень важно, когда зритель унесет с собой необыкновенные мелодии, незабываемые ритмы, еще долго звучащие в его сердце. Это композитору во много раз дороже: прекрасная музыка дарит нам кино, смотреть которое хочется много-много раз.

В заключении звучит композиция “Ожидание” Е. Крылатова из кинофильма “И это все о нем”.

Используемые музыкальные иллюстрации

  1. А. Петров-М. Цветаева “Романс Настеньки” из кинофильма “О бедном гусаре замолвите слово”.
  2. К. Молчанов “Воспоминание Риты Осяниной” из кинофильма “А зори здесь тихие”.
  3. М. Таривердиев-М. Цветаева “Мне нравится” из кинофильма “Ирония судьбы”.
  4. К. Меладзе “Опять метель” из кинофильма “Ирония судьбы – 2”.
  5. А. Петров “Моей душе покоя нет” из кинофильма “Служебный роман”.
  6. А. Петров Вальс из кинофильма “Берегись автомобиля”.
  7. А. Зацепин Композиция “Берег моря” из кинофильма “Красная палатка”.
  8. Е. Крылатов Композиция “Ожидание” из кинофильма “И это все о нем”.
  9. А. Петров-Б. Ахмадуллина “Снегурочка” из кинофильма “Жестокий романс”.
  10. А. Петров-Киплинг “А цыган идет”.
  11. А. Петров-Б. Ахмадуллина “А напоследок я скажу”.