Цели занятия.
- Закрепление представлений о себе, строении человеческого тела и функций его отдельных частей.
- Формирование временной (возрастной) и пространственной (телесной) ориентации и координации движений.
- Развитие диалогической речи.
- Упражнение в подборе признаков предметов, согласовании их с существительными, употреблении синонимов и антонимов к прилагательным.
- Знакомство с многозначностью слов.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
- Развитие просодических компонентов речи.
Оснащение:
- Карта города Красивой речи и накладные условные значки для нее.
- Детали для аппликации “Буратино” (для цветного картона).
- Набор игрушек (кукла, мишка, клоун, Буратино, лиса, белка).
- “Волшебные очки”.
- Макет дерева с фотографиями детей на нем.
- Игрушка-дергунчик Шалтай-болтай.
- Индивидуальные зеркала.
- Карта для игр “Подбери картинку и назови слово”
Ход урока
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, здравствуйте! У меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, это очень ценная и редкая карта города Красивой речи. Но вся беда в том, что она попала под дождь и почти все условные знаки на ней стерлись и размылись. Музейные работники просят вашей помощи: нужно восстановить карту, ведь многие дети хотят побывать в городе Красивой речи, а путешествовать без карты-путеводителя не всегда удобно и даже опасно. Поможем? Нам придется самим изучить все места, дороги, чтобы потом правильно разместить значки на карте. Готовы? Вспомним наше заветное правило (логопед проговаривает вместе с детьми):
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
2. Основная часть.
Логопед: В городе Красивой речи ожидают интересные игры и рассказы. И я надеюсь, что ваши ответы будут четкими, выразительными, без ошибок. Удачи вам!
Игра “Гномия”
Логопед: А чудеса уже начались. Посмотрите, перед нами маленький волшебник (В роли волшебника выступает один из детей)
Волшебник: Здравствуйте, ребята! Вы попали в Гномию! И все предметы, которые я задеваю волшебной палочкой, превращаются в маленькие, и называем мы их ласково. Смотрите: была Маша - стала Машенька, была у нее голова, а стала головка, были руки – стали ручки, были ноги – стали ножки. Были Кати – стали Катеньки. Были Саши – стали Сашеньки. Было дерево – стало деревце, была дорога – стала дорожка. Счастливого пути, ребята!
Дети повторяют слова за волшебником.
Слоговая дорожка. Работа над просодической стороной речи.
Логопед: Дети, это дорожка не простая, а слоговая.
Дети (дружно): Спят лу-га, спят ле-са, па-ла све-жа-я ро-са.
Дети, шагая по дорожке, прохлопывают и протопывают ритм.
Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Вот мы подошли к высокой городской стене, а на воротах висит замок. Попробуем его открыть?
На стене висит картинка. Дети выполняют упражнение “Замок”. (Пальцы обеих рук скрещены между собой, образуя “замок”, прижать ладони к груди, от груди отводим руки ладонями наружу, выполняем круговые движения кистями рук, “постукиваем” кулачками в воздухе). Логопед озвучивает выполнение пальчиковой гимнастики:
Дети,
На двери висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и – открыли!
Работа над интонационной стороной речи, координация речи с движением.
Логопед: А кто это на городской стене вертится и озорничает? Вы знаете эту историю? Расскажите!
Дети инсценируют стихотворение “Шалтай-Болтай”:
Шалтай-Болтай сидел на стене (радостно, громко).
Шалтай-Болтай свалился во сне (удивленно).
Вся королевская конница
Вся королевская рать (торжественно, гордо).
Не могут Шалтая, не могут Болтая,
Шалтая-Болтая собрать (печально).
Коллективная аппликация “Буратино”.
Логопед: Ребята, поможем Шалтаю-Болтаю, соберем его по частям?
(На панно прикреплены детали картонной куклы, дети собирают куклу по частям, объясняя назначение частей тела. Логопед прикрепляет колпачок, заменяет носик на длинный носище – кукла неожиданно превращается в Буратино).
Логопед:
У Буратино пышная прическа,
Ему всегда нужна расческа.
Какой получился у нас Буратино?
Дети: Озорной, забавный, игривый.
Упражнение “Отгадай загадки”
Логопед: На что похож нос у Буратино? Вот вам подсказка-загадка:
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Игла)
Что у них схожего? (Дети отвечают)
Игра “Скажи иначе”
Подбор синонимов к прилагательным.
Логопед: У Буратино много друзей, потому что он добрый, общительный, дружелюбный. Да вот и его друзья.
На столе игрушки: клоун, кукла, мишка, заяц, белка, лиса.
Дети, расскажите, какой клоун?
Дети: Смешной, веселый и т.д.
Логопед: Кукла какая? Мишка какой? И т.д.
Дети отвечают.
Подбор антонимов.
Логопед: У Буратино есть волшебные очки. Кто их надевает, все видит наоборот, как в кривом зеркале. Давайте попробуем! (Надевает очки). Ой, какой грустный клоун. (Снимает очки.) А на самом деле он смешной и веселый. Какими стали мишка, клоун?
Дети отвечают.
Давайте поскорее снимем эти коварные очки, ведь на самом деле игрушки, хозяева города, - очень приветливые, добрые, милые.
Игры на развитие внимания, памяти
Логопед поочередно убирает одну из игрушек со стола.
Логопед:
Глаза все дружно закрывайте,
Кого не стало, угадайте!
Дети отвечают.
Теперь зажмурясь, раз-два-три,
Игрушки по порядку назови!
Дети отвечают.
Игра на развитие грамматического строя языка
Словообразование:
А) сравнительная степень прилагательных.
Логопед: Буратино с длинным носом – какой он?
Дети: Длинноносый.
Логопед: Кукла с голубыми глазами – какая? Мальчик со смуглым лицом – какой? Мальчик с карими глазами – какой?
Дети отвечают.
А теперь сравните: у куклы длинные волосы, а у Кати длиннее.
Попробуйте сами: кукла красивая, а Катя …
Дети: Красивее и т.д.
Физкультминутка.
Звучит веселая музыка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Буратино (ребенок в колпачке):
А сейчас все по порядку
Встаньте дружно на зарядку!
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их и оглянулись:
Через правое плечо, через левое плечо.
Дружно присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Развитие диалогической речи (беседа по фотографии)
Логопед: Ребята, вы помните, у Буратино была золотая монетка, он посадил ее, и здесь, на поле в городе Красивой речи выросло необычное дерево, а на ветках – странные фотографии. Давайте посмотрим, чьи они. Дети снимают с дерева свои фотографии, рассматривают их, садясь на свои места.
Логопед: Буратино утверждает, что все дети на фотографиях очень похожи друг на друга и их невозможно различить. Докажем ему, что это не так?
Давай научимся сравнению
Тебя с твоим изображением.
Вот зеркало. Там образ твой?
Потряси-ка головой.
Трясется также или нет?
Не торопись нам дать ответ.
Возьми еще вот это фото
И расскажи подробно, кто ты?
- Назови себя (свое полное имя и фамилию).
- Как ласково называют тебя в семье? Почему?
- Посмотри на себя в зеркало и сравни с фотографией. Что похоже в зеркале и на фотографии? Какие ты увидел отличия?
- Кто и где фотографировал тебя? Какое у тебя было настроение в тот момент?
- На кого ты похож?
Логопед: Спасибо, ребята! Теперь Буратино понял, что
У всех детей есть мама, папа,
И вы похожи как две капли,
Но спутать вас никак нельзя,
Ведь мы все разные, друзья!
4. Итог занятия.
Логопед: К сожалению, настала пора прощаться с городом Красивой речи. Но мы не раз сможем сюда вернуться, ведь у нас есть карта и сейчас мы ее дорисуем. Где мы с вами побывали?
Дети рассказывают. Наклеиваются условные обозначения на карту.
Логопед: Ну вот, наша карта почти готова. Что осталось сделать?
Дети: Обновить буквы и записать их!
Логопед: Это и будет ваше домашнее задание. Наше занятие окончено. Вы все отлично поработали, молодцы, ребята. До свидания!