Цель: формирование основных приёмов работы с бумагой, умение применять их к объектам природы.
Задачи:
- познакомить с основными приёмами работы с бумагой: разрезание, сгибание, разрывание, складывание, формирование жгутика, комочка и умение применять их к объектам природы, познакомить с фольклорными традициями.
- развивать творческие способности и воображение, развивать наблюдательность при изучении природных форм.
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, слайды: фотографии птиц. Образцы птиц из бумаги, ветка дерева, карта “Последовательность выполнения птицы”. Раздаточный материал: карандаши, тонированная бумага, клей, ножницы. Музыкальное оформление: звуки, пения птиц.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Определение темы урока.
Учитель.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце тёплое,
Весёлое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
О каком времени года я прочитала стихи? (Весна)
Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак и приносят на крыльях весну красную. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из теста птичек – “жаворонков”. Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними весну.
Жаворонки,
Перепёлки,
Птички – ласточки!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам.
Образ птицы – один из самых значимых, встречается он повсеместно, с самых давних времён. Птица была особым, знаковым существом. Это оберег детей и женщин. Именно поэтому многие женские украшения изображали птиц, а головные уборы носили “птичьи” названия, например: сорока <Рисунок 1>. Изображения птиц можно было видеть везде – на прялках <Рисунок 2>, на калитках крестьянских усадеб <Рисунок 3>. Птицами украшали свадебный каравай <Рисунок 4>.
В народе издавна верили, что приносят птицы счастье, добро, охраняют покой дома, несут детишкам здоровье.
А мы с вами можем позвать весну? Как? (Придумать стихи о птицах, сделать из бумаги птиц.)
Чтобы создать птицу из бумаги, надо понять, из каких форм она состоит. А потом можно украсить, сделав птицу нарядной.
Какие Братья – Мастера нам помогут в этой работе? (Мастера Изображения, Украшения и Постройки.)
Посмотрите на изображения птиц.
Первый портрет грача <Рисунок 5>. Перья чёрные, с фиолетовым отливом, длинный, тонкий клюв. Перья “штанишки” покрывают стороны лапок.
Как выдумаете, зачем грачу такой длинный клюв? (Чтобы из земли выбирать вредных насекомых.)
Ты его узнаешь сразу:
Длинноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Вторая птичка – синичка <Рисунок 6>. Посмотрите на её портрет. Небольшая пушистая птичка, с короткими закруглёнными крыльями и длинным хвостом. Клюв короткий, слегка изогнутый и несколько вздутый. Крылья, хвост и головка синицы – синего цвета.
Спинка бурая,
Животик жёлтенький,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Третья птица – пёстрый дятел <Рисунок 7>. Эта птица имеет разнообразную окраску перьев. Окраска верхней стороны тела чёрная с синеватым блеском. Голова у дятла – чёрная с красной шапочкой, крылья с поперечными, светлыми полосками. Хвост у дятла тоже длинный, как у грача.
Чёрный жилет, красный берет,
Нос – как топор, хвост – как упор.
Объяснение задания.
Для изготовления птицы нам понадобится тонированная бумага, ножницы, клей.
Туловище и голова птицы выполняются из двух комочков разного размера. В небольшой лист тонированной бумаги заворачиваем и приклеиваем два комочка с небольшим припуском для формирования клюва и хвоста.
Крылья и лапы вырезать по предварительному рисунку.
Пёрышки можно вырезать ножницами, но лучше надорвать, так как обрывной край больше напоминает края настоящих перьев. Пёрышки выгнуть и приклеить за один край к крыльям, хвосту, а затем и к туловищу.
Контур лапы наметить карандашом, при этом сделать ширину лапы несколько больше, с учётом последующего скручивания в жгутики широкой части лап и пальцев.
Самостоятельная работа учащихся.
(Музыкальное сопровождение)
Подведение итогов.
Выполненные птицы из бумаги развешиваются на большой ветке.
Учитель. Молодцы, все постарались, получились чудесные птицы.
Какая птица получилась самая интересная? Почему?
Обобщение темы урока.
Где изображали птиц?
Какие Братья-Мастера помогали в работе?
Каким приёмам работы с бумагой вы научились на уроке?