Цели.
- Закрепить навыки осознанного и умственного употребления слов в соответствии контекстом высказывания.
- Закрепить умения образовывать существительные с суффиксами, глаголы, прилагательные в превосходной степени.
- Закрепить значение сложных слов.
- Закрепить составление предложения.
- Описание по картинке.
- Закрепить умений детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки птицы.
- Закрепить умение проявлять творчество в создание художественного образа.
Словарная работа: Добиваться от детей полных развернутых ответов, введение в активный словарь детей красногрудая, насекомоядная, водоплавающая, быстрокрылая.
Материал для развития речи: картинки, снегирь, мальчик, скворечник, птицы, туча, парк.
Материал для рисования: образец “Снегирь на ветке рябины”.
Схематичное рисование снегиря, краски, альбом ватные палочки, кисточки, простой карандаш, стаканчик для воды.
Предварительная работа: разучивание считалок, стихотворений, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулки, рассматривание иллюстраций о птицах, дидактические игры.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, чтение стихотворений, отгадывание загадок, дидактические упражнения и игры.
Наглядный: рассматривание картинок, образца для рисования.
Структура занятия:
1. Вводная часть: беседа о времени года, отгадывание загадок, беседа о зимующих птицах.
2. Основная часть:
1 часть – дидактическое упражнение “Назови ласково”.
- Дидактическая игра “Закончи слово”.
- Составь предложение.
- Дидактическое упражнение “Почему так называется?”.
- Составление описательного рассказа о снегире.
- Физкультминутка.
2 часть – рассматривание образца “Снегирь на ветке рябины”.
- Рассматривание образца схематичного рисования снегиря.
- Работа детей.
3. Заключительная часть.
- Итог занятия.
4. Список литературы.
Ход занятия
Вводная часть
Беседа: Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- Воспитатель загадывает загадки:
1. Зимой на ветках яблочки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблочки,
Ведь это … (Снегири)2. Не дровосек, не плотник
А первый в лесу работник… (Дятел)3. Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червяков
В теплый край я не улетаю
Здесь под крышей обитают
Чик чирик! Не робей
Я бывалый… (Воробей)
- Воспитатель ребята эти загадки , о каких птицах? (Зимующих). Каких зимующих птиц вы знаете? (Синица, воробей, клёст, голубь, дятел, свиристелка, снегирь)
- Чем они питаются? (Семечками, насекомыми, люди делают кормушки и туда насыпают корм)
- В чём их польза? (Они уничтожают вредных насекомых)
1 часть
- Воспитатель предлагает поиграть: Дети “Назовите ласково” нужно назвать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
черное перо – черненькое перышко
серая спинка – серенькая спинка
красная грудь – красненькая грудка
острые коготки – остренькие коготки
длинный хвост – длинненький хвостик
милые глаза – миленькие глазки
круглая голова – кругленькая головка
- Воспитатель предлагает подобрать прилагательные к слову “птица”.
- Воспитатель называет начала слова, а дети его конец: птица, какая?
краси… - красивая
быст… - быстрая
сме… - смелая
малень… - маленькая
забот… - заботливая
пёстр… - пёстрая
лег… - легкая
- Затем воспитатель предлагает активизировать глагол: что могут птицы? (летать, улетать, щебетать, махать, высиживать, уничтожать вредных насекомых).
- На доске выставлены картинки, воспитатель предлагает детям составить предложения: Туча – птицы – скворечник,
Пошёл дождь птицы спрятались в скворечник.
Мальчик – скворечник – птицы,
Мальчик построил скворечник для птиц.
- Д./И. “Почему так называется?”
Воспитатель просит детей объяснить значение сложных слов:
длинахвостая - длинный хвост
сероглазая – серые глаза
красногрудая – красная грудка
перелётная – перелётные птицы
быстрокрылая – быстро летает
насекомоядная – кушает насекомых
водоплавающая – пожжет плавать в воде.
- Составление рассказа описание снегиря.
Снегирь – зимующая птица. У него есть голова, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Грудка птицы покрыта красными перьями. Снегирь может летать, прыгать, клевать, чирикать. Снегирь питается насекомыми, крошками, зернами, семечками. Снегирь друг человека, потому что он уничтожает вредных насекомых.
Описательный рассказ составляют 2-3 ребенка.
Физкультминутка
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны:
Кар - кар – кар (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар – кар – кар (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар – кар - кар (тихо).
2 часть
- Воспитатель читает стихотворение “Снегирь” Е.Трутнева.
Откуда в дремучем лесу огоньки
Садятся на ветки, на снег, на сучки?
Что ж ветки от тех огоньков не горят?
Не тает нисколько их снежный наряд.
То с ветки сосновой, то с елки мохнатой
Вспорхнет огонек, красногрудый, крылатый.
В беретиках черных и с грудкой румяной
Летают их стайки над снежной поляной.
В репьях над снегами – для них семена.
В морозном и снежном лесу тишина….
Пощиплют репьев и щебечут на ветках
О новых полетах, о новых разведках.
Всю зиму, весь день – от зари до зари –
Летают в лесу огоньки – снегири.
- Воспитатель показывает образец “Снегиря на ветке рябины”, также показывает образец схематичного рисования снегиря, обращает внимание детей на форму головы, туловище, окраску.
- Воспитатель предлагает детям нарисовать ягоды рябины ватными палочками.
Заключительная часть
Работа детей. В конце занятия дети рассматривают все рисунки, выбирают наиболее интересные работы.
Список используемой литературы
- “Программа воспитание и обучения в детском саду” под.ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 3-е изд. испр. и допол. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 208 с.
- Петрова Т.И., Петрова Е.С., “Игры и занятия по развитию речи дошкольников”. Кн. 1 младшая и средняя группы – М.: Школьная пресса 2005 -128 с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981.
- Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. -М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999 – 64 с.
- Рождественская В.И., Радина В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1968.