Психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность.
Человеческая психика не дана ему в готовом виде с рождения и не развивается сама по себе. Специфические человеческая психика (сознание, речь, продуктивная деятельность и т.д.), человеческая психика формируется у каждого индивида только в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Субъективная реальность, внутренний мир человека многообразен и сложен: это познавательные процессы от ощущений до мышления, с помощью которых создается объективная картина окружающего мира. Основы данной работы - исследование возможностей и специфика обучения связной речи и повышения познавательной активности.
Дети, поступающие в коррекционную группу, как правило, имеют отклонения во всех видах деятельности.
Мы стали проводить занятия для родителей “Мамина школа”, 1 раз в неделю. На занятии мама сидит рядом с ребенком, работает и играет вместе с ним. Система посещения занятий гибкая (по мере занятости родителей), практикуется посещение занятий мама, папа, бабушка.
Октябрь
Занятие 1
- Психогимнастика. Упражнения на развитие зрительного восприятия. Отработка постановки кисти руки при горизонтальном проведении прямых линий. “Свари суп”, “Свари компот”.
- Звуко-буквенный анализ слова “Суп”, характеристика звуков, составление звуко-буквенный схемы использованием букв разрезной азбуки.
- Физкультминутка. “Камушки на морском берегу” - снятие мышечного напряжения за счет приседаний, расслабления кисти руки за счет бросательных движений.
- Слуховой диктант. Рисование в строку ряда геометрических фигур под диктовку.
- Упражнения на развитие внимания и памяти”. Что изменилось?” Выстраивание линейного ряда из овощей (7 предметов), с изменением порядка предметов.
- Релаксация “Дождик”.
Занятие 2
- Психогимнастика. Мобилизирующая гимнастика: прорисовывание одноименными пальцами обеих рук геометрических фигур и предметов зеркально.
- Работа по формированию лексико-грамматических навыков с использованием пиктограмм. Множественное число имен существительных в родительном падеже. Составление предложений со словом “много”, лексическая тема “Одежда”.
- Физкультминутка. Расслабление мышечного тонуса, концентрация внимания. “Повторюшки”.
- Пропевание слоговых песенок ЛЬ, П, Х, Т, звуко-буквенный анализ “липа”, “хата”, чтение по схемам и слоговым песенкам.
- Релаксация ”Ветер”
Занятие 3
- Психогимнастика. Зеркальное прорисвывание одноименными пальцами обеих рук симметричных предметов.
- Выполнение графических заданий на доске и в тетрадях.
- Звуко-буквенный анализ “кот”, “ком”, “пух”, характеристика звуков, составление звуко-буквенынных схем, чтение слов.
- “Четыре стихии”.
- Игра “Веселый мячик”, ориентация на листе бумаги (клетчатое рабочее полотно), выполнение словесных инструкций логопеда.
- Релаксация. “Ласточка”.
Занятие 4
- Психогимнастика. Зеркальное прорисовывание одноименными пальцами обеих рук различных геометрических фигур.
- Звукобуквенный анализ и синтез слов “кот”, “кит”, игра “Буквы в гости”, чтение слов, дифференциация на слух и в произношении звуков “к”, “кь”, игра “Сигнальщики”
- Логические таблицы. Вертикальный штрих. (Альбомы)
- Физкультминутка “Березка”.
- Работа со структурой предложения, распространение предложения однородными определениями. Закрепление лексической темы “Дикие и домашние животные”, раздаточный материал: полоски, картинки.
- Релаксация “До свидания”.
Ноябрь
Занятие 1
- Психогимнастика. Мобилизирующие упражнения с кистями рук. “Кулак-ребро-ладонь”.
- Чтение “Буквы в гости”. Синтез слов: МОХ,.ХОЛМ.,ХВОСТ,ОСЫ, КОСЫ, чтение слов из букв разрезной азбуки и по слоговым песенкам: а, с, к, м, х, л, в, т, предложить составить вместе с мамой другие слова по этим же слоговым песенкам: вата, салат, кокос и т.д. Составление и чтение этих слов по кубикам Зайцева.
- Работа с массажным мячом: прокатывание его по столу внешней и внутренней сторонами ладоней обеих рук, между ладонями, по спине мамы.
- Звуко-буквенный анализ в тетради: “ОСЫ”, “КОСЫ”.
- Игра с кошкой: рецепторные движения, активизирующие центы внимания, совершенствующие знания о правой и левой частях тела.
- Релаксация: “Бабачка”, “Возьми кубик в ладошку”.
Занятие 2
- Психогимнастика. Упражнения для развития зрительного восприятия, отработка постановки кисти руки при вертикальном проведении прямых линий “Дождик”.
- Звуки “Д-Дь”, характеристика, слухо-произносительные дифференциации (для мамы - учить: букву называем, как звук).
- Игра “Расставь посты”.
- Звукобуквенный анализ: “ДИМА”, “ДОМ”, в тетрадях (для мамы – у чить делать правильные интервалы сверху вниз и слева направо).
- Игра “Веселые снеговики”, учить совмещать следы правой и левой ступней с соответствующим отпечатком, учить совмещать фигурку снеговика с соответствующим контуром снеговика.
- Графический диктант: (для мамы: в случае надобности взять руку ребенка в свою для нахождения нужной точки в тетради).
- Релаксация “Пушок”.
Занятие 3
- Психогимнастика. Гимнастика мозга (правая рука, левая рука, вместе: кулак-ладошка-кулак).
- “Буквы в гости”, Б - гласные, с анализом (закрепление с мамой - буква произносится, как звук), строго под обозначением звука пишем соответствующую букву.
- Психогимнастика. Расставь посты”, с музыкальным сопровождением.
- Графический диктант в тетрадях (маме в случае необходимости взять руку ребенка в свою для нахождения нужной точки в тетради.
- Работа в альбомах на развитие зрительного восприятия: “Найди свой домик”.
- Физкультминутка. “Четыре стихии”.
- Составление из спичек и плоскостных фигур сюжетной картики по замыслу вместе с мамой.
Занятие 4
- Психигимнастика. Развитие зрительного восприятия, гимнастика для глаз “Покатаем глазки по рельсам”.
- Слухо-произносительные дифференциации глухих и звонких согласных:: “С” - “З” тактильно-вибрационным способом, вместе с мамой.
- Пропевание слоговых песенок: “Ль”, “С”, “К”, “З”. Звукобуквенный анализ, составление схем, чтение этих слов по слоговым песенкам и по кубикам Зайцева.
- Психогимнастика. Снятие мышечного напряжения, расслабления кистей рук: “Зимние забавы”, игра на развитие внимания: “Запомни свой домик”.
- Штриховка в альбомах в заданном направлениях, одежда по готовым трафаретам.
- Релаксация: “Передай снежинку другу”.
Декабрь
Занятие 1
- Психогимнастика. Тренировка глазных мышц, формирование зрительного анализатора: “Покатаем глазки по рельсам”.
- Звук “Н”, звуко-буквенный синтез “Ноги”, составление звуко-буквенный схемы (для мамы: звук и буква произносятся одинаково, сначала условно обозначаем звук, строго под его обозначением пишем соответствующую букву.
- Игра: “Послушный мячик”: развитие мелкой моторики и ориентации в пространстве (Мамае в случае надобности взять руку ребенка в свою).
- Физкультминутка. “Фонтан. Расставь посты”
- Релаксация “Снежинка”.
Занятие 2
- Мобилизирующая психогимнастика. Зеркальное прорисовывание фигур: круг, треугольник. Овал, елочка, домик и т.д.
- Звук “С”: определение места звука в словах: сито, колос, автобус, маска, лиса, сумка, каска, с использованием вспомогательной фигурки птички.
- Звуко-буквенный анализ слов: сом, сок. Письмо в тетрадях буквы С.
- Физкультминутка (релаксационная). Дождевые червячки.
- Развитие графических навыков, зрительного внимания в альбомах для штриховки. Физкультминутка (релаксационная) Дождевые червячки.
- Работа по кубикам Зайцева. Пропевание слоговых песенок. Напиши вместе с мамой любимое слово. Узнай слово.
- Релаксация “Листочек”.
Занятие 3
- Психогимнастика. Тренировка глазных мышц. Покатаем глазки по рельсам и на качелях.
- Звук и буква “З”. Звуко-буквенный анализ слов: ваза, зубы, козы. Отдифференцировать с родителями термины звук-буква. Физкультминутка “Мыши и кот Леапольд”.
- Работа с рассказами по сериям сюжетных картинок “Мурка и рыбки”, ”Катание с горы”.
- Настраивающая психогимнастика: кулак-ребро-ладонь.
- Работа с кубиками Зайцева. Пропевание слоговых песенок: ВА, ЗА, КА, БА, НА, ТА, МА, МЯ, ДА, РА. Письмо слов: по слоговым песенкам и при помощи кубиков: ваза. Козы, зубы, зонт, замок. Напиши любое слово вместе с мамой по данным слоговым песенкам.
- Релаксация. “Листочек”.
Январь
Занятие 1
- Психогимнстика. Активизация зрительного и слухового анализаторов. “Слон, сов, перекрестный шаг”.
- зимующие птицы. Части тела птиц. Игра “Носик-хвостик”. Чтение по табличкам и слоговым песенкам названий зимующих птиц и частей тела птиц. Физкультминутка. “Колпак мой волшебный”.
- 3вуки “Л” - “Ль” дифференциация на слух и в произношении. Обратить внимание родителей на разное звучание мягких и твердых звуков. Пропевание слоговых песенок “Л” и “Ль” вверх, вниз, вразнобой.
- Пальчиковая гимнастика.
- Звуко-буквенный анализ в рабочих тетрадях: лава, липа. Пила.
- Работа по кубикам Зайцева. Пропевание по слоговым песенкам, составление из кубиков ЗИ-МУ-Ю-ЩИ-Е сорока, ворона, синица, воробей, дятел, галка и т.д.
- Релаксация. “Лебеди”.
Февраль
Занятие 1
- Психогимнастика. Мобилизующие упражнения на активизацию правого и левого полушарий г-м. Рисование на столе одноименными пальцами обеих рук парного рисунка с закрытыми глазами, то же самое на спине у мамы. Мама угадывает рисунок.
- Слухо-произносительные дифференциации звуков “Ш” - “С”, пропевание слоговых песенок Ш, Б, П, К. С, МЬ. Звуко-буквенный анализ слов: шапка, пушка.миска, мишка.
- Психогимнастика. Снятие мышечного напряжения, активизация внимания “В зоопарке – лев, мыши, орел, лебедь”.
- Работа по кубикам Зайцева. Напиши любимое словечко. Напиши любимое слово. Напиши предложение про зиму вместе с мамой.
- Психогимнастика. Мобилизующее упражнение: кулак - ребро - ладонь, с изменением темпа исполнения.
- Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации. Рисование сюжетной картинки с использованием геометрических фигур, спичек, крупы, гороха, фасоли.
- лексическая тема “Зимующие птицы”, притяжательные прилагательные на -ий. -ья. -ье, -ьи. Игра “Чей носик, чей хвостик”.
- Релаксация. Снятие психо-эмоционального напряжения “Пушинка”.
Занятие 2
- Психогимнастика. Гимнастика мозга. Кулак – ладонь - пальчики. Пальчики – ладонь - кулак.
- Лексическая тема “Посуда” Купите посуду за несколько слов (цвет, величина, назначение, части). Скажешь про посуду красивое словечко, за каждое словечко раскрашивай сердечко”. Развитие моторно-слуховой памяти: задаю ритмический рисунок сама, затем мама, потом ритм пытается задать ребенок. Развитие памяти на линейный ряд, игра “Цепочка”.
- Психогимнастика. Развитие координации, слухового восприятия “Четыре стихии”.
- Сложи любую посуду. Конструирование различных видов посуды из спичек и крупы.
- Угадай посуду по описанию.
- Релаксация “Пушок”.
Занятие 3
- Психогимнастика. Парные рисунки пальчиками.
- Звук “Ж”, полная характеристика, звуко-буквенный анализ слова (жуки), звуко-буквенный анализ слова (жук) с мамой. Гимнастика мозга. Кулак – ладонь - пальчики и наоборот.
- Лексическая тема “Посуда”, развитие произвольности. Перечисление посуды, называние ее частей, штриховка контуров по точкам.
- Физкультминутка. Игра “Веселые снеговики”.
- Развитие памяти на линейный ряд. “Цепочка” на столах.
- Работа по кубикам Зайцева. Напиши любимое словечко. Напиши любимую посуду. Напиши любимое имя.
Занятие 4
- Психогимнастика. Мобилизующие упражнения. Парные рисунки двумя руками ребенком на спине у мамы и наоборот.
- Письмо слов по слоговым пеленкам по замыслу ребенка, закрепление правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И. (Мыши, лыжи, жираф, шина, машина. и т.д., по слоговым песенкам.
- Физкультминутка. Вокруг себя повернись.
- Слого-звуко-буквенный анализ (жуки, шалаш) ударный слог, определение количества слов, слогов. Звуков, букв.
- Психогимнастика. “Четыре стихии” Снятие мышечного напряжения, концентрация внимания.
- “Веселый мячик” - слуховой диктант на рабочем полотне в клетку на развитие ориентации на листе бумаги.
- Релаксация “Маленький котенок” - передать игрушку по кругу, сказать ласковое слово, пожалеть.
Занятие 2
- Психогимнастика. Катаем глазки за колпачком – вверх-вниз. В восьмерки, активизация деятельности обоих полушарий.
- Перелетные птицы: назови ласково, (мамы и детки), чтение названий перелетных птиц по табличкам.
- Звуки С-Ц. Выделение на слух в начале. Середине и в конце слов, игра “Почта”, слухо-произносительные дифференциации, игры “Дикторы”, “Сигнальщики”.
- Физкультминутка. Словесно-жестовое упражнение “Волшебники”.
- Упражнения на развитие логического мышления и активизацию внимания: дорисуй логическую таблицу (по двум признакам), нарисуй такую же фигуру по клеточкам (кто успел – заштриховать).
- Работа по таблице Зайцева №2 с кубиками. Спой любимую песенку, напиши любимое слово. Игра с кубиками “Эстафета”, “Кто к нам пришел?”
Занятие 3
- Психогимнастика. Покатаем глазки по рельсам, покачаем на качелях.
- Подбор слов к звуковым схемам: грач, Тима. Синичка, дочка, точка. Чтение этих слов по слоговым песенкам.
- Физкультминутка. “Расставь посты” - концентрация внимания с опорой на слово или хлопок.
- Составление картинно-графических схем предложений по вопросам. Распространение предложения: однородными подлежащими. Однородными дополнениями, однородными обстоятельствами. Анализ этих предложений.
- Релаксация “Факиры”.
Занятие 4
- Психогимнастика. Мобилизующие упражнения. Парные рисунки пальчиками на развитие зрительного восприятия: покатаем глазки влево-вправо, вверх-вниз.
- Звуки Ч-СЬ, звукобуквенный анализ слов (сито, грач).
- Психогимнастика. Развитие внимания “Четыре стихии”.
- Графическое моделирование рассказа по серии сюжетных картинок. “Медвежонка потеряли - галчонка не поймали”.
- Чтение рассказа.
- Релаксация “Листочек”.