Психолого-педагогическая помощь родителям детей с нарушениями речи

Разделы: Работа с родителями


Психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность.

Человеческая психика не дана ему в готовом виде с рождения и не развивается сама по себе. Специфические человеческая психика (сознание, речь, продуктивная деятельность и т.д.), человеческая психика формируется у каждого индивида только в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Субъективная реальность, внутренний мир человека многообразен и сложен: это познавательные процессы от ощущений до мышления, с помощью которых создается объективная картина окружающего мира. Основы данной работы - исследование возможностей и специфика обучения связной речи и повышения познавательной активности.

Дети, поступающие в коррекционную группу, как правило, имеют отклонения во всех видах деятельности.

Мы стали проводить занятия для родителей “Мамина школа”, 1 раз в неделю. На занятии мама сидит рядом с ребенком, работает и играет вместе с ним. Система посещения занятий гибкая (по мере занятости родителей), практикуется посещение занятий мама, папа, бабушка.

Октябрь

Занятие 1

  1. Психогимнастика. Упражнения на развитие зрительного восприятия. Отработка постановки кисти руки при горизонтальном проведении прямых линий. “Свари суп”, “Свари компот”.
  2. Звуко-буквенный анализ слова “Суп”, характеристика звуков, составление звуко-буквенный схемы использованием букв разрезной азбуки.
  3. Физкультминутка. “Камушки на морском берегу” - снятие мышечного напряжения за счет приседаний, расслабления кисти руки за счет бросательных движений.
  4. Слуховой диктант. Рисование в строку ряда геометрических фигур под диктовку.
  5. Упражнения на развитие внимания и памяти”. Что изменилось?” Выстраивание линейного ряда из овощей (7 предметов), с изменением порядка предметов.
  6. Релаксация “Дождик”.

Занятие 2

  1. Психогимнастика. Мобилизирующая гимнастика: прорисовывание одноименными пальцами обеих рук геометрических фигур и предметов зеркально.
  2. Работа по формированию лексико-грамматических навыков с использованием пиктограмм. Множественное число имен существительных в родительном падеже. Составление предложений со словом “много”, лексическая тема “Одежда”.
  3. Физкультминутка. Расслабление мышечного тонуса, концентрация внимания. “Повторюшки”.
  4. Пропевание слоговых песенок ЛЬ, П, Х, Т, звуко-буквенный анализ “липа”, “хата”, чтение по схемам и слоговым песенкам.
  5. Релаксация ”Ветер”

Занятие 3

  1. Психогимнастика. Зеркальное прорисвывание одноименными пальцами обеих рук симметричных предметов.
  2. Выполнение графических заданий на доске и в тетрадях.
  3. Звуко-буквенный анализ “кот”, “ком”, “пух”, характеристика звуков, составление звуко-буквенынных схем, чтение слов.
  4. “Четыре стихии”.
  5. Игра “Веселый мячик”, ориентация на листе бумаги (клетчатое рабочее полотно), выполнение словесных инструкций логопеда.
  6. Релаксация. “Ласточка”.

Занятие 4

  1. Психогимнастика. Зеркальное прорисовывание одноименными пальцами обеих рук различных геометрических фигур.
  2. Звукобуквенный анализ и синтез слов “кот”, “кит”, игра “Буквы в гости”, чтение слов, дифференциация на слух и в произношении звуков “к”, “кь”, игра “Сигнальщики”
  3. Логические таблицы. Вертикальный штрих. (Альбомы)
  4. Физкультминутка “Березка”.
  5. Работа со структурой предложения, распространение предложения однородными определениями. Закрепление лексической темы “Дикие и домашние животные”, раздаточный материал: полоски, картинки.
  6. Релаксация “До свидания”.

Ноябрь

Занятие 1

  1. Психогимнастика. Мобилизирующие упражнения с кистями рук. “Кулак-ребро-ладонь”.
  2. Чтение “Буквы в гости”. Синтез слов: МОХ,.ХОЛМ.,ХВОСТ,ОСЫ, КОСЫ, чтение слов из букв разрезной азбуки и по слоговым песенкам: а, с, к, м, х, л, в, т, предложить составить вместе с мамой другие слова по этим же слоговым песенкам: вата, салат, кокос и т.д. Составление и чтение этих слов по кубикам Зайцева.
  3. Работа с массажным мячом: прокатывание его по столу внешней и внутренней сторонами ладоней обеих рук, между ладонями, по спине мамы.
  4. Звуко-буквенный анализ в тетради: “ОСЫ”, “КОСЫ”.
  5. Игра с кошкой: рецепторные движения, активизирующие центы внимания, совершенствующие знания о правой и левой частях тела.
  6. Релаксация: “Бабачка”, “Возьми кубик в ладошку”.

Занятие 2

  1. Психогимнастика. Упражнения для развития зрительного восприятия, отработка постановки кисти руки при вертикальном проведении прямых линий “Дождик”.
  2. Звуки “Д-Дь”, характеристика, слухо-произносительные дифференциации (для мамы - учить: букву называем, как звук).
  3. Игра “Расставь посты”.
  4. Звукобуквенный анализ: “ДИМА”, “ДОМ”, в тетрадях (для мамы – у чить делать правильные интервалы сверху вниз и слева направо).
  5. Игра “Веселые снеговики”, учить совмещать следы правой и левой ступней с соответствующим отпечатком, учить совмещать фигурку снеговика с соответствующим контуром снеговика.
  6. Графический диктант: (для мамы: в случае надобности взять руку ребенка в свою для нахождения нужной точки в тетради).
  7. Релаксация “Пушок”.

Занятие 3

  1. Психогимнастика. Гимнастика мозга (правая рука, левая рука, вместе: кулак-ладошка-кулак).
  2. “Буквы в гости”, Б - гласные, с анализом (закрепление с мамой - буква произносится, как звук), строго под обозначением звука пишем соответствующую букву.
  3. Психогимнастика. Расставь посты”, с музыкальным сопровождением.
  4. Графический диктант в тетрадях (маме в случае необходимости взять руку ребенка в свою для нахождения нужной точки в тетради.
  5. Работа в альбомах на развитие зрительного восприятия: “Найди свой домик”.
  6. Физкультминутка. “Четыре стихии”.
  7. Составление из спичек и плоскостных фигур сюжетной картики по замыслу вместе с мамой.

Занятие 4

  1. Психигимнастика. Развитие зрительного восприятия, гимнастика для глаз “Покатаем глазки по рельсам”.
  2. Слухо-произносительные дифференциации глухих и звонких согласных:: “С” - “З” тактильно-вибрационным способом, вместе с мамой.
  3. Пропевание слоговых песенок: “Ль”, “С”, “К”, “З”. Звукобуквенный анализ, составление схем, чтение этих слов по слоговым песенкам и по кубикам Зайцева.
  4. Психогимнастика. Снятие мышечного напряжения, расслабления кистей рук: “Зимние забавы”, игра на развитие внимания: “Запомни свой домик”.
  5. Штриховка в альбомах в заданном направлениях, одежда по готовым трафаретам.
  6. Релаксация: “Передай снежинку другу”.

Декабрь

Занятие 1

  1. Психогимнастика. Тренировка глазных мышц, формирование зрительного анализатора: “Покатаем глазки по рельсам”.
  2. Звук “Н”, звуко-буквенный синтез “Ноги”, составление звуко-буквенный схемы (для мамы: звук и буква произносятся одинаково, сначала условно обозначаем звук, строго под его обозначением пишем соответствующую букву.
  3. Игра: “Послушный мячик”: развитие мелкой моторики и ориентации в пространстве (Мамае в случае надобности взять руку ребенка в свою).
  4. Физкультминутка. “Фонтан. Расставь посты”
  5. Релаксация “Снежинка”.

Занятие 2

  1. Мобилизирующая психогимнастика. Зеркальное прорисовывание фигур: круг, треугольник. Овал, елочка, домик и т.д.
  2. Звук “С”: определение места звука в словах: сито, колос, автобус, маска, лиса, сумка, каска, с использованием вспомогательной фигурки птички.
  3. Звуко-буквенный анализ слов: сом, сок. Письмо в тетрадях буквы С.
  4. Физкультминутка (релаксационная). Дождевые червячки.
  5. Развитие графических навыков, зрительного внимания в альбомах для штриховки. Физкультминутка (релаксационная) Дождевые червячки.
  6. Работа по кубикам Зайцева. Пропевание слоговых песенок. Напиши вместе с мамой любимое слово. Узнай слово.
  7. Релаксация “Листочек”.

Занятие 3

  1. Психогимнастика. Тренировка глазных мышц. Покатаем глазки по рельсам и на качелях.
  2. Звук и буква “З”. Звуко-буквенный анализ слов: ваза, зубы, козы. Отдифференцировать с родителями термины звук-буква. Физкультминутка “Мыши и кот Леапольд”.
  3. Работа с рассказами по сериям сюжетных картинок “Мурка и рыбки”, ”Катание с горы”.
  4. Настраивающая психогимнастика: кулак-ребро-ладонь.
  5. Работа с кубиками Зайцева. Пропевание слоговых песенок: ВА, ЗА, КА, БА, НА, ТА, МА, МЯ, ДА, РА. Письмо слов: по слоговым песенкам и при помощи кубиков: ваза. Козы, зубы, зонт, замок. Напиши любое слово вместе с мамой по данным слоговым песенкам.
  6. Релаксация. “Листочек”.

Январь

Занятие 1

  1. Психогимнстика. Активизация зрительного и слухового анализаторов. “Слон, сов, перекрестный шаг”.
  2. зимующие птицы. Части тела птиц. Игра “Носик-хвостик”. Чтение по табличкам и слоговым песенкам названий зимующих птиц и частей тела птиц. Физкультминутка. “Колпак мой волшебный”.
  3. 3вуки “Л” - “Ль” дифференциация на слух и в произношении. Обратить внимание родителей на разное звучание мягких и твердых звуков. Пропевание слоговых песенок “Л” и “Ль” вверх, вниз, вразнобой.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Звуко-буквенный анализ в рабочих тетрадях: лава, липа. Пила.
  6. Работа по кубикам Зайцева. Пропевание по слоговым песенкам, составление из кубиков ЗИ-МУ-Ю-ЩИ-Е сорока, ворона, синица, воробей, дятел, галка и т.д.
  7. Релаксация. “Лебеди”.

Февраль

Занятие 1

  1. Психогимнастика. Мобилизующие упражнения на активизацию правого и левого полушарий г-м. Рисование на столе одноименными пальцами обеих рук парного рисунка с закрытыми глазами, то же самое на спине у мамы. Мама угадывает рисунок.
  2. Слухо-произносительные дифференциации звуков “Ш” - “С”, пропевание слоговых песенок Ш, Б, П, К. С, МЬ. Звуко-буквенный анализ слов: шапка, пушка.миска, мишка.
  3. Психогимнастика. Снятие мышечного напряжения, активизация внимания “В зоопарке – лев, мыши, орел, лебедь”.
  4. Работа по кубикам Зайцева. Напиши любимое словечко. Напиши любимое слово. Напиши предложение про зиму вместе с мамой.
  5. Психогимнастика. Мобилизующее упражнение: кулак - ребро - ладонь, с изменением темпа исполнения.
  6. Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации. Рисование сюжетной картинки с использованием геометрических фигур, спичек, крупы, гороха, фасоли.
  7. лексическая тема “Зимующие птицы”, притяжательные прилагательные на -ий. -ья. -ье, -ьи. Игра “Чей носик, чей хвостик”.
  8. Релаксация. Снятие психо-эмоционального напряжения “Пушинка”.

Занятие 2

  1. Психогимнастика. Гимнастика мозга. Кулак – ладонь - пальчики. Пальчики – ладонь - кулак.
  2. Лексическая тема “Посуда” Купите посуду за несколько слов (цвет, величина, назначение, части). Скажешь про посуду красивое словечко, за каждое словечко раскрашивай сердечко”. Развитие моторно-слуховой памяти: задаю ритмический рисунок сама, затем мама, потом ритм пытается задать ребенок. Развитие памяти на линейный ряд, игра “Цепочка”.
  3. Психогимнастика. Развитие координации, слухового восприятия “Четыре стихии”.
  4. Сложи любую посуду. Конструирование различных видов посуды из спичек и крупы.
  5. Угадай посуду по описанию.
  6. Релаксация “Пушок”.

Занятие 3

  1. Психогимнастика. Парные рисунки пальчиками.
  2. Звук “Ж”, полная характеристика, звуко-буквенный анализ слова (жуки), звуко-буквенный анализ слова (жук) с мамой. Гимнастика мозга. Кулак – ладонь - пальчики и наоборот.
  3. Лексическая тема “Посуда”, развитие произвольности. Перечисление посуды, называние ее частей, штриховка контуров по точкам.
  4. Физкультминутка. Игра “Веселые снеговики”.
  5. Развитие памяти на линейный ряд. “Цепочка” на столах.
  6. Работа по кубикам Зайцева. Напиши любимое словечко. Напиши любимую посуду. Напиши любимое имя.

Занятие 4

  1. Психогимнастика. Мобилизующие упражнения. Парные рисунки двумя руками ребенком на спине у мамы и наоборот.
  2. Письмо слов по слоговым пеленкам по замыслу ребенка, закрепление правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И. (Мыши, лыжи, жираф, шина, машина. и т.д., по слоговым песенкам.
  3. Физкультминутка. Вокруг себя повернись.
  4. Слого-звуко-буквенный анализ (жуки, шалаш) ударный слог, определение количества слов, слогов. Звуков, букв.
  5. Психогимнастика. “Четыре стихии” Снятие мышечного напряжения, концентрация внимания.
  6. “Веселый мячик” - слуховой диктант на рабочем полотне в клетку на развитие ориентации на листе бумаги.
  7. Релаксация “Маленький котенок” - передать игрушку по кругу, сказать ласковое слово, пожалеть.

Занятие 2

  1. Психогимнастика. Катаем глазки за колпачком – вверх-вниз. В восьмерки, активизация деятельности обоих полушарий.
  2. Перелетные птицы: назови ласково, (мамы и детки), чтение названий перелетных птиц по табличкам.
  3. Звуки С-Ц. Выделение на слух в начале. Середине и в конце слов, игра “Почта”, слухо-произносительные дифференциации, игры “Дикторы”, “Сигнальщики”.
  4. Физкультминутка. Словесно-жестовое упражнение “Волшебники”.
  5. Упражнения на развитие логического мышления и активизацию внимания: дорисуй логическую таблицу (по двум признакам), нарисуй такую же фигуру по клеточкам (кто успел – заштриховать).
  6. Работа по таблице Зайцева №2 с кубиками. Спой любимую песенку, напиши любимое слово. Игра с кубиками “Эстафета”, “Кто к нам пришел?”

Занятие 3

  1. Психогимнастика. Покатаем глазки по рельсам, покачаем на качелях.
  2. Подбор слов к звуковым схемам: грач, Тима. Синичка, дочка, точка. Чтение этих слов по слоговым песенкам.
  3. Физкультминутка. “Расставь посты” - концентрация внимания с опорой на слово или хлопок.
  4. Составление картинно-графических схем предложений по вопросам. Распространение предложения: однородными подлежащими. Однородными дополнениями, однородными обстоятельствами. Анализ этих предложений.
  5. Релаксация “Факиры”.

Занятие 4

  1. Психогимнастика. Мобилизующие упражнения. Парные рисунки пальчиками на развитие зрительного восприятия: покатаем глазки влево-вправо, вверх-вниз.
  2. Звуки Ч-СЬ, звукобуквенный анализ слов (сито, грач).
  3. Психогимнастика. Развитие внимания “Четыре стихии”.
  4. Графическое моделирование рассказа по серии сюжетных картинок. “Медвежонка потеряли - галчонка не поймали”.
  5. Чтение рассказа.
  6. Релаксация “Листочек”.