Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока.

  1. Учить детей распознавать творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
  2. Формировать умение обосновывать написание окончаний имен прилагательных в данных падежах и правильно их писать.
  3. Развивать умение учащихся думать, рассуждать, делать выводы и обобщения.

Оборудование.

1) Таблицы “Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода”(2).

2) Падежные окончания имен прилагательных (веер).

3) Жетоны за ответы.

4) Рисунок дерева для подведения итогов (у каждого ученика иллюстрации: яблоко, цветок, зелёный листок и жёлтый цветочек).

5) Рисунки хоккейных ворот (3).

6) 3 задания для игры “Забей гол”.

7) Графики – 30 штук с заданиями.

8) Языковая карта (30 штук, состав слова).

9) Таблица гласных букв, обозначающих мягкость согласных.

Рисунки для проведения урока. (Приложение)

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем работать под девизом: “Мы будем помнить каждый миг. Наш лучший друг – родной язык!” (Написано на доске. Читаем хором)

2. Запись числа, классной работы.

Вспоминаем правила посадки при письме.

Обращаем внимание на орфограммы в записи числа и классной работы.

3. Чистописание.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, сделаем грамматическую зарядку.

Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных (е, е, и, ю, я). Какая буква лишняя и почему? – и - (обозначает один звук).

Назовите ей парную гласную, которая обозначает твердость согласной (ы); 1-ю гласную по алфавиту, обозначающую мягкость - е-

Запишем эти буквы: и, ы, е и букву о, обозначающую твердость согласных звуков до середины, а потом соединение с ними с буквой “м” - им, ым, ем, ом.

На доске в 2 столбика записаны словосочетания.

Чтение словосочетаний, запись их в тетрадь, выделение окончаний у прилагательных:

за синим морем о синем небе
с верным другом о сильном морозе

- Посмотрите на доску ещё раз и определите, в каком роде и в каком падеже стоят имена прилагательные 1 в. – в 1 столбике, 2 в. – во 2 столбике. (Дети отвечают)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока, исходя из данных словосочетаний. (Дети называют тему)

4. Сообщение учителем темы и цели урока (обобщение ответов учащихся).

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительной стране “Речь” и одной из ее областей – “Прилагательное” (на стенде карта путешествия, где я отмечаю станции). На этом уроке мы будем знакомиться с особенностями Т.п. и П.п. имен прилагательных мужского и среднего рода.

Наша задача – учиться сопоставлять вопросы и безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и в предложном падежах, учиться различать их и правильно писать.

5. Работа по теме урока. 1-я станция, где мы сделаем остановку “Рассуждай-ка”.

а) Вступительная беседа.

- А как вы думаете, почему мы будем сопоставлять эти падежные формы имен прилагательных?

Дети. В безударных окончаниях имён прилагательных творительного и предложного падежей можно допустить ошибки, спутать эти падежи.

б) Работа с таблицей.

- Посмотрите на таблицу и скажите, на какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в Т. п. и какие у них могут быть окончания? Почему?

Дети. Имена прилагательные мужского и среднего рода в Т. п. отвечают на вопрос, каким? После твердой основы пишется – ым - голубым, а после мягкой основы пишется – им - синим.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в Т.п., какие окончания у них могут быть? Почему? Приведите примеры.

Дети. Имена прилагательные мужского и среднего рода в П. п. отвечают на вопрос, о каком? После твёрдой основы пишется – ом - о жёлтом, а после мягкой основы пишется – ем - о летнем.

в) Вывешиваю вторую таблицу.

Т.п. П.п.
горячим солнцем о горячем солнце
свежим утром о свежем утре
лучшим другом о лучшем друге
блестящим шаром о блестящем шаре

- Посмотрите на словосочетания, данные в таблице и скажите, что общего у всех прилагательных?

Дети. Все имена прилагательные с основой на шипящую.

- Установите закономерность в написании безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Т. и П. падеже с основой на шипящую. Сформулируйте правило.

Дети. У имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на шипящую в Т.п. пишется – им, а в П.п. – ем.

- Каким образом мы будем проверять безударные окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в Т.п. и П.п.?

Дети. Задаём вопрос от существительного к прилагательному, с которым оно связано и по ударному окончанию вопроса выбираем нужное окончание прилагательных в зависимости от основы. Например: цветком, каким? душистым.

6. Первичная проверка понимания нового материала (работа с сигнальными карточками – веером окончаний имён прилагательных).

Следующая станция “Угадай-ка”

- Проверим, как вы поняли новый материал. Я называю словосочетания, а вы показываете окончания, которые напишите в именах прилагательных.

колючим кустарником хорошим другом
о любимом городе о далёком селе
рыжим котом о пахучем ландыше
перед дальним путешествием

- Молодцы! Мы готовы к выполнению письменной работы и следующая станция “Учебная”

7. Работа с учебником.

1) Упр. 306 с. 15.

- Списали 1-е предложение из №2 и сделали полный разбор по членам предложения. Взаимопроверка выполненной работы.

- Комментированное выполнение задания на доске (выписать словосочетания существительное + прилагательное, определить падеж и окончания у прилагательных).

(У доски работают 2 ученика)

Самопроверка.

8. Физкультминутка. Станция “Отдыхай-ка”

9. Выборочный диктант. (1 ученик работает у доски)

- Выписать словосочетания: существительное+прилагательное, связанное с ним, выделить окончание имен прилагательных

- Чтобы не ошибиться в написании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Т. п. и П.п., что нужно делать? (Ответы детей)

Текст

Речка покрыта толстым льдом. Вес тыквы на тёплом юге достигает 90 кг. На скользком камне сидела ящерица. Со звонким шумом бежал ручей. Ребята наблюдали за шустрым зверьком. Поздним вечером мы возвращались в лагерь.

В тетради

Толстым льдом, на тёплом юге, на скользком камне, со звонким шумом, за шустрым зверьком, поздним вечером.

Взаимопроверка.

Морфологический разбор слова “толстым”.

  1. Толстым – имя прил. (каким?)
  2. Н.ф. – толстый
  3. В м.р., в Т.п., в ед.ч.
  4. Второстепенный член – определение.

10. Следующая станция “Поиграй-ка”.

Игра “Забей гол” (прилагается)

Задание: вставить пропущенные окончания у имён прилагательных (за определённое время). За каждый верный ответ в ворота прикрепляется магнит. 3 команды работают с судьями.

Фронтальная проверка.

11. После игры пора и поработать, и следующая станция “Соображай-ка”

Очень важно быстро и верно определять падеж, чтобы верно написать окончание имен существительных и имен прилагательных в диктанте, в изложении… Вашему вниманию предлагается упражнение “График”. За 1 минуту определить падеж прилагательных и построить график (у доски работает 1 ученик).

Дети выполняют задание на карточках (задание прилагается).

Самопроверка по выполненному на доске заданию. Подведение итогов выполненного задания.

12. Задание на дом (по выбору).

Упр. 308.

1 в. – выполняется по заданию.

2 в. – распределить на 2 группы.

13. Работа с языковой картой (состав слова). Аукцион “Кто больше?” За 1-2 минуты напишите как можно больше прилагательных в том же падеже к данному в языковой карте прилагательному. (Языковая карта прилагается)

- В каком падеже стоят все эти прилагательные?

- Какие окончания у этих прилагательных? Почему они разные?

14. Подведение итогов урока. Станция “Итоговая”

- Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно?

- Что было трудным?

- А что интересным?

- Что вы узнали о написании безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Т. п. и П.п.?

- Сегодняшнее путешествие по удивительной стране “Речь” заканчивается. За урок у нас выросло волшебное дерево (на доске прикреплена таблица с иллюстрацией дерева). Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

1) Если урок прошел плодотворно, и вы много из него усвоили и остались довольны, то прикрепите к дереву (или покажите) яблоки.

2) Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепите к дереву цветы (или покажите).

3) Если урок ничего нового вам не принес, прикрепите зелёные листочки (или покажите).

4) А если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то прикрепите, (или покажите) жёлтые листочки.

- Мы говорили с вами на уроке о написании слов. Хочется пожелать вам только добрых слов и закончить урок словами Сергея Островского:

Вслушайся! Вникни! Не позабудь! У слова есть норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть, - слово тебе сотворит добро.