Поговорим о начальной форме глагола. 3-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 3


Цели урока.

  1. Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам.
  2. Научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте, образовывать от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
  3. Привить любовь к чтению, к творчеству А.С. Пушкина.

 Ход урока

1. Работа с печатной тетрадью.

- Прочитайте отрывок в печатной тетради. Найдите глаголы и подчеркните их.

Маленькая-маленькая речка,
Куда бежишь?
Далечко!
Страшно бежать далечко, маленькая речка!

- Обозначь время, число, род и лицо глаголов. Выдели ту часть, которая рассказывает об этих значениях.

Бежишь – наст. вр., ед. ч., 2 лицо.

Бежать - ?

- Можете догадаться, почему ученые назвали эту форму глагола неопределенной формой?

2. Ввод правила.

Действительно, у глагола в неопределенной форме нельзя определить ни время, ни лицо, ни число, поэтому ученые назвали эту форму глагола – неопределенной.

3. Работа с правилом.

4. Первичное закрепление.

- Из какого произведения эти строчки? Кто автор?

Подчеркни глаголы в неопределенной форме. Как отличишь их?

Какие два из них отвечают не на тот вопрос, что другие?

Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…
“Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами…
…Царица злая…
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей…
Весть царевну в глушь лесную
И, связав, оставить там,
На съедение волкам.

- Замени устаревшую форму глагола “ весть” современной.

- Понаблюдай, на что оканчиваются подчеркнутые глаголы.

- Назови эту примету начальной формы глагола.

5. Работа с памяткой.

- Поработай с глаголами: хохотать, погубить, оставить.

Образуй и запиши форму прошедшего времени женского рода.

Действуй по памятке:

  1. Поставь ? к неопред. ф.
  2. Поставь ? нужной формы.
  3. Назови …
   1 2 3
Погубить что сделать? что сделала? погубила
Хохотать      
Оставить      

 - Проверяем! За какой частью слова внимательно следим? (За приставкой)

6. Домашняя работа.

Подобрать и записать 5 предложений с глаголами неопределенной формы, используя пословицы и поговорки.

7. Итог урока.

Какое задание на уроке было самое интересное?

Какие секреты неопределенной формы тебе открылись?

На какие вопросы она может отвечать?

Закончите фразу глаголом в неопределенной форме:

Больше всего я люблю …