Цели урока.
Ход урока
1. Работа с печатной тетрадью.
- Прочитайте отрывок в печатной тетради. Найдите глаголы и подчеркните их.
Маленькая-маленькая речка,
Куда бежишь?
Далечко!
Страшно бежать далечко, маленькая речка!
- Обозначь время, число, род и лицо глаголов. Выдели ту часть, которая рассказывает об этих значениях.
Бежишь – наст. вр., ед. ч., 2 лицо.
Бежать - ?
- Можете догадаться, почему ученые назвали эту форму глагола неопределенной формой?
2. Ввод правила.
Действительно, у глагола в неопределенной форме нельзя определить ни время, ни лицо, ни число, поэтому ученые назвали эту форму глагола – неопределенной.
3. Работа с правилом.
4. Первичное закрепление.
- Из какого произведения эти строчки? Кто автор?
Подчеркни глаголы в неопределенной форме. Как отличишь их?
Какие два из них отвечают не на тот вопрос, что другие?
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…
“Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами…
…Царица злая…
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей…
Весть царевну в глушь лесную
И, связав, оставить там,
На съедение волкам.
- Замени устаревшую форму глагола “ весть” современной.
- Понаблюдай, на что оканчиваются подчеркнутые глаголы.
- Назови эту примету начальной формы глагола.
5. Работа с памяткой.
- Поработай с глаголами: хохотать, погубить, оставить.
Образуй и запиши форму прошедшего времени женского рода.
Действуй по памятке:
- Поставь ? к неопред. ф.
- Поставь ? нужной формы.
- Назови …
1 | 2 | 3 | |
Погубить | что сделать? | что сделала? | погубила |
Хохотать | |||
Оставить |
- Проверяем! За какой частью слова внимательно следим? (За приставкой)
6. Домашняя работа.
Подобрать и записать 5 предложений с глаголами неопределенной формы, используя пословицы и поговорки.
7. Итог урока.
Какое задание на уроке было самое интересное?
Какие секреты неопределенной формы тебе открылись?
На какие вопросы она может отвечать?
Закончите фразу глаголом в неопределенной форме:
Больше всего я люблю …