Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у учащихся знаний, умений, навыков в настоящее время являются одними из центральных в практике обучения. Если цель обучения определяет, что должен знать, уметь обучаемый, то задачи обучения отвечают на вопрос, как двигаться к цели.
Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).
Понятие “таксономия” было предложено швейцарским ботаником О.Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений.
В рамках образовательной технологии Б.Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б.Блум и Д.Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).
Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:
- знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);
- понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
- применение;
- анализ (взаимосвязей, принципов построения);
- синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
- оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).
Цель | Содержание | Задания |
Знание | Знать определение понятий:
раствор, насыщенный и ненасыщенный раствор,
массовая доля растворённого вещества, анализ,
синтез, растворимость. Знать физические и химические свойства воды, способы её очистки и применение. |
1) Раствор - это …система,
состоящая из молекул … и частиц … вещества,
между которыми происходят … и … взаимодействия. 2) Массовая доля растворённого вещества - это отношение массы … к массе … . Напишите формулу для нахождения массовой доли растворённого вещества. 3) С какими из перечисленных веществ взаимодействует Н2О: Na, Au, CaO, H2, O2, SO3. Напишите уравнения осуществимых реакций. 4) Приведите примеры различных способов очистки воды от примесей. |
Понимание | Понимать, что такое раствор,
растворитель, растворённое вещество. Объяснять чем "насыщенный" раствор отличается от "концентрированного". Объяснять как при помощи анализа и синтеза можно доказать качественный и количественный состав воды. |
1) Чем раствор отличается от
суспензии и эмульсии? 2) При открывании бутылки с кока-колой наблюдается бурное выделение газа. Чем это можно объяснить? 3) В чём заключается очистка питьевой воды? 4) Полезно ли пить дистиллированную воду? |
Применение | Уметь приготовить раствор с
определённой массовой долей растворённого
вещества. Уметь наблюдать и описывать физические и химические свойства воды. Исследовать свойства воды и делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов. Экономное и бережное отношение к использованию пресной воды в быту. |
1) Приготовьте 200 г 5%-го раствора
поваренной соли. 2) Какие примеси можно отделить от воды с помощью: а) фильтровальной бумаги; б) делительной воронки; в) дистиллятора. 3) Приведите примеры реакций разложения, соединения и замещения с участием воды. 4) Как узнать, не пробуя на вкус, какой раствор сахара более сладкий: а) приготовленный из 250 г воды и 50 г сахара; или б) приготовленный из 50 г воды и 10 г сахара. |
Анализ | Уметь сравнивать состав основных и кислотных оксидов, выявлять общие и существенные признаки сходства и различия, классифицировать объекты на основании существенных признаков. | При взаимодействии воды с
оксидами могут образовываться: а) кислоты; б) щёлочи. Приведите примеры уравнений химических реакций на каждый случай. Какие оксиды участвуют в данных реакциях? |
Синтез | Уметь предлагать эксперимент, позволяющий доказать качественный и количественный состав воды и на основании полученных данных вывести её химическую формулу. | Рассчитайте, в каких массовых отношениях реагируют водород с кислородом при получении 180 мл воды. |
Оценка | Понимать значение воды для жизни
на Земле, её использование в быту, в
промышленности, в сельском хозяйстве и т.д. Понимание необходимости сохранения чистой воды, охраны её и рационального использования. |
Население Земли составляет 7 млр. человек. Рассчитайте сколько пресной воды люди выпивают за год, если в сутки человек выпивает 1,5 л воды. |