Тема урока: Древний Восток
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Востока;
- продолжить формирование умений работать с исторической картой, усваивать информацию по текстам учебной и дополнительной литературы, обобщать, высказывать свою точку зрения;
- развивать умение работать в группах и коллективе;
- развитие познавательного интереса к урокам истории.
Оборудование: настенная карта «Рост территории государств в древности», атласы, «чудесный ларец» – чай, сахар, буквы алфавита, фигурки шахмат, компас, изображение цифр, слайды «Достижение культуры стран Древнего Востока».
Учитель. Ребята, сегодня мы проводим урок-игру «Древний Восток»! Вы вспомните материал, который мы изучали по теме «Древний Восток».
Предлагаю вашему вниманию конкурсы, из которых будет состоять наша игра.
Учитель разъясняет как будет проходить игра. В игре участвует две команды по 6 человек по жребию из числа учеников класса. Зрители – остальные ребята класса.
Ведущий задает вопросы командам, следит за временем. Игру команд оценивает жюри.
- «Неизвестная страна»
- «Памятники древней архитектуры»
- «Чудесная шкатулка»
- «Знаешь ли ты религию древних?»
- «Было или не было?»
- «О ком идет речь?»
Неизвестная страна
Задание дается каждой команде, соперники могут ответить и получить дополнительный бал, если команда не смогла дать верный ответ.
О какой стране идет речь? Назовите страну, найдите на атласе и покажите на настенной карте.
I
Эта страна расположена в северо-восточной Африке, где простираются огромные пустыни. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. (Египет)
II
Страна расположена в Западной Азии между двумя большими реками – Евфратом и Тигром. Разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища и загоны для скота. (Двуречье)
III
Эта страна расположена в Южной Азии. Берега ее с запада, востока и юга омывает Индийский Океан, с Севера ее границей служат Гималаи, самые высокие горы в мире. (Индия)
IV
Страна расположена в Восточной Азии. По территории этой страны протекают две реки: на севере – Желтая река (Хуанхэ), на Юге – Голубая река (Янцзы). (Китай)
Памятники древней архитектуры
Учитель. Ребята сейчас вы увидите слайды с изображениями памятников культуры стран Древнего Востока. Вам нужно будет определить: к каким странам относятся эти памятники.
- Пирамида фараона Хеопса (Египет);
- Большой сфинкс (Египет);
- Висячие сады Семирамиды (Вавилон);
- Ворота богини Иштар (Вавилон);
- Великая Китайская стена (Китай).
Чудесная шкатулка
Ведущий поочередно вынимает из шкатулки предмет или его изображение, учащиеся определяют, к какой стране относится данное изображение:
- Компас (Китай)
- Шахматы (Индия)
- Буквы финикийского алфавита (Финикия)
- Изображение арабских цифр (Индия)
- Чай (Китай)
- Бумага (Китай)
- Сахар (Индия)
Знаешь ли ты религию древних
Учащиеся определяют: о каких богах идет речь? В какой стране им поклонялись?
- Бог Солнца – Амон Ра (Египет)
- Маат – богиня правды (Египет)
- Сет – бог пустыни (Египет)
- Анубис – бог подземного царства мертвых (Египет)
- Шамаш – бог Солнца (Двуречье)
- Син – бог Луны (Двуречье)
- Эа – бог воды (Двуречье)
- Брахма (Индия)
Было или не было
Каждая команда получает карточку с приведенными ниже ответами и чистый листок с номерами вопросов, напротив которых они должны вписать ответы. Время для ответов ограничивается. Выигрывает тот, кто сумеет дать наибольшее количество верных ответов.
1. Было ли около 3-его тысячелетия до н.э.
…. Постройка пирамиды Хеопса в Египте;
….Образование единого государства в Египте; (да)
…. Троянская война.
2. Было ли в 2-ом тысячелетии до н.э.
….. Правление Хаммурапи в Вавилонии;
…. Царство Давида и Соломона в Палестине.
…. Образование первых государств в Китае и Греции. (да)
3. Было ли около 1500г. до н.э.
…. Гибель критского государства;
.... Завоевания фараона Тутмоса III; (да)
…. Образование первых государств в Египте и Двуречье.
4. Было ли около 2600г до н.э.
.... постройка пирамиды Хеопса; (да)
…. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии;
…. Появление древнейших городов Индии.
5. Был ли Тутмос III
…. Царем Вавилонии;
…. фараоном Египта; (да)
…. Царем Ассирии.
О ком идет речь
Командам раздаются тексты, которые нужно прочитать и правильно ответить на вопрос.
I
Войско фараона … отправилось в поход, путь ему преграждали горы. Вельможи предостерегали: «К крепости можно добраться через ущелье, но путь этот слишком опасен. Лучше пойти в обход».
Но … сказал: «Я выбираю кратчайший путь, чтобы внезапно напасть на врагов». Египетское войско быстро прошло ущелье и сразилось с неприятелем на поле у самой крепости. Фараон мчался впереди на колеснице, золотом сверкавшей на солнце. Противники не выдержали натиска и бежали в город… (из египетской летописи) (Тутмос III)
II
Царь Египта, которому царь Ассирии, отец, мой родитель, нанес поражение и страной которого, он овладел, забыл мощь Ашшура и великих богов, моих владык, доверился собственным силам, пошел на наместников, которых отец, мой родитель, поставил в Египте… Гонец прибыл в Ниневию и сделал мне об этом сообщение. Из-за этих событий разгневалось мое сердце и разожглось мое нутро. Я … двинул мои величавые боевые силы … и направил поход на Египет. (Ашшурбанапал)
III
Он говорил: «Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости.
Благородный человек лишен тревоги и боязни – ведь коли не найдешь внутри себя изъяна, о чем тревожиться, чего бояться? Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.
Богатство – это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность – то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, – в этом тоже заключается радость.» (Конфуций)
Подведение итогов
Жюри ведет подсчет баллов и объявляет итоги игры. Награждение победителей и участников.
Литература
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира, М.: Просвещение, 2007.
- Виноградова Н.А., Дмитриева Н.А. Искусство древнего мира. М., 1983.
- Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987.