Тема урока "Древний Восток". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тема урока: Древний Восток

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Востока;
  • продолжить формирование умений работать с исторической картой, усваивать информацию по текстам учебной и дополнительной литературы, обобщать, высказывать свою точку зрения;
  • развивать умение работать в группах и коллективе;
  • развитие познавательного интереса к урокам истории.

Оборудование: настенная карта «Рост территории государств в древности», атласы, «чудесный ларец» – чай, сахар, буквы алфавита, фигурки шахмат, компас, изображение цифр, слайды «Достижение культуры стран Древнего Востока».

Учитель. Ребята, сегодня мы проводим урок-игру «Древний Восток»! Вы вспомните материал, который мы изучали по теме «Древний Восток».

Предлагаю вашему вниманию конкурсы, из которых будет состоять наша игра.

Учитель разъясняет как будет проходить игра. В игре участвует две команды по 6 человек по жребию из числа учеников класса. Зрители – остальные ребята класса.

Ведущий задает вопросы командам, следит за временем. Игру команд оценивает жюри.

  1. «Неизвестная страна»
  2. «Памятники древней архитектуры»
  3. «Чудесная шкатулка»
  4. «Знаешь ли ты религию древних?»
  5. «Было или не было?»
  6. «О ком идет речь?»

Неизвестная страна

Задание дается каждой команде, соперники могут ответить и получить дополнительный бал, если команда не смогла дать верный ответ.

О какой стране идет речь? Назовите страну, найдите на атласе и покажите на настенной карте.

I

Эта страна расположена в северо-восточной Африке, где простираются огромные пустыни. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. (Египет)

II

Страна расположена в Западной Азии между двумя большими реками – Евфратом и Тигром. Разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на  селения и пастбища, снося и жилища и загоны для скота. (Двуречье)

III

Эта страна расположена в Южной Азии. Берега ее с запада, востока и юга омывает Индийский Океан, с Севера ее границей служат Гималаи, самые высокие горы в мире.  (Индия)

IV

Страна расположена в Восточной Азии. По территории этой страны протекают две реки: на севере – Желтая река (Хуанхэ),  на Юге – Голубая река (Янцзы). (Китай)

Памятники древней архитектуры

Учитель. Ребята сейчас вы увидите слайды с изображениями памятников культуры стран Древнего Востока. Вам нужно будет определить: к каким странам относятся эти памятники.

  • Пирамида фараона Хеопса (Египет);
  • Большой сфинкс (Египет);
  • Висячие сады Семирамиды (Вавилон);
  • Ворота богини Иштар (Вавилон);
  • Великая Китайская стена (Китай).

Чудесная шкатулка

Ведущий поочередно вынимает из шкатулки предмет или его изображение, учащиеся определяют, к какой стране относится данное изображение:

  • Компас (Китай)
  • Шахматы (Индия)
  • Буквы финикийского алфавита (Финикия)
  • Изображение арабских цифр (Индия)
  • Чай (Китай)
  • Бумага (Китай)
  • Сахар (Индия)

Знаешь ли ты религию древних

Учащиеся определяют: о каких богах идет речь? В какой стране им поклонялись?

  • Бог Солнца – Амон Ра (Египет)
  • Маат – богиня правды (Египет)
  • Сет – бог пустыни (Египет)
  • Анубис – бог подземного царства мертвых (Египет)
  • Шамаш – бог Солнца (Двуречье)
  • Син – бог Луны (Двуречье)
  • Эа – бог воды (Двуречье)
  • Брахма (Индия)

Было или не было

Каждая команда получает карточку с приведенными ниже ответами и чистый листок с номерами вопросов, напротив которых они должны вписать ответы. Время для ответов ограничивается. Выигрывает тот, кто сумеет дать наибольшее количество верных ответов.

1. Было ли около 3-его тысячелетия до н.э.

…. Постройка пирамиды Хеопса в Египте;

….Образование единого государства в Египте; (да)

…. Троянская война.

2. Было ли в 2-ом тысячелетии до н.э.

….. Правление Хаммурапи в Вавилонии;

…. Царство Давида и Соломона в Палестине.

…. Образование первых государств в Китае и Греции. (да)

3. Было ли около 1500г. до н.э.

…. Гибель критского государства;

.... Завоевания фараона Тутмоса III; (да)

…. Образование первых государств в Египте и Двуречье.

4. Было ли около 2600г до н.э.

.... постройка пирамиды Хеопса; (да)

…. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии;

…. Появление древнейших городов Индии.

5. Был ли Тутмос III

….  Царем Вавилонии;

…. фараоном Египта; (да)

…. Царем Ассирии.

О ком идет речь

Командам раздаются тексты, которые нужно прочитать и правильно ответить на вопрос.

I

Войско фараона … отправилось в поход, путь ему преграждали  горы. Вельможи предостерегали: «К крепости можно добраться через ущелье, но путь этот слишком опасен. Лучше пойти в обход».

Но … сказал: «Я выбираю кратчайший путь, чтобы внезапно напасть на врагов». Египетское войско быстро прошло ущелье и сразилось с неприятелем на поле у самой крепости. Фараон мчался впереди на колеснице, золотом сверкавшей на солнце. Противники не выдержали натиска и бежали в город… (из египетской летописи) (Тутмос III)

II

Царь Египта, которому царь Ассирии, отец, мой родитель, нанес поражение и страной которого, он овладел, забыл мощь Ашшура и великих богов, моих владык, доверился собственным силам, пошел на наместников, которых отец, мой родитель, поставил в Египте…  Гонец прибыл в Ниневию и сделал мне об этом сообщение. Из-за этих событий разгневалось мое сердце и разожглось мое нутро. Я … двинул мои величавые боевые  силы … и направил поход на Египет. (Ашшурбанапал)

III

Он говорил: «Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости.

Благородный человек лишен тревоги и боязни – ведь коли не найдешь внутри себя изъяна, о чем тревожиться, чего бояться? Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.

Богатство – это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность – то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, – в этом тоже заключается радость.» (Конфуций)

Подведение итогов

Жюри ведет подсчет баллов и объявляет итоги игры. Награждение победителей и участников.

Литература

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира, М.: Просвещение, 2007.
  2. Виноградова Н.А., Дмитриева Н.А. Искусство древнего мира. М., 1983.
  3. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987.