Вступительное слово:
В течение года у нас функционирует разновозрастная группа, дети 6-7 года жизни. Дети относятся к старшему дошкольному возрасту, и это значительно упрощает подготовку и проведение занятий. В нашем случае, т.к. детей подготовительной группы преобладает и по результатам проведенной диагностики в начале года, то занятия большей частью ориентируется на этот возраст. И смежный возраст детей позволяет нам более полно решить программные задачи и для одной подгруппы, и для другой.
Решение образовательно-воспитательных задач в смешанной группе осуществляется с учетом особенностей обучения детей разного возраста в форме занятий трех типов:
1) Занятие со всеми детьми по одному разделу
обучения, но с разным программным содержанием
для возрастных подгрупп (все рисуют или
рассказывают по картинке и т. п.).
2) Занятие со всеми детьми, но по разным разделам
обучения для подгрупп (одна подгруппа рисует,
другая занимается математикой).
3) Занятие с одной возрастной подгруппой (другая
подгруппа самостоятельно играет или готовится к
прогулке).
Особенности организации и методики проведения занятий со всеми детьми по одному разделу программы
Занятия с детьми разных возрастных подгрупп по
одному разделу программы, являются основной
формой организации обучения в смешанных группах
и широко распространены в нашей практике.
Важным условием, прежде всего, является
правильное определение основной темы.
Намеченная тема занятия обязательно
конкретизируется для каждой возрастной
подгруппы.
Сразу со всеми детьми начинаются большинство занятий по одному разделу и общей теме обучения (рассматривание и рассказывание по одной картине; чтение и рассказывание педагогом одного произведения, рисование или лепка по сюжету одной сказки др.).
Целесообразность одновременного включения всех детей в такого рода занятия очевидна, так как на них организуется однотипная деятельность разных подгрупп, и воспитатель может дать общие указания. При этом обучающие указания должны быть краткими и четкими. В одних случаях воспитатель в двух- трех словах говорит о предстоящем занятии и предлагает всем послушать его рассказ, чтение или рассмотреть картину, для того чтобы потом самим рассказывать, что на ней нарисовано; одновременно подчеркивается своеобразие цели для детей разных подгрупп (особенно важно выделить цель для более старших детей)
например:
- Младшая подгруппа – описывать предметы, называя характерные признаки, пересказывать содержание картины по вопросам воспитателя.
- Старшая подгруппа – уточняют и расширяют ответы младших и последовательно рассказывают об изображенном на картине без помощи воспитателя.
В этом случае речь и действия старших выступают в качестве своеобразного образца.
Вопросы и задания разной степени сложности должны чередоваться между собой, чтобы в каждый момент занятия все дети были активны. И естественно, к детям разного возраста предъявляются, и разные речевые задачи.
На других занятиях: по рисованию, лепке и другим
продуктивным деятельностям, при одновременном
объяснении темы, задач и способов действия надо
постепенно раскрывать их некоторое своеобразие
для детей разного возраста, начиная с младшей
подгруппой. Указания младшей подгруппе в
какой-то степени являются составной частью
последующего объяснения для старших. Это с
самого начала позволяет активизировать всю
группу и до минимума сократить ожидание старшими
детьми возможности приступить к работе.
На занятиях продуктивной деятельности мы
создаем такие условия, при которых одинаковое
задание упрощается или усложняется в
зависимости от задач обучения и возраста детей.
Например: Аппликация на тему «Весенние цветы»
- Младшая подгруппа – учатся вырезать цветы и листья из квадратов и прямоугольников, закрепляют умения вырезывание округлых форм путем закругления углов, сложенной гармошкой; развивать композиционные умения.
- Старшая подгруппа – задача усложняется – дети знакомятся с новым видом аппликации – торцеванием (серединку у нарцисса – дети делаю из гофрированной бумаги – способом торцевание)
Занятия, которые начинаются одновременно со всеми детьми, заканчиваются по подгруппам. Первыми заканчивают дети младшей подгруппы, затем через 5-10 минут завершают работу дети старшей подгруппы.
На занятиях по конструированию ставиться задача, соорудить одну и ту же постройку, но по-разному:
Например, все строят мост,
- младшей подгруппы – такой, какой построил педагог, в качестве образца,
- а дети старшей подгруппы – такой высоты, чтобы под ним могла проехать игрушечная машинка.
Вот таким образом решаются образовательно-воспитательные задачи в нашей разновозрастной группе, и конечно учитываются возрастные особенности каждой подгруппы и каждого ребенка в целом.
Еще существуют два типа занятий, которые можно использовать в группах более контрастных возрастов.
2) Занятие со всеми детьми, но по разным разделам обучения для подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой).
Занятия проводятся с подразделением детей лишь на две подгруппы, даже при наличии в группе детей с 2-3 до 7 лет. В зависимости от задач в этом случае в одной подгруппе могут объединяться только младшие дети (от 2-3 до 4 лет) или младшие и средние (от 2-3 до 5 лет), в другой – остальные. Как правило, занятие с младшими детьми ведет воспитатель, так как малыши не могут еще сколько-нибудь долго заниматься самостоятельно, а занятия со старшей подгруппой обычно основаны на хорошо знакомом материале и самостоятельной деятельности детей. Например, с младшими детьми воспитатель проводит занятие по развитию математических представлений, а старшие в это время рисуют по замыслу или по какой-нибудь знакомой сказке под руководством помощника воспитателя.
3) Занятие с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа самостоятельно играет или готовится к прогулке).
Такие занятия обычно проводятся в часы, отведенные в режиме дня для обучения, но иногда эти занятия (в форме дидактических игр, наблюдений, чтения художественной литературы и т.д.) могут быть организованы и в часы самостоятельной деятельности детей. Чтобы свободные от занятий дети долго не оставались без достаточного внимания педагога, занятия с одной подгруппой не должны быть длительными. Это вполне возможно, так как занимается небольшая часть группы и воспитателю удается осуществить программные задачи за более короткий срок с наиболее достижимым индивидуальным подходом.