«Ребёнок по своей природе – пытливый
исследователь,открыватель мира.
Так пусть перед ним открывается чудесный мир в
живых красках,
ярких и трепетных звуках, в сказке, игре,
творчестве, красоте»
В.А Сухомлинский.
Природа оказывает важное влияние на
формирование личности. Вырастут ли дети
экологически грамотными, зависит от нас
взрослых. Именно взрослые могут научить детей не
только брать у природы, но и заботиться, охранять
и приумножать её богатства. Много лет я работаю
по воспитанию экологической грамотности у
дошкольников. Могу сказать, что воспитание
экологически правильного отношения к природе
может быть полноценно лишь в том случае, если
работать в тесном взаимодействии с семьёй.
Постоянная забота к природе, любовь ко всему
живому возникнет у детей лишь тогда, когда
ежедневно перед ними будет пример экологически
правильного отношения взрослых. Ведь дети берут
пример во всем с нас.
Для приобщения родителей к экологическому воспитанию детей, использую разные формы взаимодействия:
- Консультации.
- Круглые столы.
- Экологические тренинги.
- Природоохранные акции.
- Фотовыставки.
- Выставки поделок из природного материала.
- Экологическую газету «Наш дом – природа».
- Экологические досуги (КВН, викторины, спектакли, развлечения)
Экологические досуги – это результат совместной деятельности детей, родителей, воспитателя, музыкального руководителя. Совместная подготовка к праздникам родителей и детей, будь это придумывание эмблемы, девиза, создание образа, заучивание стихотворения, способствует формированию у детей инициативы, повышает самооценку ребёнка, создает в семье микроклимат доверия, понимания, взаимоуважения и сотрудничества. Родители, принимая участие в досуговых мероприятиях, имеют возможность видеть своего ребёнка в обществе сверстников, наблюдать за динамикой его развития. Досуговая деятельность способствует созданию весёлого настроения у всех участников, повышает интерес детей и взрослых к экологии, объединяет всех участников.
Предлагаю вашему вниманию семейную викторину «Этот удивительный мир» в подготовительной группе.
Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их психологического и эмоционального сближения.
Задачи:
- Повышать интерес родителей к экологическому образованию детей.
- Способствовать развитию творческой активности детей, умению мыслить, анализировать.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Материал к викторине: лекарственные
растения в пакетах (ромашка, сосновые почки,
чабрец, подорожник); коробка с двумя отверстиями
сбоку для игры «Угадай, что в коробке», природный
материал для игры – шишка, камень, ракушка,
грецкий орех; магнитофонная запись с голосами
животных; картинки с изображением
представителей животного мира; листы ватмана,
фломастеры, восковые мелки, карандаши; для
оформления зала мягкие игрушки, рисунки детей;
фишки, сигнальные карточки, грамоты,
поощрительные призы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущая:
Лесная тишь полна чудес.
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка – это лес.
Ты эту сказку сохрани:
Не рви, не мни и не спугни.
– Дорогие дети, уважаемые взрослые, мы рады
приветствовать вас на нашей викторине «Этот
удивительный мир». Сегодня в викторине примут
участие семейные команды, давайте
поприветствуем их.
(команды входят под торжественную музыку,
садятся за столы, ведущая представляет
участников)
- Семейная команда 1
- Семейная команда 2
- Семейная команда 3
- Семейная команда 4
Окружающий мир природы невозможно представить без деревьев, цветов, птиц, насекомых. Всё это нас окружает повсюду: в лесу, по дороге в детский сад, в парке, во дворе, в квартире. Природа всегда рядом с нами. И то, сколько она сможет нас радовать, зависит от нас людей, от нашего отношения к ней.
Ребёнок:
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобой родились
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей.
Ведущая: В природе множество загадок и чудес, сегодня мы постараемся некоторые из них отгадать. Но ведь у нас игра, а в каждой игре есть правила, послушайте правила нашей игры.
- Обсуждать вопрос командой.
- Внимательно слушать ведущего.
- Пользоваться сигнальной карточкой, если готов ответ.
Оценивать правильность ответа будетжюри
(ведущая представляет жюри). За правильный ответ
команда получит фишку, у кого будет больше фишек,
то и станет победителем.
Ведущая: Начинаем нашу викторину. Каждая команда
дома придумала название своей команды, эмблему и
девиз. Наш первый конкурс «Домашнее
задание». Вам слово участники! (команды
отвечают)
Ведущая: Молодцы! Хорошо потрудились
дома! А сейчас 2 конкурс «Разминка».
Каждой команде я буду задавать вопросы, ваша задача правильно на них ответить.
- В какое время года опадают листья?
- Плоды, какого дерева любят белки?
- Сколько ног у паука?
- Чем покрыта река зимой?
- Как называются листья у хвойных деревьев?
- Какой кустарник называют «дикой розой»?
- Какую птицу называют доктором леса?
- Как называется книга, куда записывают исчезающих животных?
Ведущая: Хорошо вы отвечали и нисколько не скучали!
Ребёнок:
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
Леса Красноярского края очень богаты, в них произрастают разные виды деревьев и кустарников. Почти все растения обладают целебными свойствами. Наш следующий конкурс «Лесная угадайка». Каждой команде необходимо по внешнему виду, запаху определить лекарственное растение и рассказать о его лечебных свойствах, способах применения. (Лекарственные растения: ромашка, сосновые почки, подорожник, чабрец).
Ведущая: Пока команды готовятся, у меня загадки о растениях к болельщикам.
- «Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок». (Лиственница)
- «Длинноногие сестрички, вышли стайкой на лужок, словно снег у них реснички, и как солнышко глазок». (Ромашка)
- «Как зовут меня, скажи, часто прячусь я во ржи, скромный, полевой цветок, синеглазый…» (Василёк)
- «Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облетела голова». (Одуванчик)
- «Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти. Нагнись, солдатик у дороги готов на помощь всем прийти». (Подорожник)
- «Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят бусы эти дети, птицы и медведи». (Малина)
- «У забора живет, никого не признает, не собака, а кусается, и погладить не даёт». (Крапива)
Ведущая: Наши команды готовы отвечать (команды отвечают). Замечательные знания о лекарственных растениях. А сейчас для всех музыкальная пауза.
Песня «Мой щенок»
Ведущая: А сейчас мы предоставим слово жюри. (жюри называет количество набранных фишек). Наша викторина продолжается следующий конкурс «Угадай, что в коробке». Для этого конкурса нужен 1 представитель от каждой команды. Ваша задача, определить на ощупь, что находится в коробке». (участники поочередно выполняют задание). Молодцы! А сейчас для всех стихотворение «Слышишь – не наслышишься».
Ребёнок:
«Слышишь – не наслышишься гомоном лесным,
Дышишь – не надышишься воздухом родным.
От земли, от травушки он летит звеня,
Каждая былиночка здесь тебе родня.
Рядом с нею, ласковой, ты рождён и рос,
У зелёной ёлочки и седых берёз.
Прохожу я по лесу и дышу полней.
Нет мне чище воздуха Родины моей».
Ведущая: Наша викторина продолжается, следующий конкурс «Лесные звуки». Для каждой команды прозвучит запись с голосами представителей животного мира. Ваша задача – определить кто это?
- Жужжит пчела, рычит лев, хрюкает свинья.
- Мяукают котята, лает собака, кричит обезьяна.
- Воркуют голуби, воют собаки, квакают лягушки.
- Звенит комар, ржёт конь, гогочет гусь.
Музыкальная пауза «Танец цветов»
Ведущая: Следующий конкурс «Угадай, кто это?». Каждая команда получит конверт, где находится картинка с изображением представителей животного мира. Командам необходимо с помощью жестов, мимики изобразить того, кто на картинке. Участники других команд определяют. В этом конкурсе жюри оценивает быстроту и правильность ответа, а также артистические данные. Пока команды готовятся, мы поиграем с болельщиками. Сейчас мы попробуем составить стихотворение, я буду начинать, а вы продолжите, называя животное в рифму.
Игра с болельщиками
«Прекрасный день», – сказал… (олень, тюлень)
«Но дождь пойдёт», – сказал… (енот)
«Тут нет, мой друг», – сказал … (верблюд)
«Пойду в вагон», – ворчит … (питон)
«Не торопись», – сказала… (рысь)
«А я боюсь», – захныкал … (гусь)
«Ты всех смешишь», – сказала… (мышь)
«Игре конец», – сказал… (скворец).
Ведущая: Команды готовы отвечать! Жюри оценивает.
Ребёнок:
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.
На планете мы останемся одни.
Ведущая: Наш последний конкурс для участников «Нарисуйте плакат в защитуприроды». Пока команды рисуют, для болельщиков хитрые загадки.
В чаще голову задрав, воет с голоду… (волк)
Дочерей и сыновей учит хрюкать… (свинья)
Кря-кря сказав через камыш, идёт к реке купаться… (утка)
Любит драку, похож на собаку… (волк)
Кто в малине знает толк, косолапый, бурый… (медведь)
Ведущая: Понравились загадки? А наши команды уже закончили. (Команды представляют свои работы). Наша викторина «Этот удивительный мир» подошла к концу. Сейчас мы предоставляем слово членам жюри.
(Жюри объявляет победителя, все участники награждаются грамотами и поощрительными призами).
Литература:
- Грехова Л.И. В союзе с природой. Москва-Ставрополь, 2000.
- Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания. Волгоград, 2006.