Коллеги, в контексте данной темы хочу напомнить вам достаточно известные слова А.С.Макаренко:
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов, и у меня многие учились».
А.С.Макаренко
В понятие «молодой педагог», или «начинающий педагог» каждый вкладывает свой смысл. В одних случаях начинающими педагогами мы называем выпускников образовательных учреждений, работающих первые 3-5 лет. В других – педагогов до тридцатилетнего возраста. В третьих – специалистов, пришедших в ДОУ из других сфер профессиональной деятельности, например учителей. Но при всей условности вычленения временных рамок этой социально-профессиональной общности, отчетливо вырисовываются особенности этапа вхождения в профессию как этапа становления позиции, делающей человека субъектом собственной жизнедеятельности. Современное дошкольное образование остро нуждается в педагогах, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогической деятельности, новые условия профессиональной деятельности.
Путь развития и превращения в профессионала – это очень нелегкий путь. Перед нами встал вопрос: как добиться ощущения каждым педагогом, что он не просто “идет на службу”, а “идет на работу своей жизни”. Ведь только в этом случае педагог сможет постоянно работать над собой и пытаться развиваться все больше и больше.
Наш Детский сад открылся после реконструкции 4 декабря 2009года. Педагогический коллектив, обеспечивающий развитие и воспитание детей, состоит из 28 педагогов: 21 – воспитатели; 4 – специалисты; 3 – административный состав. Качественный состав педагогов представлен на слайдах.
Из 21 педагога – 57 % педагогов имеют стаж работы менее 5 лет; с высшей категорией 1 педагог, с 1 квалификационной категорией – 7, со 2 квалиф. категорией – 4, без категории – 16.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. Мы понимаем, от того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в нашем дошкольном учреждении или найдет себя в другой сфере деятельности.
Из результатов анализа качественного состава кадров, насущных потребностей дошкольного учреждения, находящемся в начальной стадии развития, в профессиональных педагогах, задач по формированию начинающего педагогического коллектива, активный поиск эффективных форм работы с педагогами привели нас к созданию клуба начинающих педагогов «По ступенькам – к успеху».
Клуб ставит своей целью:
- помощь молодым педагогам в адаптации к профессиональной деятельности, к новому коллективу,
- удовлетворение потребности начинающих педагогов в непрерывном образовании и оказание им помощи в преодолении различных затруднений,
- планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей
- начинающего педагога,
- утверждение в правильности своего профессионального выбора,
- увлечение молодых педагогов их профессиональной деятельностью,
- ознакомление с современными педагогическими приемами и технологиями, овладение коммуникативной культурой.
Деятельность клуба строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы:
- Принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов, несмотря на возраст
- Принцип системности – непрерывности образования, накопления опыта;
- Принцип многоуровневой дифференциации – организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.
Работа в клубе предполагает овладение средствами и способами самовоспитания и самообразования. К ним относятся: и работа с книгой, и решение педагогических и психологических задач, и выполнение специальных упражнений, и педагогическая саморегуляция.
Занятия клуба проводятся не менее 2 раз в месяц по необходимости. Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ.
Перед составлением плана работы клуба начинающих педагогов были выявлены трудности в работе начинающих педагогов. Основная причина трудностей – психологическая. Происходит несовпадение реальной жизни с представлениями и ожиданиями, возникают сомнения в своем профессионализме.
На данный момент в нашем дошкольном учреждении работают 8 молодых специалистов, выпускники учебных заведений, и 6 педагогов – учителя разного возраста, не имеющие опыта работы с дошкольниками. Для выявления условий развития и реализации начинающих педагогов, путей образования нами была проведена экспресс-диагностика. Для педагогов пришедших из учебных заведений и для педагогов пришедших в ДОУ из других сфер профессиональной деятельности трудности заключались в организации любой деятельности детей, незнание программы по которой работает дошкольное учреждение, отсутствие практики, недостаточность свободы, давление авторитета опытного педагога. С учетом возникающих затруднений в ходе работы педагогов в содержание занятий клуба в течение года вносятся необходимые коррективы. Содержание занятий клуба разбито на блоки.
Большое значение в работе педагогов оказывает осознание ими собственных индивидуальных возможностей. Низкая самооценка не стимулирует педагогический процесс. С целью организации работы по самопознанию и раскрытию внутренних ресурсов педагогов, осознание собственных индивидуальных возможностей и раскрытию внутренних ресурсов начинающих педагогов были направлены занятия первого блока«Познай себя», руководителем которого является педагог-психолог. Так, педагог-психолог сначала предлагает молодому специалисту шуточный тест, а потом с ним проводит беседу, о том, как он оценивает себя как педагога в реальности и каким видит себя в идеале. Такой тест, несмотря на кажущуюся юмористическую направленность, позволяет определить одно из самых важных качеств для молодого специалиста – его "педагогическую стрессоустойчивость".
Педагог-психолог изучает личность молодого специалиста, выявляет положительные и отрицательные свойства характера. Для анализа личностной сферы используются следующие методики: тест Айзенка (определяется тип темперамента), тест фигур (раскрывается типология личности), социометрии (устанавливается социометрический статус) и т. д.
Степень практической подготовленности
отслеживается в результате наблюдений за
организацией воспитательно-образовательного
процесса в группе. По результатам
психологической диагностики на занятиях в клубе
педагог-психолог проводит с молодыми
специалистами консультации, коррекционные и
развивающие тренинги, деловые игры. В итоге
первого блока педагогами был выбран девиз
«Поддержим – поможем – научим» и в соответствии
с этим эмблема клуба «По ступенькам – к успеху».
Содержание занятий в блоке «Познаю и творю»
определено программой «Детство» в соответствии
с которой мы работаем, а это овладение педагогами
субъект-субъектной позицией взаимодействия, и
конечно, теми затруднениями, с которыми
столкнулись наши начинающие педагоги в
организации жизнедеятельности детей, в целях
повышения педагогического мастерства
начинающих педагогов, стимулирования
творческого потенциала педагогов, повышения
престижа педагогической профессии, а также
выявления талантливых начинающих педагогов.
Старший воспитатель с самого первого дня занятий в клубе ориентирует педагогов на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания. Одна из основных функций старшего воспитателя на занятиях этого блока– оказание помощи в организации педагогического процесса.
Мы понимаем, что привлечь современных молодых
педагогов к активному овладению профессией на
занятиях в клубе «По ступенькам – к успеху»
непросто.
Поэтому в работе клуба использовались
наиболее активные и эффективные современные
формы образования педагогов, которые
способствуют развитию у них познавательного
интереса к профессии, активному освоению приемов
работы с детьми и их родителями, оказывают
положительное влияние на рост
профессиональной значимости.
В рамках работы клуба проведенысеминар –
брифинга на тему «Психологическое развитие
дошкольника», позволившим максимально
активизировать воспитателей как в процессе
подготовки к семинару, так и в самом занятии, при
обсуждении проблемных вопросов.
Брейнсторминг на тему «Игра и развитие
личности дошкольника» активизировал
воспитателей на оптимальные профессиональные
решения на основе анализа искусственно
созданных педагогических ситуаций. На занятии по
данной теме раскрывались вопросы организации и
руководства творческими играми детей,
играми-драматизациями, особенностями
проведения дидактических игр.
Наиболее успешной считаем такую форму работы с
начинающими педагогами как мастер-класс,
который проведен мною по теме «Развитие
творческих способностей и фантазии дошкольников
в изобразительной деятельности средствами
технологии пальцеграфии».
Разнообразные формы работы с молодыми
специалистами оказали положительное
влияние на совершенствование профессиональной
деятельности педагогов.
В настоящее время реализовано содержание
второго блока работы клуба, заключительным
этапом которого явилось проведение майского
«Аукциона педагогических идей». Здесь
педагоги имели возможность
продемонстрировать свои умения, приобрести
компакт-диск или видео презентацию по
развитию творческих способностей дошкольников и
другие материалы, которые помогут им в работе.
Следующим этапом работы клуба будет реализация блока «Умею сам, научу других», который позволит начинающим педагогам поднявшись на ступеньку педагогического мастерства, не только учиться у других, но и делиться своим опытом работы. Основной задачей блока «Умею сам, научу других» является развитие особого внимания к навыкам практического применения полученных педагогом знаний. Недостаточное владение этими навыками заставляет новичка заняться самообразованием.
Хочется верить, что занятия в клубе «По ступенькам к успеху» обеспечат более легкую адаптацию в профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной жизнедеятельности, выработку своего собственного стиля для комфортного нахождения в профессии.