Задача современной школы состоит не столько в вооружении своих учеников знаниями, сколько в формировании добывать, приобретать эти знания на протяжении своей жизни.
Чтобы учащиеся по окончании школы обладали в полной мере способностью работать с информацией, необходимо постепенно из года в год формировать у них следующие умения и навыки:
- находить требующуюся информацию в различных источниках, осознанно её считывать;
- критически осмысливать информацию, понимать её суть, цель изложения;
- систематизировать информацию по заданным признакам;
- видоизменять объём, форму, знаковую систему информации;
- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против»;
- устанавливать связи между информационными сообщениями, находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних информационных потоков»;
Научить этим умениям можно, если в школе создана информационно-образовательная среда.
Для этого необходимо компьютеризировать школьные кабинеты, иметь выход в ИНТЕРНЕТ, обеспечивать всем учащимся с младших классов возможности осваивать основы работы с компьютерной техникой, овладевать основами медиакультуры, интернет-технологиями, компьютерной графикой и дизайном. Работа школьников совместно с педагогами по созданию школьных сайтов, газет, видеофильмов, реализация телекоммуникационных проектов: дистанционное образование, электронный библиотечный каталог, тестирование по различным вопросам школьной программы, общение со сверстниками из других стран создает благоприятную среду для формирования умений и навыков работы с информацией.
Процесс формирования у учащихся информационных умений и навыков необходимо контролировать, определяя успешность работы учащихся. Для этого в нашем Центре образования осуществляется стартовый, промежуточный, итоговый контроль в следующих формах:
- устные и письменные задания, проверяющие отдельные этапы работы с информацией (навыки беглого осознанного чтения, умение конспектировать найденную информацию, перерабатывать информацию: сокращать, выделять главные моменты, которые необходимо сохранить в памяти;
- деловые игры по различным предметам;
- устные интервью, письменные анкетирования;
- анализ тематических презентаций и сайтов;
- презентация проектов, видеофильмов на итоговой аттестации в качестве альтернативных форм сдачи экзаменов;
Выбор форм контроля осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня развития у них интеллектуальных учебных умений, их медицинских показателей. В каждом классе заполняется карта динамики работы учащихся с информацией.
Карта динамики работы учащихся с информацией
№ | 1 |
Фамилия | Иванов Сергей |
Группа здоровья | 1 |
Учебная мотивация | в |
Техника чтения | в |
Развитие речи | в/с |
Развитие памяти и внимания | в |
Развитие мыслительных операций (анализ.обобщение, синтез) | в |
Навыки работы на компьютере | с |
Умение работать со справочной литературой | в |
Умение конспектировать | с |
Творческое представление информации | в |
Критическая оценка результатов работы | н |
Уровень самостоятельности работы | с |
Условные обозначения: в – высокий
уровень, с – средний уровень, н
– низкий уровень
Исследования второй половины xx века подтвердили
индивидуально-личностную специфику восприятия
информации. В 1083 году Гарднер констатировал, что
все люди ,сталкиваясь с проблемными ситуациями
используют 7 типов мыслительных способностей:
- лингвистический (поэты)
- логико-математический (ученые-естественники)
- музыкальный (композиторы)
- пространственный (скульпторы, летчики)
- телесно-кинестический (танцоры, атлеты)
- интерперсональный (учитель)
- интаперсональный (люди с точным взглядом на себя)
Различия учащихся по восприятию информации
необходимо учитывать при оценке их работы.
На конференциях, при проведении итоговой
аттестации учитель оценивает защиту реферата,
проекта по следующим позициям:
- демонстрация понимания проблемы, собственная формулировка цели и задач проекта, выбранного пути решения;
- аргументация выбранного способа решения проблемы;
- анализ хода поиска решения;
- анализ влияния различных факторов на ход работы;
- самоанализ успешности и результативности решения проблемы;
При промежуточной оценке уровень успешности определяется набранными баллами:
«5» баллов – ученик проявил творчество в
работе, мыслит образно, умеет работать с
различными источниками и видами информации,
выполнял задание самостоятельно, не прибегая
к помощи
«4» балла – ученик использовал приемы, которые
применяли другие учащиеся.1-2 раза прибегал к
помощи учителя
«3» балла – ученик мыслит продуктивно, но
работает по шаблону. 3-4 раза обращался за помощью
к учителю, имеет проблемы с систематизацией и
оформлением работы
«2» балла – ученик воспроизводит информацию
механически, на всех этапах работает только под
руководством учителя
«1» балл – ученик может работать только вместе с
учителем по особой методике, так как слабо
владеет речью, обладает низким уровнем всех
мыслительных операций
Предварительная обязательная работа, которая
систематически проводится с учащимися перед
проверкой ЗУН по работе с информацией, включает
обучение правилам запоминания и хранения
информации (как запомнить правило, выучить
формулу. Как работать со словарем, атласом и т.д.)
Некоторые примеры упражнений по формированию
навыков работы с информацией:
После изучения темы:
1.
- Какой план изложения темы выбрал автор?
- Известны ли вам другие источники. В которых эти вопросы изложены более строго?
- Какие места вам показались наиболее сложными?
- Не можете ли вы в некоторых местах упростить изложение, дать иное доказательство (иное изложение проблемы)?
- Как можно представить результаты для лучшего восприятия?
2.
Творческие задания:
- Постройте алгоритм (программу решения проблемы);
- Подготовьте сообщение с опорой на мультимедиа-презентацию, включающую наименование разделов выступления и основных тезисов,иллюстрации ,звуковое сопровождение;
По результатам анкетирования выпускников ГОУ ЦО № 1471 в 2010-2011 учебном году были получены следующие данные:
- При чтении учащиеся запоминают 35% информации, при конспектировании – 70%;
- 60% учащихся сталкиваются с необходимостью самостоятельно изучать новый материал. При этом справляются с такой работой только половина учащихся. Другая половина отмечает ,что не всякий материал доступен для самостоятельного освоения;
- 10% выпускников не могут правильно оформить полученную информацию (правильно расположить, озаглавить, составить план, привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения;
- 2% испытывают трудности при чтении;
Такие данные позволяют оценить результаты деятельности школы по формированию навыков работы с информацией, наметить совместные пути сотрудничества учителей, психологической службы школы, родителей и учащихся по повышению качества знаний школьников.
Список используемой литературы.
- Бухвалов В.А. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества» М. «Педагогический поиск» 2002 год
- Педагогическая лоция – приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование» 2002-2003 год
- Сериков В.В. «Образование и личность» М. «Логос» 1999 год
- Сборник «Мониторинг функционального состояния здоровья школьников» М. «МИОО».2004год
- Чернявская А.П. «Педагогическая техника в работе учителя» М. «Педагогический поиск» 2002 год
- Якушина Е.В. «Интернет для школьников и начинающих пользователей» М. «Аквариум» 1997 год