Игра по окружающему миру "Встреча с осенью". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока:

Обобщить знания об изменениях, происходящих в природе осенью.

Задачи урока:

  • Развивать внимание, быстроту, смекалку, память, логическое мышление, речь;
  • Развивать познавательную активность в изучении предметов “литературное чтение” и окружающий мир;
  • Выявить способных учащихся по окружающему миру в параллели 4 классов;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, наблюдательность.

Ход урока

Организационный момент.

У нас сегодня не просто игра, а игра – встреча. С кем, отгадайте:

Стих. Е. Трутневой.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы идём во двор-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть это
Улетает наше лето! [1]

У нас сегодня встреча команд классов с Осенью. Мы покажем свои знания Осени, ответим на вопросы и зададим ей свои. Проявим быстроту, смекалку. Будем вести себя в соответствии с нормами вежливой беседы.

Осень:

Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Осенние сады и парки?
Я пришла на встречу к вам.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.

Дети:

Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы осень спросим:
Что в подарок принесла? [1]

Осень:

Принесла осенние листочки
Я в подарок тем ребятам, кто знаком со мной давно.

Я задам вопросы, вы ответите на них и получите листочек. Кто больше получит листочков, того ждёт снимок на память со мной. Итак, в путь.

Ведущий:

Встреча у нас пойдёт по плану.

1. “Осень”

Об осени пишут стихи, песни, рассказы, музыкальные произведения, картины. Посмотрите и скажите, одинаковая ли осень?

У осени 4 периода: ранняя, золотая, глубокая и предзимье. Выберите один из периодов осени и расскажите о ней. А мы послушаем, чей рассказ интересней. Кому больше аплодисментов, тот и лучше. (Выбирает Осень и жюри)

2. “Весёлые фантазёры”

Сказки можно прочитать,
Лучше – сказки сочинять.
Фантазируем умело,
Принимаемся за дело.

Я говорю начало, а вы продолжайте.

Наступила осень, с деревьев все листья облетели…

На обдумывание 1 минута.

(Выбирает Осень лучшую фантазию) [1]

3. Всегда ли вы согласны?

Вот вам “Несогласные рассуждалки”

Днём всегда светло.

У всех деревьев есть листья.

Если закаляться, то никогда не заболеешь.

Вы можете опровергнуть их или дать своё подтверждение.

(Выбирает Осень и жюри)

4. “Лесные закорючки”

Все команды отвечают на вопрос. Можно оспаривать ответ.

Выбирается лучший ответ.

– Почему с деревьев опадают листья?

(На черешке с наступлением холодов образуется пробковый слой, который перекрывает доступ питания в листья)

– Что такое “заморозки”?

(Понижение резкое температуры после тепла)

– В книге С. Ивченко “Загадка Цинхоны” приводится курьёзный случай: “Как-то раз в Сибирь поздней осенью приехал мало сведущий в лесном деле ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

– Это хвойный лес?

– Хвойный.

– А где хвоя?

– Опала.

– По чьей вине?

– Природы.

– Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.” [3]

5. “Полевая академия”

Все команды отвечают на вопрос. Можно оспаривать ответ.

Выбирается лучший ответ.

  • Почему хлеб причисляется к чуду, к величайшему изобретению человечества?
  • Почему горох считался раньше царём на полях крестьян?
  • Почему огурец называют “Огородной лианой”?

[2]

6. “Осенний танец”

Танцуют игроки. У кого листочка не останется, тот выходит. Остаётся победитель. Он на этой встрече приносит ещё один листочек команде.

7. “Жалобы лесные” Объясните, от кого мне поступила жалоба и правдива ли она. Какой выход вы найдёте в данной ситуации?

  • Ох, не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать меня или любить.

(Это сова. С 1964 года в РСФСР совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые способны уничтожать тонны зерна за лето.)

  • На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывают столько легенд и небылиц о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей непохожи. Но мы друзья человека, а не враги. Что нам делать? Ведь мы такими уродились? Обижают нас часто.

(Летучая мышь)

  • Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

(Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут. А вот и лишний раз брать в руки жабу нежелательно.) [3]

8. “Доскажи и объясни пословицу”

Составьте пословицы и объясните их:

  • В сентябре одна ягодка, да и та – горькая рябина.
  • Плачет октябрь холодными слезами.
  • В ноябре зима с осенью борется. [4]

9. “Оригинальный вопрос”

Задайте вопрос Осени. Отвечает Осень. За самый лучший получите листочек. На обдумывание 1 минута.

Игра со зрителями:

  • Назовите поэтов, которые воспевали в своих стихах осень?
  • Принято на Руси грозиться: “Я тебе покажу, где раки зимуют?” Так где же раки зимуют?
  • В природе всё взаимосвязано. Как вы это понимаете? Приведите примеры таких взаимодействий в природе, как животные-растения, животные-животные, животные-человек.
  • Какие птицы первыми улетают на юг?
  • Как называется процесс смены летней шерсти на густой мех? [2]

Итог:

Подведём итоги. Сколько листочков у команд?

Сделаем снимок на память.

Понравилась ли встреча со мной?

Что вы мне пожелаете?

У меня немало срочных дел.
Лесное царство проверить нужно.
Как перелётные – летят на юг ли дружно?
А кто остался, досыта ль поел?
Должна медведям подыскать берлоги,
В шубейки зимние зверей переодеть,
У зайцев испытать на скорость ноги,
Деревьев корни листьями согреть,
У хомячка проверить кладовую,
Узнать, не запустил ли дятел нос,
Отправить барсука на боковую
И приказать чтоб лес зимой не рос,
Проверить, сколько ягоды осталось,
И небо напоследок протереть…
Добавить осени деньков хотя бы малость!... [1]

Вот сколько дел!

Спасибо всем за встречу! Приятных осенних дней!

До свидания!

Литература:

  1. Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы/авт.-сост. Г.Н. Решетникова, Н. И. Стрельников. – Волгоград:Учитель, 2008.-264 с.
  2. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы./ авт.-сост. О. Н. Пупышева – М.: ВАКО, 2010. – 144 с.
  3. Занимательная математика, русский язык и окружающий мир в начальной школе / Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 286 с.
  4. Четыре времени года. Приметы, загадки, пословицы, стихотворения. / В.Г. Ермолаева – М.: “Ювента”, 2006. – 64 с.