Сущность интереса как общего феномена и социального явления в его объективно-субъективном основании. В нём отражается объективная действительность, из которой человек выбирает то, что является для него ценным и значимым. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Всё, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности, но далеко не всё становится его интересом. А лишь то, что для него имеет необходимость и значимость.
В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которым составляет основное назначение учения. Отсюда следует, что в сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес направлен на познание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности, в которой происходит оперирование уже приобретенными способами учения, овладение новыми и их совершенствование.
В самом общем определении, познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это обстоятельство позволяет нам говорить, что познавательный интерес можно рассматривать как интерес к предмету познания и нам вполне возможно интерпретировать его как интерес к изобразительной деятельности.
Интерес к изобразительной деятельности подростков – это наличие органического сплава интеллектуальных и эмоционально – волевых процессов, обращенных не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания знаний, к процессу осуществления деятельности, в которой происходит оперирование уже приобретенными способами учения, овладение новыми и их совершенствование.
Художественно-творческая деятельность рассматривается как важнейшее условие эффективного эвристического мышления, определяющий его созидательную сущность. Концептуальные основы эвристического обучения соприкасаются с теорией творчества, теорией интеллектуальных способностей, творческим развитием и саморазвитием, творческим потенциалом, способностями личности, креативностью и концепциями одаренности.
Творческий потенциал учащихся – это внутренние личностные возможности, проявляющиеся в творческой деятельности, которые включают: уровень развития художественно-образного, творческого мышления, художественно – творческую направленность и творческую мотивацию, проявляющуюся в стремлении овладеть новыми знаниями и умениями в определенном виде творческой деятельности, способности к творческой самореализации.
Художественно-творческое развитие личности – процесс, включающий формирование активного художественного восприятия (эмоциональная отзывчивость, широкое ассоциативное поле), под воздействием системы воспитания.
ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Обозначенная педагогическая технология характеризуется поэтапной алгоритмизацией и носит характер воспроизводимости, восполнимости и вариативности.
1. Поисково-стимулирующий этап
включает постановку и решение творческих задач:
задачи-вопросы причинно-следственного,
поискового характера: «Инверсия», «Суд», «Спор»,
экспресс-анализ этюдов и зарисовок, составление
карты страны «Изобразилии», «Продолжи
живописную строчку» и пр.
Подобные творческие задачи предлагается решать
в форме коллективных проектов. Цель данного
этапа – развитие воображения, творческого
мышления, проективных умений.
2. Импровизационно-эвристический этап характеризуется выполнением творческих заданий в форме индивидуальных проектов. Это задания различных видов творческого характера: сочинение сказки и представление иллюстраций к ней, «рисование метафор», «построчное рисование любимых стихов», составление комплекта «кодированных рисунков» для разгадывания загадок, рисование сказочных кроссвордов, ребусов и пр. данный этап направлен на развитие самостоятельности, эстетического восприятия, развитие познавательной и творческой деятельности, способности к эмоционально-живописному изложению мысли и содержания, например, построчное рисование любимых произведений и стихов.
3. Творческий этап связан с разработкой подростками творческих проектов, которые выполнялись на уроках изобразительной деятельности в форме индивидуальных проектов, групповых проектов, коллективных проектов.
Учащимся предоставлялось право выбора формы и вида проекта:
– драматизация нарисованных сказов и
рассказов;
– составление атласа великих произведений;
– оформление опорных картинок для малышей по
усвоению знаний, творческих умений;
– составление атласа репродукций.
Цели данного этапа: формирование умения организовывать, выполнять, контролировать и оценивать собственную работу и одноклассников, умение презентировать проективный замысел.
4. Рефлексивный этап предусматривает самоанализ достигнутых результатов, оценку собственных достижений, творческих продуктов в виде проекта, связанного с изобразительной деятельностью, интереса к изобразительной деятельности.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
В качестве творческих задач мы предлагали следующие:
1.1. Задачи на формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний подростками художественных и живописных образов:
- сравнить различное изобразительное воплощение персонажей и нарисовать их словесный, а затем рисуночный портрет;
- на основе предложенного учащимся изображения памятника И.А.Крылову на экране и предложить учащимся отыскать на предложенных репродукциях рисунки и иллюстрации Крылова к басням;
- акцентирование на этической стороне замысла авторов произведений и предложить подросткам нарисовать иллюстрации к выбранному произведению;
- сравнение различных способов изобразительного воплощения одного и того же сюжета;
- изобразительное воплощение собственного сочинения живописного полотна.
1.2. Задачи на цветовое моделирование:
- выбор цветовой композиции из предложенных учителем цветов;
- предложить стать художником и с помощью волшебных цветов нарисовать музыку своими придуманными цветами; завершить сказку в цветовом решении;
- в красках зафиксировать процесс движения какого-либо явления (ветер, буря и пр.);
1.3. Задачи на осознание связей, существующих между литературой и музыкой, между живописью и литературой, между музыкой и живописью:
- как живопись помогает познать литературу?
- как рисунок обогащает слово?
- как живопись помогает услышать музыку?