Комментарий: Выпускной бал. Для каждого ребенка, было написано стихотворение только о нем. Признание и пожелание!
В последние годы количество геперактивных детей катастрофически выросло – педагоги бьют тревогу. Современные интенсивные формы воспитания детей, рост психоэмоциональных перегрузок, ухудшение социальных тенденций в обществе» – все это способствует нарастанию нервно-психических отношений и нарушений поведения у детей» Это ошибка общества. А ошибка педагога.
Ссора, и наказывается только Он. Ссора и опять
ОН.
И дети уже знают, в любом случае будет наказан ОН!
Что делать?
Что делали бы вы? Защищались. Способ? По
эффективней.
А какой выбор у ребенка с шестилетним жизненным
опытом? Только оборона, для сохранения своего «Я»
ОН знает, что другие о НЕМ знают: нервный,
агрессивный, плохой. Слышит в беседе с ЕГО
мамой о какой-то преобладающей моторной
неловкости, рассеянности, импульсивности, и, все
эти слова хоть непонятные, но плохие потому, что
огорчают МАМУ.
В такой среде ОН постоянно ждал от сверстников и
взрослых агрессии, обидчивости, не попытку
разрешить, подсказать, помочь… и ЕГО, еще
формирующее, познающее, обучающее поведение,
определили к категории агрессивной устоявшейся
форме!
Практически все дети ссорятся, дерутся,
обзываются. Но! Если ведется работа, тогда с
усвоением правил и норм поведения, эти
непосредственные проявления детской агрессии
уходят, уступая место более спокойным формам
поведения.
И вот ОН в новом коллективе. Зажим
психологический, физический, эмоциональный. А
самое страшное, ОНничего хорошего от новых
отношений не ждет.Знает – привлечение к себе
внимания сверстников, закончится его наказанием.
А игра-тестирование показала:
– у ребенка нет наличия враждебных действий,
направленных на вербальную или физическую
агрессию,
– в игре-ситуации ОН принимает боль и
сострадание сверстника, находит миролюбивые и
конструктивные решения.
И вот первая ссора.
Виноваты Оба. Еще ссора. Опять виноват не
только ОН!
Шок, и у ребенка, и у меня!
– Почему она не обвинила одного меня?
– Почему такая благодарность во взгляде на мое,
все-таки замечание?
Да, его – Дениса – заметили! Слушают и
слышат. Но страх остается «не спугнуть
слаживающиеся отношения!»
В какой же коллектив попал Денис?
Мы уже «подготовишки»
Наше моральное воспитание посвящено,
формированию положительного отношения к другим.
Я очень боялась, что оборона, которую «брал» с
собой ребенок, будет расценена как детьми, так и
взрослыми – устоявшейся чертой характера.
Но! В нашем коллективе этого не
произошло. С каждым переходом на высшую ступень
морально-нравственного воспитания, в группе,
появлялись правила.
Первое и главное – отвечает на вопрос: «Зачем
мы ходим в детский сад?
– Дружить – чтобы став взрослым, Я мог
гуманно и доброжелательно укреплять отношения
не только в семье, но и между государствами.
– Слова« Не хочу» «Не могу» – для малышей, а Япридерживаюсь
понятия «Надо!»
– Если все-таки произошла ссора, решать ее надо
не предметом, который у меня в руках, а словами,
но, это правило для тех, кто еще не вырос.
– Каждой игрушке свое место, чтобы мой и твой
друг знал, где ее взять.
– Человек старшего дошкольного возраста слово «можно»
произносит редко, ведь он уже анализирует –
мысли, действия, поступки.
На определенных временных отрезках создается
такаяситуация, когда можно сделать «срез»,
анализ поставленных задач, «Становление
моральных и нравственных основ личности»
Конкретнаякартинка взаимодействия детей.
В группе новенькая. Девочка с больными
ногами.
Не испугались! Приняли! Только появилось еще одно
правило:
– Если со мной Настенька, или я рядом с ней
буду эталоном, образцом, регулятором
поведения.
(Со слов мамы) … дочка расцвела. Стала открытой, с
удовольствием ходим в детский сад, появились
друзья, а после того, как поставили ее в
танцевальный номер и, уверенность»
Денис очень трепетно стал относиться к Насте.
Пример:
– коррекционная игра, требующая не только
единства мнений, взглядов, но и, движений. Из
множества частей – одно целое «собери слона» где
каждый ребенок одна из его частей.
Денис не играет, боится за несогласованность в
действиях.
Уже третий день пошел, как мы играем, а он никак. А
тут Настенька вернулась из санатория. И…
Непонятно как, но она «ухо», дети, « нога» « хвост»
« брюхо».
Жду реакцию на сложившуюся обстановку.
Вот и произошло то самой ч у д о, которое я
ждала от методов и способовморально-нравственного
воспитания.
Увидев в игре Настю, Денис стал рядом.
– Я буду вторым «ухом»! Держись за меня!
И слон благополучно вышел на лесную поляну.
Вывод? Ответственность за д р у г о г о,
уверенность в д р у г о м ! Все говорило о том,
что Денис стал доверять сверстникам, а они ему.
Очень не хочется говорить о следующей ситуации,
но…
И Денису, и детям, и мне намного было бы легче идти
к поставленной цели вместе с
педагогом-напарником. Для подтверждения
собственного мнения «плохой» она опросила узких
специалистов и вынесла вердикт «неисправимый»
Что мы делали?
Каждый день убеждались, что вокруг нас – д р у з
ь я, что ошибаться можно, что игра создает
положительную атмосферу не только в среде, но и в
душе. И замечательно, что существуют правила,
которые позволяют зафиксировать взаимодействия
со сверстником, что играя, можно обратиться к
воспитателю по имени, как к другу, что в беседе с
педагогом,мама улыбается и звучат такие
знакомые слова – добрый, отзывчивый,
успешно осваивает нормы и правила
общественного поведения.
А что Денис,овладевает и применяет
моральную саморегуляцию, может соотносить
собственное поведение, видит образец поведения и
стремится подражать достойным примерам.
Еще одна конкретная картинка.
Коррекционная игра «злой дракон» где добро
побеждает зло. Дракон погибнет, если в доме будут
звучать добрые слова.
Коробки в группе уже два дня, дети в них «живут»
играют.
Выбрав удобный момент – начинаю.
– Вы гномики в домиках?
– Да!
На слова «В нашем царстве беда» Денис вылез и
коробки.
– Это плохая игра.
За ним вышли еще несколько детей. Иришка, Даниил и
Настенька остались. Не прерывая игры продолжаю.
– Дракон не выносит ласковых слов, добрых
отношений…
– Ну! И чего вы сидите? – не выдержал Денис.
– Говорите друг другу хорошие слова.
Но дети в коробках смотрели, улыбались и не
воспринимали меня как злодея.
А вот Денис испугался, он быстро залез к Насте в
коробку и стал успокаивать ее, самыми красивыми и
добрыми словами, которые он только знал. После
игры я спросила Дениса:
– Ты зачем залез к Насте? Мы же играли?!
И вот результат нашего с Денисом труда.
– Я понял, а вот Настенька – нет, она могла
испугаться!
Сейчас у Дениса есть друзья. С огромным
удовольствием мы слышим, как с ним советуются,
делятся игрушками и событиями.
Еще немного и будет хороший лидер.
Счастливого пути!!!