Цели урока:
- закреплять умение решать задачи изученных типов,
- совершенствовать вычислительные навыки,
- развивать умение рассуждать, анализировать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, лист для самооценки “Шкала знаний”, разрезные геометрические фигуры для работы в группах, карточки – задания для работы в парах, цветные карточки – задания для дифференцированной работы, компьютер, медиапроектор, презентация, диск с презентацией (Приложение 1).
Ход урока
I. Орг. момент.
Психологический настрой. < Слайд 2> (Приложение 1):
– Что вас удивляет в жизни? Удивление встречает нас часто. А моё удивление вызывает солнце. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом. В душе наступает покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль. Оно наполнило сердце добротой и любовью.
ВСЕ:
Свет солнца в ладони возьму
И к сердцу я приложу.
И станет вокруг всё добрее,
Нежнее, светлее, милее.
– Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок, а работать мы будем под девизом:
В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного,
Будем думать и считать
И о многом узнавать. < Слайд 3> (Приложение 1).
II. Объявление темы урока, постановка целей.
< Слайд 4> (Приложение 1).Учитель объявляет тему урока.
– Какие задачи поставим перед собой по теме урока? (Закреплять умение решать задачи, повторить приёмы сложения и вычитания двузначных чисел, закреплять умение читать числовые выражения, решать неравенства). < Слайд 5> (Приложение 1).
– Положите перед собой лист самооценки и отметьте уровень своих знаний на начало урока. < Слайд 6> (Приложение 1).
Лист самооценки
Начало урока |
Конец урока |
||
Знаю всё |
Знаю всё |
||
Знаю, но не всё |
Знаний стало больше |
||
Знаю мало |
Ничего нового не узнал |
||
Ничего не знаю |
Могу рассказать другим |
III. Основная часть.
Геометрическое задание, работа в группах.
– Я предлагаю сегодня провести урок в необычной форме. Мы с вами отправимся в космическое путешествие к созвездию Цифирия. Прежде чем мы пересядем на большой корабль, нам необходимо выполнить геометрическое задание. < Слайд 7> (Приложение 1).
– Посмотрите на ракету, назовите, какие геометрические фигуры вы видите. (Трапеция, треугольник, прямоугольник, круг).
– Сейчас вы выполните задание в группах. Из предложенных вам геометрических фигур сложите прямоугольник, измерите его длину и ширину. Но прежде чем работать в группах, вспомним правила работы в группе. < Слайд 8> (Приложение 1).
Правила работы в группе:
По окончании работы учитель предлагает детям перевернуть прямоугольник и прочитать пословицу на обратной стороне: “Математике учиться – всегда пригодится”. Дети рассуждают, почему так говорят.
– Теперь мы можем пересесть на большой корабль и отправиться в путешествие. Посмотрите на путёвой лист. < Слайд 9> (Приложение 1):
Устный счёт. < Слайд 10> (Приложение 1).
– Вам для разминки приготовили устный счёт. (Дети показывают ответы на веерах).
- Первый множитель 5, второй множитель 4. Чему равно произведение?
- Увеличьте 7 на 30.
- На сколько 40 больше 20?
- На сколько 10 меньше 40?
- Делимое 18, делитель 2. Чему равно частное?
- Чему равен первый множитель, если произведение 12, а второй множитель равен 4?
- Увеличьте 70 на 5.
- Уменьшить 54 на 4.
Минутка чистописания. < Слайд 11, 12> (Приложение 1):
– Планета Чистописание в гости всех нас ждёт. Предлагаю вам задание: прочитайте числа (12, 15, 18, 14, 30), найдите лишнее. (14). Почему? (Все числа делятся на 3, а 14 – нет).
Дети записывают в тетрадях число 14.
Задание на сравнение, работа в парах. < Слайд 13, 14> (Приложение 1):
– Продолжаем наше путешествие и попадаем на Ледяную планету. Но что это?! Посмотрите, кто-то до нас уже здесь был и как загрязнил планету. Весь мусор необходимо убрать. Давайте поможем решить эту проблему < Слайд 13, 14> (Приложение 1).
– Сравните, поставьте знаки <, >, =. (Дети работают в парах).
2 дм 5 см … 24 см | 53 см … 5 дм 4 см |
47 см … 7 дм 4 см | 7 м 6 дм … 60 дм |
З дм 8 см … 40 см | 65 см … 7 дм |
Физминутка. < Слайд 15, 16> (Приложение 1).
Выполняется зрительная гимнастика.
– Сели на места, закрыли глазки. Космический ветер гладит вам волосы, щёки, яркое солнышко улыбается, светит над кораблём. Космическая музыка помогла восстановить нам силы.
Решение задач.
– Мы попали на Оранжевую планету, но здесь пираты. Чтобы они не взяли нас в плен, нам нужно решить задачи. < Слайд 17> (Приложение 1).
Дети повторяют схему решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. < Слайд 18> (Приложение 1).
На > +
На < -
После чего дети устно решают задачу < Слайд 19, 20, 21> (Приложение 1):
1. На космодроме 32 ракеты, а летающих тарелок меньше. Сколько летающих тарелок на космодроме? (Дети говорят о том, что не хватает данных в условии, это не задача).
2. На космодроме 32 ракеты, а летающих тарелок на 2 меньше. (Нет вопроса, это не задача).
3. На космодроме 32 ракеты, а летающих тарелок на 2 меньше. Сколько летающих тарелок на космодроме?
Далее один учащийся получает индивидуальное занятие у доски, решение задачи:
Звездочёт насчитал в одном созвездии 24 звезды, а в другом на 6 больше. Сколько всего звёзд в двух созвездиях?
Все учащиеся решают задачу < Слайд 22> (Приложение 1):
На одном космодроме 10 космических кораблей, на другом на 15 больше. А на третьем столько, сколько на одном и другом вместе. Сколько космических кораблей на третьем космодроме?
Физминутка < Слайд 23> (Приложение 1):
Дети выполняют ритмичные движения под музыку.
Решение примеров. Дифференцированное задание. < Слайд 24, 25, 26, 27> (Приложение 1):
– А пираты оставили нам сундук. Здесь записка – конфеты с арифметической начинкой. Нам нужно выполнить самостоятельную работу, решить примеры.
Дети решают примеры по уровням: сильные (красный цвет конфет), средние (зелёный), слабые (жёлтый).
красный | зелёный | жёлтый |
59-17 | 86-2 | 83-30 |
34-14 | 38-8 | 28-8 |
72-42 | 59-20 | 43-3 |
99-69 | 67-27 | 72-2 |
35-15 | 83-63 | 21-1 |
45+13 | 72+8 | 26+4 |
35+12 | 47+3 | 47+2 |
61+29 | 85+5 | 24+3 |
33+57 | 83+7 | 45+20 |
12+78 | 9+81 | 20+7 |
– Вот мы и попали в созвездие Цифирия < Слайд 28> (Приложение 1), путешествие завершилось. (Цифры аплодируют).
IV. Подведение итогов.
– Вспомним, под каким девизом мы с вами работали< Слайд 29> (Приложение 1):
В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного,
Будем думать и считать
И о многом узнавать.
Вспомним тему урока < Слайд 30> (Приложение 1):
– Положите перед собой лист самооценки и отметьте уровень своих знаний на конец урока. < Слайд 32> (Приложение 1).
Лист самооценки
Начало урока |
Конец урока |
||
Знаю всё |
Знаю всё |
||
Знаю, но не всё |
Знаний стало больше |
||
Знаю мало |
Ничего нового не узнал |
||
Ничего не знаю |
Могу рассказать другим |
– А теперь давайте создадим своё созвездие 2 “Б”, прикрепим на доску звёздочки. Кому на уроке было комфортно, всё понятно – голубую. Кому было трудно, неинтересно, встретились сложности – белую. А кто остался равнодушным к уроку – жёлтую.
– А теперь переверните свои цветные листочки (с примерами) и посмотрите на своё домашнее задание (домашнее задание дифференцированное).
Урок завершается с тёплым настроением. Дети встают. Звучит музыка, на экране опять солнышко. < Слайд 33> (Приложение 1).
Учитель читает слова:
Всегда оставайся удачливым, смелым,
Пусть только попутные веют ветра!
Но главное – чтобы
Ты в жизни не делал,
Пусть всё это будет во имя добра!
Урок закончен! Спасибо за внимание! < Слайд 34> (Приложение 1).