Нетрадиционные формы урока. Урок-соревнование

Разделы: Музыка


Цель: выявление знаний учащихся 1 класса по пройденным темам, закрепление и обобщение материала.

Задачи в обучении и развитии:

  • выполнить различные упражнения по теме «Интервалы»;
  • развить творческие способности учащихся;
  • повторить пройденную в 1 четверти тему «Ступени»;
  • освоить упражнения с ритмом;
  • развить музыкальный слух.

Задачи в воспитании:

  • сформировать чувство коллективизма, доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи;
  • сформировать комплекс положительных качеств, необходимых личности в коллективе.

Оборудование:

  • карточки с интервалами;
  • карточки с ритмом «Блюдца»;
  • ватман с ритмом двухголосия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вход учащихся в класс. Рассказ об уроке-соревновании. Все учащиеся делятся на две команды, в каждой команде выбирается капитан. Все  задания, которые выполняет команда, поощряются особым знаком – грибочком. В конце урока подсчитываются грибочки в каждой из команд. Выигравшей считается та команда, которая собрала грибов больше.

II. Распевание в тональности

 Пение гаммы До-мажор всем классом под аккомпанемент учителя. Дается установка на пение не громкое; напоминается, что при пении нужно слышать соседа и голосом «подстраиваться» к нему. Пение канона «Слышишь песню у ворот» двумя группами. Задача – спеть правильно свою партию., не кричать во время пения.

III. Определение ступеней (работа в группе)

Учитель предлагает спеть всем вместе песенку про ступеньки. Учащиеся исполняют песню, после этого отгадывают элементы этой песни: III-II-I, V-VI-VII-I  и т.д. Убедившись, что учащиеся хорошо настроились в тональности, учитель играет только саму ступень, а учащиеся допевают самостоятельно: V,  II,  VII,  I и т.д. Отвечать можно всем хором. Постепенно увеличивается темп определения ступеней, затрагиваются верхний и нижний регистры.

IV. Построение интервалов на доске вверх и вниз от ноты (индивидуальная форма работы)

Желающий выходит к доске, ученик из другой команды дает задание. Например: построить ч4 от «до». Затем к доске выходит участник команды, дававшей задание. Вариант этого упражнения – определение уже построенных интервалов на доске. Например: «фа-ля» (терция), «соль-ре» (квинта), «фа-ми» (септима).

V. Определение интервалов на слух

Учитель показывает карточки, на которых изображены интервалы. Группам предлагается назвать их. Например: м6 – малая секста, ч4 – чистая кварта, б2 – большая секунда.
После повторения названий интервалов предлагается вспомнить песенки, которые разучивались к каждому интервалу:

м2 – «Ох, как больно мне, я пожалуюсь тебе»
б3- «Ах, какой прекрасный солнечный денек»
ч8 – «Радуга, радуга от земли до неба»

Убедившись, что учащиеся хорошо вспомнили интервалы, учитель раскладывает карточки на столе. Приглашается желающий определять интервалы. Услышав интервал, он поднимает соответствующую карточку и показывает ее всему классу. Учащиеся проверяют, верно ли определен интервал. Затем приглашается ученик другой команды.

VI. Прохлопывание ритма по группам

На доске вывешивается ватман, на котором написана двухголосная ритмическая партитура   в размере 2/4  из пройденных длительностей (восьмые, четверти, половинные, целые). Просьба прохлопать один вариант первую группу. Затем другой вариант – вторую группу. После этого оба варианта звучат вместе одновременно.

VII. «Блюдца»

Ученики делятся на три микрогруппы. Каждой из них выдается «блюдце» (тарелочка, нарисованная на бумаге). На каждом блюдце свой ритм: четверть и две восьмые, две восьмые и четверть или восьмая, четверть, восьмая. Вместе с этим раздаются карточки с выписанными на них словами: вишенка, черешня, виноград и др. Нужно разложить карточки в соответствующее ритму этого слова  «блюдце».

VIII.Исполнение любимых песен

 Исполняются песни, выученные в году. Учащиеся сами выбирают понравившуюся им песню и исполняют ее силами своей группы.

IX. Подведение итогов

Учитель просит учеников проанализировать, все ли задания удалось выполнить успешно, что еще необходимо подучить. Подсчитывается количество грибочков в каждой группе. Выигравшей команде вручается приз. Проигравшая команда получает утешительный приз.

X. Домашнее задание

Повторить все песенки про интервалы.