Строение вещества. Тепловое движение частиц

Разделы: Физика


Цель: в игровой форме, наглядно усвоить тему о строении вещества, иметь представление о связях между молекулами и агрегатном состоянии вещества.

Задачи: используя методику арттерапии закрепить полученные знания, умения и навыки.

Работа предназначена для занятий двух групп или двух классов небольшой наполняемости.

I. Занятие начинается с повторения теоретической части.

Ответьте на вопросы:

  1. Из чего состоят вещества? (из молекул и межмолекулярного пространства).
  2. В каком состоянии находятся молекулы – покоятся или движутся? (находятся в броуновском движении непрерывном и хаотическом, то есть тепловом ).
  3. Кто из ученых ввел понятие теплового движения? (М.В.Ломоносов).
  4. Каковы молекулы одного и того же вещества в различных физических условиях? (молекулы одного и того же вещества ни при каких условиях не изменяются).

Мы знаем, что в природе вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Давайте разберем каждое из этих явлений. Попробуйте представить себя в роли молекул и изобразить некоторые физические явления.

II. Вводная часть с приемами арттерапии.

В твердом состоянии тело имеет форму и объем, расстояние между молекулами соизмеримо с размерами самих молекул. Можно ли металлы отнести к твердым телам? (да, так как они имеют форму, объем и кристаллическую решетку). Выйдите по 6 человек от каждого класса и изобразите кристаллическую решетку металла (учащиеся от каждого класса выстраиваются в ряд, берут друг друга под ручки и показывают колебательные движения около точки равновесия). Давайте оценим работу каждого класса, выскажите свое мнение…

Что можно сказать о жидкости? (имеет объем, но не имеет форму, расстояние между молекулами больше самих молекул). Каково свойство жидкости? (текучесть, смачиваемость, капиллярность). Выйдите по 5 человек от каждого класса и попытайтесь изобразить жидкость с молекулярной точки зрения (учащиеся каждого класса выстраиваются в ряд, держась за руки, и совершают колебательные движения). Наглядно видно, что такая связь не прочная и ее можно нарушить. По одному учащемуся от класса предлагается нарушить связь между молекулами (разбегается и нарушает связь между руками учащихся).

С помощью условного обозначения связи между молекулами вещества можно изобразить текучесть и смачиваемость жидкости. Команды по 4 человека постараются это продемонстрировать. (плавное перемещение четырех учащихся взявшихся за руки - текучесть; двое учащихся, взявшихся за руки, соединены с двумя учащимися, взявшихся под руки).

В чем заключается основное свойство газа? (газы не имеют ни формы, ни объема, заполняют все представленное пространство, его можно сжать, так как расстояние между молекулами намного больше размеров самих молекул). Пятеро учащихся от каждого класса, изобразите газообразное вещество. (учащиеся хаотично движутся). Давайте оценим работу каждого класса….

III. Основная часть задания.

Мы с вами выяснили, что вещества состоят из молекул, которые движутся беспорядочно и непрерывно. Такое движение называется тепловым. Давайте выясним, действительно ли такое движение тепловое? Предлагаю 10 учащимся 7а класса встать в круг, взявшись за руки и замкнув его. Они будут представлять стенки сосуда. Запускаем в этот импровизированный сосуд 6 учащихся 7б класса и предоставим им возможность изобразить газ в сосуде. (начинают беспорядочно двигаться, сталкиваясь между собой и со стенками сосуда в течение 2-3 минут). А теперь опросим молекулы газа о их состоянии.(им стало жарко, то есть такое движение действительно  тепловое ).

Какой вывод можно сделать из нашего занятия? (вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки, молекул в веществе много и они находятся в тепловом броуновском движении).

IV. Вывод из задания.

Давайте закрепим полученные знания экспериментально. 7 классу «а» предложим провести эксперимент по диффузии марганцовки в холодной и горячей воде, продемонстрировать явление и прокомментировать его. 7 классу «б» предлагается провести эксперимент на смачиваемость, продемонстрировать явление и прокомментировать его.

Большое спасибо всем присутствующим за данное занятие! Прошу обменяться эмблемами молекул. Занятие закончено.