Модуль (6 ч.)
Цели и задачи модуля:
- Обеспечить усвоение монтажа и демонтажа арочной металлической крепи.
- Расширить следующие специальные производственные представления о формах и размерах поперечного сечения выработки, комплектации арочной крепи.
- Усвоить правила техники безопасности на работе при монтаже и демонтаже арочной крепи.
- Развивать у будущих производственников умение решать проблемные задачи, применять имеющиеся знания на практике.
- Содействовать развитию необходимых личностных качеств, таких как воля, целеустремленность, ответственность, собранность.
- Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Учащиеся должны знать:
- классификацию крепей по назначению и виду выработки;
- рабочие характеристики крепи;
- последовательность монтажа арочной крепи;
- крепежные материалы арочной крепи (деревянные, металлические, бетонные, железобетонные, анкерные…).
Учащиеся должны уметь:
- выполнять монтаж и демонтаж арочной крепи;
Кодовые слова: горная крепь, СВП(специальный взаимозаменяемый профиль), верхняк, стойка, затяжка, хомут, планка, гайка, Т-образный болт, стяжка, узел (замок)
Контрольные вопросы:
- Дайте определение горной крепи.
- Какие материалы применяют для крепления горных выработок?
- Какие элементы входят в состав хомута?
- Какова последовательность монтажа арочной металлической крепи?
- Какие размеры узла используются при установке крепи?
Структура УМ “Монтаж и демонтаж арочной металлической крепи”
Структура модуля | Форма и содержание уроков | Время | Баллы |
Вводная часть | 1.Орг. момент 2. О.И. “Укажи название” 3. О.И. “Впиши слово” 4 .Объяснение нового материала Т.Б. |
5 мин 5 мин 5 мин 20 мин 10 мин |
5 б 15 б.
10 б. |
Диалогическая часть | 1. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж | 130 мин | 40 б
|
Итоговая часть | 1. Уборка рабочего места 2. Проведение заключительного инструктажа Анализ работ 3.Ответить на вопросы Итог, д/з |
5 мин 15 мин 10 мин 5 мин |
10 б
5 б. |
ВСЕГО – 85 баллов
Инструкционная карта
Тема: Монтаж и демонтаж арочной металлической крепи
Цель упражнения: Овладеть приёмами последовательности, монтажа(установки) и демонтажа арочной металлической крепи.
Последовательность выполнения упражнения (что делать ) | Инструктивные указания (как делать) | Самоконтроль учащихся (как проверить правильность выполнения действия) |
1.Установка межрамной (расстрел) стяжки, с левого борта. | Откручиваем Т-образный болт и закручиваем стяжку (расстрел) | Стяжка(расстрел)должен закреплен плотно к предыдущей стойке (ножка) |
2.Установка межрамной (расстрел) стяжки, с правого борта. | Откручиваем Т-образный болт и закручиваем стяжку (расстрел) | Стяжка(расстрел)должен закреплен плотно к предыдущей стойке (ножка) |
3.Установка межрамной (расстрел) стяжки , с кровли(вверх выработки). | Откручиваем Т-образный болт и закручиваем стяжку (расстрел) | Стяжка(расстрел)должен закреплен плотно к предыдущей стойке (ножка) |
4.Установка правой стойки (ножка) | Если необходимо подкапываем лунку спец. инструментам (тяпка) , вставляем Т-образный болт в отверстие на стойке (ножка) и закручиваем гайку | Стойка(ножка) должна быть установлена по одному размеру с предыдущей Стойкой(ножка) |
5.Установка левой стойки (ножка) | Если необходимо подкапываем лунку спец. инструментам (тяпка) вставляем Т-образный болт в отверстие на стойке (ножка) и закручиваем гайку | Стойка(ножка) должна быть установлена по одному размеру с предыдущей Стойкой(ножка) |
6.Установка верхнего сегмента (верхняк) на стойки (ножки) | С двух сторон поднимаем (верхняк) и вдеваем в паз стоек (ножка) | верхний сегмент (верхняк) одевается на стойки (ножки), узел (замок ) должен составлять 40см |
7.Установка 2-х хомутов на узел (замок) с правой стороны | 2 Хомута устанавливаем друг от друга через 20 см | Хомуты должны располагаться параллельно друг к другу на расстоянии 20см |
8.Установка 2-х хомутов на узел (замок) с левой стороны | 2 Хомута устанавливаем друг от друга через 20 см | Хомуты должны располагаться параллельно друг к другу на расстоянии 20 см |
Ход урока
№ п/п | Вид работ | Деятельность мастера | Деятельность учащихся | Оценка | Ожидаемый результат |
1. | Организационный момент (5 мин) |
Мастер принимает рапорт старосты,
проверяет наличие учащихся, отмечает
отсутствующих в журнале. Объясняет тему, цели и план проведения занятия, (знакомит с содержанием УМ) Назначает бригадиров. |
Учащиеся слушают, записывают тему
урока. Слушают цели урока, уточняют. Учащиеся соглашаются с планом урока и вносят свои предложения |
Умение планировать. Психологическая готовность к уроку. Умение определять цели и проектировать результат. | |
Вводный инструктаж (30 мин) | |||||
2. | О.И. “Укажи название” (5 мин) |
Проводит повторение пройденного материала. Мастер предлагает учащимся разделиться на бригады по 4-5 человек. Затем предлагает в бригадах выполнить задание “Укажи название” | Учащиеся выполняют задания побригадно, затем один представитель от бригады выходит к интерактивной доске и показывает верный ответ. | За каждый правильный ответ по 1 б. Макс. 5 б. |
Повторение пройденного ранее по спецтехнологии |
3 | О.И. “Впиши слово” (5 мин) | Предлагает учащимся вписать
пропущенные слова в определения. Формы
поперечного сечения бывают: прямоугольной,
трапециевидной, косоугольной, полигональной,
сводчатой, арочной, круглой. 2. Процесс возведения крепи в подземных выработках называется креплением. 3. Различают постоянную и временную крепь. 4. Постоянной называют крепь, установленный на весь срок существования выработки. 5. Временную крепь применяют для поддержания выработки до возведения постоянной крепи. |
Учащиеся выполняют задание. | За каждое пропущешшое слово по 1 б. Макс 15б. |
Развивает логическое мышление, память |
4. | Объяснение нового материала (20 мин) | Рассказывает о значении данной работы
для освоения профессии. Опираясь на знания
теоретического материала, пройденного ранее,
разобрать свойства материала крепи, Какие
элементы входят в состав хомута, Какова последовательность монтажа арочной металлической крепи, Какие размеры узла используются при установке крепи. Предлагается инструктаж по проведению монтажа и демонтажа арочной крепи. Демонстрируется монтаж и демонтаж арочной крепи Предлагается работа с инструкционной картой. Пояснение мастером (порядок выполнения работы) |
Учащиеся внимательно слушают
объяснение мастера.
Изучают инструкционную карту
Наблюдают за порядком выполнения работ по монтажу арочной крепи.
Изучают порядок работы по монтажу и демонтажу арочной крепи. |
Прочные знания.
Логическое мышление, память Самостоятельность. |
|
Перемена (производственная гимнастика) 5 мин | |||||
5 | Т.Б. (10 мин) |
Предлагается инструктаж: соблюдение
правил ТБ при работе. Обращает внимание на
опасные зоны (приемы работы), требующие особой
осторожности на работе. Повторяет правила ТБ. |
Внимательно слушают и дают ответы на
вопросы.
Роспись в журнале ТБ |
10 б. | Твердое знание правил ТБ. |
6. | Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж (130мин) | Мастер проводит целевые обходы рабочих
мест учащихся. Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию. Второй обход: обратить внимание на правильность выполнения приемов. Третий обход: проверить правильность соблюдения технологической последовательности выполнения задания. Четвертый обход: соблюдение технических условий работы. Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ. Выдать дополнительное задание наиболее успевающим ученикам – произвести демонтаж арочной крепи. |
Учащиеся расходятся по рабочим местам и
выполняют монтаж и демонтаж арочной крепи. Демонстрируют работу и совместно с мастером разбирают ошибки. |
40б. | Развитие профессионального мастрества Развитие необходимых личностных качеств, таких как воля, целеустремленность, ответственность, собранность Развивать у будущих производственников умение решать проблемные задачи, применять имеющиеся знания на практике |
7. | Уборка рабочего места (5) | Предлагает убрать рабочие места и инструменты на места. | Выполняют распоряжение | 10б. | Дисциплинированность, культура рабочего |
8. | Заключительный инструктаж Анализ работ – 15 мин |
Каждый учащийся оценивает свою работу, называет затруднения, причину их возникновения | Получают оценку работы. | Итог рабочего дня. | |
9. | Ответить на вопросы (10 мин) | Работа с карточками. Ответить на
контрольные вопросы. Дайте определение горной крепи. Какие материалы применяют для крепления горных выработок? Какие элементы входят в состав хомута? Какова последовательность монтажа арочной металлической крепи? Какие размеры узла используются при установке крепи? |
Отвечают на контрольные вопросы, по проработанной теме. | 5 б. | Закрепление материала |
10 | Итог, д/з-5 мин | Предлагает бригадирам подсчитать
баллы. Переводим баллы в оценку. Кто заработал От 85 до 72 – “5” От 71 до 63 – “4” От 62 до 44 – “3” От 43 и ниже – “2” Определяют у кого самый высокий рейтинг на уроке. |
Подсчитывают баллы | Умение подводить итоги своей работы, определять результат и объективно оценивать свой труд. |